Урок 7. СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ («Букварь», с. 12)
Педагогическая цель: создать условия для развития у учащихся умения различать слово и предложение.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: различать предложение и слово; определять признак предложения - законченность мысли; находить границы предложений; составлять их схемы; определять количество слов в предложении.
Личностные: воспринимают важность (ценность) учебы как интеллектуального труда и познания нового.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: корректируют деятельность (вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения).
Познавательные: общеучебные ~ применяют схемы для решения учебной задачи; логические - определяют признаки предложения.
Коммуникативные: соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, «вежливые» слова); могут решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся языковые средства.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать … (урок).
II. Повторение изученного материала.
Повторяем сказку «Репка» и предыдущий материал на основе этой сказки.
III. Постановка учебной задачи.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.
-Что нас окружает (Показываю на различные предметы в классе: доску, парты, цветы…)
Все в мире имеет названия:
Люди, животные, здания,
Игрушки, цветы, планеты –
Предметов без имени нету!
-А если предмета нет, а я хочу попросить именно этот предмет, то, что я должна сделать? (Назвать его)
- А что мне для этого потребуется? (слова)
- А много я должна знать слов?
Сообщение цели: - Так кто может назвать тему нашего урока? Но не только о словах, а также о том, достаточно ли знать только много слов, чтобы наша речь была понятна окружающим.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.
Познавательные УУД: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью рисунков, схем.
СЛОВО.
1.Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?
-Что у меня в руках за предмет? (мяч)
-Что можно сделать с этим предметом? (подбросить, уронить,…)
-А что можно сделать со словом «Мяч»? (произнести, записать, нарисовать)
Ну, а так как мы с вами ещё не умеем писать, то будем обозначать слова схемами – чёрточками.
- Посмотрите на слайд и скажите, что вас на нём заинтересовало? (Карлсон, заяц, девочка, собака, сорока, фигуристка)
- Сколько предметов нарисовано на картинках?
- Я их обозначила словами – схемами. Всё ли я сделала правильно? ( Одна схема лишняя)
- Придумайте слово, которое бы, по - вашему, подошло к нашим словам.
- Почему вы считаете, что оно подходит?
- Что лишнее на слайде? Где написано это слово? (В центре?)
- Прочитайте его.
Ребят, все эти слова отвечают на вопрос «кто?».
- Если вы внимательно на них посмотрите, то найдёте между ними что-то общее и сможете сказать, какие слова в русском языке отвечают на вопрос
« Кто?»
Слова, которые обозначают людей и животный отвечают не вопрос КТО?
- Посмотрите на второй слайд. Все остальные слова, обозначающие другие предметы, отвечают на какой вопрос?
2. Слова, обозначающие ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ
- Значит, мы уже знаем, что слова обозначают что? (предметы)
- А как вы думаете, есть ли слова, которые обозначают не предметы?
- Кого вы видите на слайде? (дельфина)
- Что он делает? (плывёт)
- Что обозначает слово « плывёт»? Слово обозначает действие, которое совершает предмет.
Кого вы сейчас видите на слайде? (собачку)
- А она что делает? (машет хвостом)
- Значит, слова обозначают не только предметы, но и их действия.
-Придумайте слова, которые обозначают действия, которые может совершать собачка.
Слова, которые обозначают действия, мы будем подчёркивать двумя чёрточками.
Игра: сейчас я буду называть слова, если они будут обозначать действие, вы будете изображать это действие, а если они обозначают предмет, то вы будете хлопать 1раз.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.
- Кого вы видите сейчас на слайде? (котёнка, мышку и слова « бежать, ловить, смотреть» ).
-Какое сообщение я хотела передать вам этим рисунком? (Ответы у всех разные.)
1. Работа с рисунком.
- Рассмотрите слайд. Кто изображен на рисунке слева? Кто изображено на рисунке справа? Расскажите о том, что хотел сообщить (Какую свою мысль?) нам художник.
(Котёнок увидел мышку.)
Произнесённую мысль можно нарисовать. Рисуночное письмо называется пиктограммой.
Найдите пиктограмму(рисуночное письмо) на 12 странице учебника.
Как вы думаете, почему все решили, что рисовать свои мысли не очень удобно?
(1.Не все умеют хорошо рисовать
2.Рисунки можно понимать по – разному.)
- Поэтому рисунки заменили чем? (Словами)
- Если я просто буду называть разные слова, поймёте ли вы, что я хотела вам сообщить?
- А что же надо сделать со словами, чтобы вам стало это понятно? Стало понятно, какую мысль я хочу вам передать?
- Как герои сказки Репка, которую мы повторяли в начале урока, выстраиваются друг за другом, так и слова, для выражения какой-то мысли, выстраиваются друг за другом и образуют предложение.
( Слова должны стоять в определённом порядке и дружить друг с другом – между ними должна быть связь)
- Каждую мысль, которую мы выражаем словами, назвали Предложением.
«Ребята, пожалуйста, запишите…»
(мысль не законченная)
Предложение должно выражать обязательно законченную мысль!
Схему слова мы уже знаем, теперь подумаем, как мы будем изображать предложение.
- Что мы про предложение уже знаем?
( состоит из слов, выражает законченную мысль)
- Если я его обозначу так: - - - - , будет понятно?
- Почему?
- Что должно быть у каждого предложения? (Начало и конец).
-Что изображено на слайде? (Гриб)
- Придумайте предложение про гриб.
- Что мы про это предложение уже можем сказать? (Состоит из слов)
- Давайте изобразим эти слова схематически.
- Какое слово стоит в начале этого предложения?
- А как нам обозначить начало предложения на схеме?
- А как обозначить конец? Кто что предложит?
Подведение итогов: - Что выражает предложение?
- Из чего состоит предложение?
- Как пишется начало предложения?
- Как мы узнаем, что предложение закончилось?
- Кто придумает предложение, а мы, задавая наводящие вопросы, попробуем отгадать это предложение?
Закрепление .
Примеры наводящих вопросов: 1. О ком или о чём говорится в твоём предложении? ( позже усложняем: слова точно называть нельзя, можно только говорить: о животном, посуде, птице,..)
2. Покажи, что этот предмет делает.
3. Ск. слов в твоём предложении?
4. Начерти схему.
Работа по учебнику: - Сколько схем предложений на стр.12?
- Кто назовёт предложение, которое записано три раза по-разному?
-Кто нарисован на странице в нижнем правом углу? (сорока)
- Сколько слов в предложении о сороке?
- Назовите это предложение.
- Составьте предложение о том, кого я сейчас опишу (схема этого предложения есть на странице): он пушистый (Про кого моё предложение уже не может быть? про мальчика), он усатый, он хищник длиннохвостый.
Подведение итогов: - Из чего же состоит наша речь?
- Что выражает предложение?
- Как мы его узнаем при письме?
- Из чего состоит предложение? (из слов, связанных по смыслу)
VI. Итог урока. Рефлексия.
Регулятивные УУД: осуществляют контроль усвоения нового материала.
Понравился вам урок? Если понравился, то поднимите зелёный кружочек, если нет – красный.
Что нового для себя вы сегодня узнали?
В чем испытывали затруднения?
О чем еще хотели узнать? (Ответы детей.)