СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово и слог.Как образуется слог

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать развитию у учащихся умения отличать гласные звуки от согласных, слышать слияние согласного звука с гласным, делить слова на слоги.

Просмотр содержимого документа
«Слово и слог.Как образуется слог»

Литературное чтение

Урок № 8 дата 18.09 1 класс

Тип урока: открытие новых знаний



Урок литературного чтения в 1 А классе (УМК «Школа России»)


Тема

Как образуется слог. Слушание литературного произведения о Родине. Е.В. Серова "Мой дом"

Педагогическая цель

Способствовать развитию у учащихся умения отличать гласные звуки от согласных, слышать слияние согласного звука с гласным, делить слова на слоги.

Тип урока

Решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют слияние согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния; графически изображают слог-слияние; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений.

Личностные результаты

Выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами безопасного поведения в быту.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся высказывать свое предположение на основе работы с рисунками и схемами.
Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрации; логические – анализируют звуко-буквенный состав слов; различают гласные и согласные звуки, называют основные отличительные признаки; осуществляют синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные: работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, отвечают на вопросы товарища, выслушивают и оценивают ответ товарища.

Основные понятия и термины

Предложение, гласные и согласные звуки, слог-слияние.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная, парная.

Образовательные ресурсы

Рисунки с изображением кота, схемы слов.




Ход урока.

  1. Организационная часть урока

Здравствуйте.

-Ребята, попробуйте угадать, о чем говорится в загадке:

Здесь девчонки и мальчишки

Достают тетрадки, книжки.

Трудятся старательно,

Слушают внимательно.

Дети те – одна семья.

Кто они, спрошу тебя. (Ученики, школа, класс)

  1. Актуализация опорных знаний.




1.Развитие речи учащихся. Работа над скороговорками


1.От топота копыт пыль по полю летит.

2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку

3. Дом у дуба дуб у дома

2. Игра «Речевой домик».

- Что такое слог? (часть слова)

- Из чего состоят слоги? (из звуков)

- А, что такое звуки? (то что мы произносим и слышим)

- Сегодня на уроке мы с вами на уроке будем учиться выделять звуки в словах, поупражняемся в произношении каждого звука в слове четко и отдельно от других звуков.



В поезд можете садиться,

 Этот поезд быстро мчится

 От границы до границы

 По степям до синих гор

 На зелёный семафор.

 

- Я предлагаю вам отправиться в наше путешествие на этом замечательном поезде. По дороге нам встретятся станции, на которых мы сделаем остановки. Но раз это путешествие необычное, то и станции нам встретятся необычные – волшебные. Нам предстоит выполнить все задания и в конце нашего путешествия нас ждёт сюрприз. Все готовы? Ну, тогда в путь!

«Ту-ту!» - наш поезд отправляется. (Имитация движения поезда)

Мы едем, едем, едем

 В далёкие края,

 Хорошие соседи,

 Счастливые друзья.

 Нам весело живётся,

 Мы песенку поём.

 А в песенке поётся

 Про то, как мы живём.




  1. Изучение нового материала.

Прежде нам надо определить номера вагонов.

-Приведите примеры слов с одним слогом,с двумя…,с тремя…

1. Работа по учебнику: стр. 16-17.


Волк и семеро козлят.

– Героев какой сказки вы видите на картинке? («Волк и семеро козлят».)

(Чтение учителем сказки «Волк и семеро козлят»).



Рассмотрите рисунки

-Героев какой сказки вы видите на рисунке? (Волк и семеро козлят)

-Кто на них изображен? (Коза, волк, козленок)

-Вспомните сказку.

-Что произошло, когда мама-коза ушла за молоком? (Пришел волк и съел козлят)

-Как волку удалось обмануть козлят?

-Всех ли козлят съел волк? (Нет)

- Куда спрятался маленький козленок? (В шкаф)

-Кто поглядывает в окно? (Волк)

- Кто расскажет, чем же закончилась сказка?

(Поощрить учеников, которые поставили правильные вопросы.)

2. Составление предложений по схемам. стр.16

- Посмотрите на схему предложений

-Из скольких слов состоит первое предложение? (2)

-Какой знак препинания стоит в конце предложения? (.)

- Составьте предложения по рисунку, чтобы оно состояло из двух слов и в конце стояла точка.

- Из скольких слов состоит второе предложение? (3)

- Какой знак препинания стоит в конце предложения? (.)

-Составьте предложение по рисунку, чтобы оно состояло из трех слов и в конце стояла точка.

- Из скольких слов состоит третье предложение? (4)

-Какой знак препинания стоит в конце предложения? (.)

-Составьте предложение по рисунку , чтобы оно состояло из четырех слов и в конце стояла точка.



Правила:

1) Говорить шепотом, не мешать другим. Уступать.

2) Поднимать руку.

- Какие вопросы вы задавали друг другу?

Схема: Вошла коза. Принесла молока. Коза открыла дверь. Вещи разбросаны.

Из шкафа вышел козленок.


3. Работа над пословицей


Кто матери не послушает в беду попадёт


 Она напоминает о том, что родители всегда заботятся о своих детях и их наставлениях, которые необходимы в жизни.



Закрепление новых знаний

1. Анализ слов Соотнесение рисунков и слого-звуковых схем слова (с.16)

Звуковой анализ слова кот

*Анализ слова кот.

– Сколько слогов в слове кот? (Один.)

– Произнесите это слово. Какое слияние вы слышите? (ко-.)

– А каким звуком заканчивается слово кот? (Звуком [т].)

– Какой это звук: гласный или согласный? (Согласный.)

– Почему? (Потому что при его произнесении выдыхаемый воздух встречает во рту преграду.)

Вывод: в слове кот один слог; в нем три звука: два первых звука, согласный и гласный, слились, образовав слияние; третий звук, согласный, находится за пределами слияния.

– Произнесите все слово целиком. (Кот.)

– Посмотрите, как слово кот обозначено схемой:

-Кто это? (Кот)

- Произнесем слово кот и определим количество звуков в этом слове.

- Сколько звуков в слове кот? (3 звука)

- Произнесите эти звуки? ([к][о][т])

- Сколько слогов в слове кот? (1 слог)

- Посчитаем слоги при помощи хлопков

- Какие звуки образуют в этом слове слияние? (звук [к]и звук [о]образует слияние)

- Какие звуки [к] и [о]? ([к]-согласный [о]- гласный)

- Докажите.

На странице 16 соотнесите рисунки и схемы.

- Что изображено на предметной картинке? (ваза, кот , печка)

- Подходит ли схема к названному слову ваза?

- Посчитаем количество слогов в слове ваза при помощи хлопков

- Сколько слогов в слове ваза (2 слога)

- Позовем слово ваза и определим, на какой слог падает ударение (ударение падает на первый слог, на гласный звук [а])

- Подходит ли схема к названному слову кот?

- Посчитаем количество слогов в слове кот при помощи хлопков

- Сколько слогов в слове кот ( 1 слог)

- Позовем слово кот и определим, на какой слог падает ударение (ударение падает на гласный звук [о])

-Подходит ли схема к названному слову печка?

- Посчитаем количество слогов в слове печка при помощи хлопков

- Сколько слогов в слове печка (2 слога)

- Позовем слово печка и определим, на какой слог падает ударение (ударение падает на первый слог, на гласный звук [э])

-А каким звуком заканчивается слово кот? (звуком т)

- Какой это звук: гласный или согласный? (согласный)

- Какой вывод мы можем сделать, то что слово кот состоит из одного слога; в нем три звука: два первых звука – [к] и [о] гласный, образуют слияние [ко]; третий звук находится вне слияния. Слог кот состоит из слияния звука [к] c гласным звуком [о] и звук [т] вне слияния.

-Произнесем все слово целиком (кот)

- Повторите (кот)

- Могут ли образовать слог два гласных звук? (нет)

3. Игра «Назови одним словом».

– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Стул, стол, кровать, шкаф.)

– Назовите все эти предметы одним словом. (Мебель


4. Работа над стихотворением Е.В. Серова "Мой дом"





Е.В. Серова "Мой дом"


У меня есть родной
Удивительный дом:
Нет стены ни одной
В этом доме моём.Только есть потолок —
Голубой–голубой,
Только много дорог —
Знай шагай по любой!По одной ты пойдёшь —
Там страна Целина:
Как посеешь там рожь,
Будет с Марса видна!По другой зашагай,
И она приведёт
В белый Северный край,
Где нетающий лёд.А по третьей придёшь
В злое Царство Песка:
Там нигде не найдёшь
Ни цветка, ни листка.Может, мне посадить
В этом царстве сады?
Может, мне растопить
Бесполезные льды?Может, мне всю страну
Целину
Распахать в ширину и
и в длину?Очень дом мой огромен —
От песков и до льдин!
Хорошо, что я в доме
Живу не один.Много жителей в нём —
Все не счесть имена! —
Потому что мой дом —
Это наша страна.Тут хозяин — народ,
Он и добр, он и строг,
По–хозяйски пройдёт
По мильонам дорог.И растопятся льды
Добрым жаром людским,
Засмеются сады
Там, где были пески;И в чудесное Царство Зерна
Превратится страна Целина.
Я бы всем помогал,
Да сказали, что мал!Что же, я подожду,
Хватит дела и мне!
А пока я пройду
По Зелёной стране,
Где кувшинок листы —
Как плоты на реке,
Где болтают цветы
На своём языке.
Поиграю с волной,
С мотыльком покружусь
И с родною страной
Навсегда подружусь.





  1. Итог урока. Рефлексия.


- Ребята, если вам понравился урок и у вас все получилось, поднимите зеленый листик ,если у вас что-то не получалось или вам что-то не понравилось, поднимите желтый листик



– Какие знания, умения, навыки помогли вам сегодня на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Спасибо за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!