Литературное чтение
Урок № 8 дата 18.09 1 класс
Тип урока: открытие новых знаний
Урок литературного чтения в 1 А классе (УМК «Школа России») |
Тема | Как образуется слог. Слушание литературного произведения о Родине. Е.В. Серова "Мой дом" |
Педагогическая цель | Способствовать развитию у учащихся умения отличать гласные звуки от согласных, слышать слияние согласного звука с гласным, делить слова на слоги. |
Тип урока | Решение учебной задачи. |
Планируемые результаты (предметные) | Выделяют слияние согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния; графически изображают слог-слияние; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений. |
Личностные результаты | Выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами безопасного поведения в быту. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: учатся высказывать свое предположение на основе работы с рисунками и схемами. Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрации; логические – анализируют звуко-буквенный состав слов; различают гласные и согласные звуки, называют основные отличительные признаки; осуществляют синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, отвечают на вопросы товарища, выслушивают и оценивают ответ товарища. |
Основные понятия и термины | Предложение, гласные и согласные звуки, слог-слияние. |
Методы, формы работы | Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная, парная. |
Образовательные ресурсы | Рисунки с изображением кота, схемы слов. |
Ход урока.
Организационная часть урока
Здравствуйте.
-Ребята, попробуйте угадать, о чем говорится в загадке:
Здесь девчонки и мальчишки
Достают тетрадки, книжки.
Трудятся старательно,
Слушают внимательно.
Дети те – одна семья.
Кто они, спрошу тебя. (Ученики, школа, класс)
Актуализация опорных знаний.
1.Развитие речи учащихся. Работа над скороговорками
1.От топота копыт пыль по полю летит.
2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку
3. Дом у дуба дуб у дома
2. Игра «Речевой домик».
- Что такое слог? (часть слова)
- Из чего состоят слоги? (из звуков)
- А, что такое звуки? (то что мы произносим и слышим)
- Сегодня на уроке мы с вами на уроке будем учиться выделять звуки в словах, поупражняемся в произношении каждого звука в слове четко и отдельно от других звуков.
В поезд можете садиться,
Этот поезд быстро мчится
От границы до границы
По степям до синих гор
На зелёный семафор.
- Я предлагаю вам отправиться в наше путешествие на этом замечательном поезде. По дороге нам встретятся станции, на которых мы сделаем остановки. Но раз это путешествие необычное, то и станции нам встретятся необычные – волшебные. Нам предстоит выполнить все задания и в конце нашего путешествия нас ждёт сюрприз. Все готовы? Ну, тогда в путь!
«Ту-ту!» - наш поезд отправляется. (Имитация движения поезда)
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём.
А в песенке поётся
Про то, как мы живём.
Изучение нового материала.
Прежде нам надо определить номера вагонов.
-Приведите примеры слов с одним слогом,с двумя…,с тремя…
1. Работа по учебнику: стр. 16-17.
Волк и семеро козлят.
– Героев какой сказки вы видите на картинке? («Волк и семеро козлят».)
(Чтение учителем сказки «Волк и семеро козлят»).
Рассмотрите рисунки
-Героев какой сказки вы видите на рисунке? (Волк и семеро козлят)
-Кто на них изображен? (Коза, волк, козленок)
-Вспомните сказку.
-Что произошло, когда мама-коза ушла за молоком? (Пришел волк и съел козлят)
-Как волку удалось обмануть козлят?
-Всех ли козлят съел волк? (Нет)
- Куда спрятался маленький козленок? (В шкаф)
-Кто поглядывает в окно? (Волк)
- Кто расскажет, чем же закончилась сказка?
(Поощрить учеников, которые поставили правильные вопросы.)
2. Составление предложений по схемам. стр.16
- Посмотрите на схему предложений
-Из скольких слов состоит первое предложение? (2)
-Какой знак препинания стоит в конце предложения? (.)
- Составьте предложения по рисунку, чтобы оно состояло из двух слов и в конце стояла точка.
- Из скольких слов состоит второе предложение? (3)
- Какой знак препинания стоит в конце предложения? (.)
-Составьте предложение по рисунку, чтобы оно состояло из трех слов и в конце стояла точка.
- Из скольких слов состоит третье предложение? (4)
-Какой знак препинания стоит в конце предложения? (.)
-Составьте предложение по рисунку , чтобы оно состояло из четырех слов и в конце стояла точка.
Правила:
1) Говорить шепотом, не мешать другим. Уступать.
2) Поднимать руку.
- Какие вопросы вы задавали друг другу?
Схема: Вошла коза. Принесла молока. Коза открыла дверь. Вещи разбросаны.
Из шкафа вышел козленок.
3. Работа над пословицей
Кто матери не послушает в беду попадёт
Она напоминает о том, что родители всегда заботятся о своих детях и их наставлениях, которые необходимы в жизни.
Закрепление новых знаний
1. Анализ слов Соотнесение рисунков и слого-звуковых схем слова (с.16)
Звуковой анализ слова кот
*Анализ слова кот.
– Сколько слогов в слове кот? (Один.)
– Произнесите это слово. Какое слияние вы слышите? (ко-.)
– А каким звуком заканчивается слово кот? (Звуком [т].)
– Какой это звук: гласный или согласный? (Согласный.)
– Почему? (Потому что при его произнесении выдыхаемый воздух встречает во рту преграду.)
Вывод: в слове кот один слог; в нем три звука: два первых звука, согласный и гласный, слились, образовав слияние; третий звук, согласный, находится за пределами слияния.
– Произнесите все слово целиком. (Кот.)
– Посмотрите, как слово кот обозначено схемой:
-Кто это? (Кот)
- Произнесем слово кот и определим количество звуков в этом слове.
- Сколько звуков в слове кот? (3 звука)
- Произнесите эти звуки? ([к][о][т])
- Сколько слогов в слове кот? (1 слог)
- Посчитаем слоги при помощи хлопков
- Какие звуки образуют в этом слове слияние? (звук [к]и звук [о]образует слияние)
- Какие звуки [к] и [о]? ([к]-согласный [о]- гласный)
- Докажите.
На странице 16 соотнесите рисунки и схемы.
- Что изображено на предметной картинке? (ваза, кот , печка)
- Подходит ли схема к названному слову ваза?
- Посчитаем количество слогов в слове ваза при помощи хлопков
- Сколько слогов в слове ваза (2 слога)
- Позовем слово ваза и определим, на какой слог падает ударение (ударение падает на первый слог, на гласный звук [а])
- Подходит ли схема к названному слову кот?
- Посчитаем количество слогов в слове кот при помощи хлопков
- Сколько слогов в слове кот ( 1 слог)
- Позовем слово кот и определим, на какой слог падает ударение (ударение падает на гласный звук [о])
-Подходит ли схема к названному слову печка?
- Посчитаем количество слогов в слове печка при помощи хлопков
- Сколько слогов в слове печка (2 слога)
- Позовем слово печка и определим, на какой слог падает ударение (ударение падает на первый слог, на гласный звук [э])
-А каким звуком заканчивается слово кот? (звуком т)
- Какой это звук: гласный или согласный? (согласный)
- Какой вывод мы можем сделать, то что слово кот состоит из одного слога; в нем три звука: два первых звука – [к] и [о] гласный, образуют слияние [ко]; третий звук находится вне слияния. Слог кот состоит из слияния звука [к] c гласным звуком [о] и звук [т] вне слияния.
-Произнесем все слово целиком (кот)
- Повторите (кот)
- Могут ли образовать слог два гласных звук? (нет)
3. Игра «Назови одним словом».
– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Стул, стол, кровать, шкаф.)
– Назовите все эти предметы одним словом. (Мебель
4. Работа над стихотворением Е.В. Серова "Мой дом"
Е.В. Серова "Мой дом"
У меня есть родной
Удивительный дом:
Нет стены ни одной
В этом доме моём.Только есть потолок —
Голубой–голубой,
Только много дорог —
Знай шагай по любой!По одной ты пойдёшь —
Там страна Целина:
Как посеешь там рожь,
Будет с Марса видна!По другой зашагай,
И она приведёт
В белый Северный край,
Где нетающий лёд.А по третьей придёшь
В злое Царство Песка:
Там нигде не найдёшь
Ни цветка, ни листка.Может, мне посадить
В этом царстве сады?
Может, мне растопить
Бесполезные льды?Может, мне всю страну
Целину
Распахать в ширину и
и в длину?Очень дом мой огромен —
От песков и до льдин!
Хорошо, что я в доме
Живу не один.Много жителей в нём —
Все не счесть имена! —
Потому что мой дом —
Это наша страна.Тут хозяин — народ,
Он и добр, он и строг,
По–хозяйски пройдёт
По мильонам дорог.И растопятся льды
Добрым жаром людским,
Засмеются сады
Там, где были пески;И в чудесное Царство Зерна
Превратится страна Целина.
Я бы всем помогал,
Да сказали, что мал!Что же, я подожду,
Хватит дела и мне!
А пока я пройду
По Зелёной стране,
Где кувшинок листы —
Как плоты на реке,
Где болтают цветы
На своём языке.
Поиграю с волной,
С мотыльком покружусь
И с родною страной
Навсегда подружусь.
Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, если вам понравился урок и у вас все получилось, поднимите зеленый листик ,если у вас что-то не получалось или вам что-то не понравилось, поднимите желтый листик
– Какие знания, умения, навыки помогли вам сегодня на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Спасибо за урок.