СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый урок по поэмам Гомера. Выше прикреплены презентация, краткие доклады учеников, "Путевой журнал Одиссея" (его ребята заполняют на уроке). Предупреждаю, что, если запланировать на тему один урок, не получится изучить поэмы хорошо. У меня ушло три урока и была быполнена большая домашняя работа. Кроме того, в учебнике даются лишь отрывки из повести Одиссея, мы жепостарались охватить все произведение (упростив его с помощью сообщений и мультфильма "Разрушение Трои. Приключение Одиссея"). Ни в коем случае не давайте детям читать сокращенный необработанный материал (много пошлости!!!). Лучше мультфильм. Вот ссылка не него: https://www.youtube.com/watch?v=EzDhaL1AiMA

Просмотр содержимого документа
«Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.»

Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. (1-й из 1 ч.)

Тип урока: комбинированный.

Цель: Изучить содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одисея»

Задачи:

О: рассмотреть в поэмах Гомера отражение быта, нравов и верований древних греков; общечеловеческие типы и вечные жизненные конфликты; отвагу и смелость героев;

П: отрабатывать умения анализа текста произведения, умение правильно формулировать выводы, высказывать суждения;

развивать мышление как процесс абстрагирования (анализ, синтез, сравнение), зрительную, слуховую память; внимание, семантическое восприятие, устную речь,;

воспитывать интерес к чтению произведений мифологического характера, нравственные качества (доброту, сочувствие и сопереживание героям), трудолюбие, сосредоточенность, самостоятельность.

Оборудование: учебник, портрет автора.

Методы: словесный, наглядно-образный, частично-поисковый, беседы, самостоятельной работы.

Ход урока:

Оргмомент: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Как настроение? К уроку готовы? Будем начинать занятие.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок- сегодня у нас гости. Я думаю, мы очень постараемся и покажем нашим гостям, что мы можем и как мы любим литературу.

Вступительное слово:

-Ребята, у вас уже шестой урок, вы устали...Я предлагаю вам расслабиться немного. Закройте глаза, послушайте запись (шум моря). Что вы услышали? (шум моря). А какие ассоциации у вас возникают с морем? (отдых, солнце, купальник и т.п.). А как вы думаете, с чем или кем море ассоциировалось у древних греков? Давайте выберем из всего, что перечислено на слайде, только те ассоциации, которые были бы характерны для Древней Греции.

Определение темы урока:

Как думаете, о чем сегодня пойдет речь? (О море, о Греции). Да, ребята, сегодня мы поговорим о невероятном морском путешествии Одиссея. Запишите тему урока в тетрадь.

Работа по теме урока:

Сегодня мы с вами отправимся путешествовать на корабле вместе с отважным Одиссеем.

Археологические раскопки показали, что ахеяне (греки) начали заселять запад Малой Азии  еще  в XV—XIV  вв.  до н.  э.  Переселение  в Малую  Азию  было  связано с перенаселением  Греции.  Ощущая  потребность  в новых  землях,  Эллада (Греция)  все дальше и дальше устремлялась на северо-запад Малой Азии. Около 1275 г. до н. э. в Трое произошло землетрясение. Этим решили воспользоваться эллины (греки).

Война  с Троей  требовала  большой  армии. Не все   хотели  идти  на Трою,  но страх  перед  главным  организатором похода, могущественным царем Микен Агамемноном, заставил подчиниться несогласных.

Незадолго  до 1200 г.  до н.  э. Троя  была  полностью  разрушена. Это  был  героический период могущества ахеян, который именно этой войной и завершился, после чего настали долгие годы упадка.

- Ребята, то, что я вам сейчас рассказала, это история или миф?

(История)

Да.Такова историческая основа Троянской войны.

В мифах  и легендах  это  объясняется  по-другому.  Троянская война ассоциируется у нах с фруктом. Каким? (Яблоком). Почему? (Парис  был  судьей  в споре  трех  главных  греческих  богинь:  Геры,  Афины и Афродиты —  за звание  самой  красивой. Он должен  был  одной из них  вручить  золотое яблоко (яблоко раздора).Парис  присудил  яблоко  Афродите,  и она  помогла  ему  похитить  самую  прекрасную женщину Европы — Елену, жену царя Спарты Менелая).   

В поход за Еленой в Трою отправились 28 героев-царей, среди них был и хитроумный царь Итаки Одиссей. Благодаря его выдумке — огромному деревянному коню, в котором спрятались  вооруженные  греки, —  на десятом  году  сражений  была  взята  и разрушена 
Троя.

-А это что было: история или мифы?

-Миф

-Так в чем особенность мифа?

Итак, Одиссей отправляется в путь. Он стремится домой, на Итаку, к своей жене Пенелопе и сыну Телемаху. Скажите, а что необходимо для морского путешествия? (команда, провиант, капитан). Какую функцию на корабле выполняет Одиссей? (капитан). Вот мы с вами, кгда работаем на уроке, ведем тетради. А куда капитан записывает историю своих странствий? (в судовой журнал).

Давайте попробуем вместе восстановить путевой журнал одиссея. В результате у каждого из вас получится свой вариант. Вам дана карта, на ней точками отмечены остановки команды Одиссея. Наша задача оформить карту и заполнить путевой журнал.

(На презентации показан путь Одиссея). Итак, открываем первую точку. Это отправная точка. Как мы ее обозначим? (Троя). Дальше Одиссей отправился ... (выступление уч-ся)

Подведение итога: (Рефлексия)

- Что мы сегодня с вами рассматривали?

(Поэму Гомера «Одиссея»)

- Чему учит произведение?

(Быть честными, отважными, находчивыми)

-Записывают в тетради: Что у меня сегодня получилось… Что не получилось… Что хотелось бы еще узнать…

Учитель:

Будь смел и отважен ,

Прочти много книг.

В большом мире знаний плыви, ученик.

К заветной мечте

И чудесной земле

В нагруженном знаниями корабле!

Домашнее задание:

1. Дочитать выразительно «Одиссею»

2. Нарисовать картинку к тому эпизоду, который вам больше всего понравился.

На столах лежат нарисованные бананы, если им понравился урок, то

 они пишут свое мнение и

прикрепляют на одну пальму, если не понравился, то на

вторую.



-Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с поэмой, где   описаны  приключения  Одиссея  на пути  домой.

А написал эту поэму Гомер. Написана она не так, как пишут современные стихи. Написана она гекзаметром.

Поэма написана гекзаметром и содержит около 15700 стихов. Гекзаметр (греч. hexametros, "шестимерник") - древнейшая форма стиха в античной европейской поэзии. В античной поэзии гекзаметр был наиболее распространенным размером, встречаясь главным образом в героическом эпосе, почему получил название «героический» или «эпический стих».

Давайте запишем термин в тетрадь.

-ФИЗМИНУТКА.

Резерв: Задание (коллективная работа):  прочитать биографию автора, выделить основные черты жизни и творчества, записать.

(Если времени недостаточно): Гомер — древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом, за честь называться его родиной спорили семь городов. Вероятно, он был родом из Смирны (Малая Азия), либо с острова Хиос. Можно предположить, что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!