СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник Древнерусской литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача урока - выход на коммуникацию, поэтому для создания ситуации общения я использовал индивидуальные, парные и групповые формы работы.

Просмотр содержимого документа
««Слово о полку Игореве» — величайший памятник Древнерусской литературы»

«Слово о полку Игореве» —

величайший памятник Древнерусской литературы

Цели урока: обзорная характеристика древнерусской литературы; изложение истории открытия «Слова» и событий, нашедших отражение в нем; знакомство с исследованиями «Слова» и его переводами.

Словарная работа: стихотворный перевод.

Дополнительная литература для учащихся: В. И. Охотникова «Древнерусская литература. 5—9 классы». М.: Просвещение.


Ход урока

I. Повторение

1. Беседа по вопросам:

— Когда и как начиналась русская литература?

— Каковы ее первые произведения?

— Известны ли имена их авторов?

— Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю?


2. Фрагменты викторины «Узнайте по отрывку произведение и определите его жанр».

— Ребята! Какие жанры древнерусской литературы вы помните? (Перечисляются все или часть жанров. Учитель дополняет. Поучение, повесть, слово, хождение, житие).

В 8 классе учащиеся познакомились с жанром летописи («Повесть временных лет»), воинской повести («Повесть о разорении Рязани Батыем»), жития («Сказание о житии Александра Невского», «Преподобный Сергей Радонежский» Б. Зайцева)...

Поучение — это проникновенная беседа о духовных ценностях.

Повесть как правило повествует о важных исторических событиях.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В хождении дается информация о далеких путешествиях.

В житии дается описание духовных подвигов и добрых дел святых.

— Ребята! Дайте определение жанра.

Вырабатываемое совместными усилиями определение записывается в тетрадь.

Жанр — исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.

— Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (Нет. Так как это будет противоречить законам жанра.)

Жанром, с помощью которого Русь осмысляла свое предназначение, собственную историю стала летопись.

Летопись — повествование о событиях исторической важности, описываемых «по летам», т. е. в хронологической порядке.

«Слово о полку Игореве» считается самым известным, значительным и художественно совершенным произведением древнерусской литературы.


II. Работа со статьей учебника «Древнерусская литература». Обучение конспектированию

— Какие периоды развития древнерусской литературы выделяются в данной статье?

— Чем интересен каждый период, какими произведениями (жанрами) представлен?


III. Знакомство со «Словом о полку Игореве»

1. Выразительное чтение учителем начала древнерусского текста. Проверка читательского восприятия (не все понятно, но красиво, образно, метафорично, ритмично и т. д.).


2. Знакомство с прозаическими (например, Д. С. Лихачева) и стихотворными переводами этого же отрывка (В. Жуковского, А. Майкова, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого и др.).


IV. Слово учителя

Ребята, многочисленные переводы «Слова» разнообразны — от точных, выполненных учеными, до вольных. Преобладают стихотворные переводы. Но вплоть до ХVII в. на Руси не знали различия прозы и стихов. Одни тексты были предназначены для пения, другие — для произнесения. Легендарный Боян свои произведения пел. Автор истории Игорева похода называет ее «Слово», но мы уже отметили ритмичность текста. Это особый народный песенный стих. Достоинства перевода в другом: насколько переводчик смог донести до читателей красоту слога и обаяние образов.


V. Чтение статьи учебника «Из истории рукописи»

Учитель при обсуждении содержания этой статьи скажет о проблемах авторства, подлинности «Слова», различных вариантов прочтения «темных мест» и т. д.

К уроку можно подготовить выставку книг о «Слове» и обзорно познакомить с наиболее интересными исследованиями. Это задание как опережающее может выполнить заранее подготовленный ученик.


VI. Сообщение учителя об исторической основе «Слова»

В начале 1180-х годов князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185 г., не предупредив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь князь Новгорода-Северского Игорь Святославич вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало Солнечное затмение, но несмотря на грозное знамение Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одерживает победу, но во второй битве он терпит поражение, князей берут в плен — впервые за многие годы. Одержав. победу над Игорем, половцы устремляются на Русскую землю, они осаждают Переславль, захватывают Римов, сжигают укрепления у Путивля. Незадолго до возвращения половцев Игорю удается бежать из плена.

Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей — Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В «Летописной повести», которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах и причинил много страданий Русской земле.


Домашнее задание

1. Всем: прочитать по учебнику текст «Слова», подготовить понравившийся фрагмент для выразительного чтения.

2. Индивидуальное задание: составить планы повествования о походе Игоря по «Слову» и Ипатьевской летописи, сопоставить их.


Информация для учителя

Значение «Слова о полку Игореве»


«К концу XX в. книга будет переведена уже на десятки языков и войдет в золотой фонд мировой литературы. Сегодня и на английском, и на японском языках существует по несколько переводов «Слова о полку Игореве». А на русском — одних только стихотворных переводов и переложений несколько десятков. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвященных «Слову». В 1995 г. Институт Российской Академии издал пятитомную «Энциклопедию «Слова о полку Игореве». Мотивы «Слова» можно найти у русских поэтов от Пушкина и Рылеева до ныне здравствующих. (Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От были до летописи. — М.: Аванта+, 2000. С. 219).

«Автор «Слова о полку Игореве» — это Пушкин ХII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков. Однако понять его буквально, а тем более разгадать его символику очень трудно. Сотни переводчиков старались переложить на разные современные языки то, что он сказал, т.е. раскрыть буквальный смысл произведения, написанного на русском языке ХII века. Пять тысяч книг и исследовательских статей ХIХ-XX веков посвященs расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию тех символов и иносказаний, неясных намёков и многозначительных умолчаний, из которых соткана узорчатая ткань этой поэмы, этого учёного трактата, этого страстного патриотического призыва к единству» (Рыбаков Б. Как вникнуть в сущность «Слова о полку Игореве» / «ЛШ». 1990. № 4).


Образ Русской земли в «Слове…»1


Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ, Русская земля. К ней, к Русской земле, обращена вся полнота личных чувств автора «Слова». Образ Русской земли — центральный образ в «Слове»; он очерчен автором широкой и свободной рукой. Автор «Слова» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое, огромное и живое существо.

Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором одновременно были бы вовлечены в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь («страна незнаема»), «синее море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов — Корсунь, Тмуторокань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов и др. — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. При этом автор «Слова» не исключает Русскую землю из состава окружающих ее народов, заставляя прислушиваться к происходящим в ней событиям немцев и венецианцев, греков и моравов, а половцев, литву, ятвягов и деремелу (литовские племена) — быть непосредственными участниками русской истории.

Подобно Ярославу Галицкому, прозванному за свой политический ум Осмомыслом, престол которого господствует над Венгрией и Киевом, откуда он обозревает происходящее, автор «Слова» видит Русь как бы с идеальной высоты. Огромность Русской земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях: «Девицы поютъ на Дунай, вьются голоси чрезъ море до Киева». Одновременно с походом Игорева войска двигаются к Дону половцы «неготовыми дорогами», скрипят их немазаные телеги...»

Грандиозностью отличается и пейзаж «Слова», всегда тем не менее конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут... быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого, земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси.

Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов родины.

Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана, к солнцу, которое всем тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.

В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: понятие родины — Русской земли — объединяет для автора его историю «страны» (т.е. сельские местности), города, реки и всю природу. Чем шире автор «Слова» охватывает своим умственным взором Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы.

Ощущение пространства и простора, постоянно присутствующее в «Слове», усиливается многочисленными образами соколиной охоты, участием в действии птиц (орлы, гоголи, вороны, галки, соловьи, кукушки, лебеди, кречеты), совершающих большие перелеты («не буря соколы занесе чрезъ поля широкая, галици стады бежать к Дону великому», вороны несутся к синему морю и т. д.); ветер и отдаленное море подчеркивают это ощущение.

Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей противопоставлен образу пустынной половецкой степи — «стране незнаемой», ее яругам (оврагам), холмам, болотам и «грязивым» местам. Русская земля для автора «Слова» — это, конечно, не только земля в собственном смысле того слова, не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, ее населяющий.

Автор «Слова» говорит о мирном труде русских «ратаев» (пахарей), нарушенном усобицами князей; о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; о горе всего русского народа после поражения Игоря, о гибели достояния русского народа, о радости жителей городов и сельских местностей при возвращении Игоря. Войско Игоря Новгород-Северского — это прежде всего «русичи», русские сыны, они идут на половцев за родину, переходя границу Руси, они прощаются с родиной — с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или Путивлем: «О Русская земле! уже за шеломянемъ еси!»

Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова» и ее историю. В зачине к «Слову» автор говорит, что он собирается вести свое повествование «от стараго Владимера (Владимира I Святославича) до нынешняго Игоря». Излагая историю несчастного похода на половцев князя Игоря, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени» — постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим. Автор вспоминает века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы, времена «стараго Владимера» Святославича.

Итак, Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, — основной художественный образ «Слова».



1Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк. — Л., 1982.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!