СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово о родном крае

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие разработано для учащихся  5 - 7 классов, с целью развития познавательного интереса школьников к истории и культуре родного края.

Просмотр содержимого документа
«Слово о родном крае»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Потьминская средняя обшеобразовательня школа»















« Слово о родном крае»











Лынова Валентина Андреевна ,

учитель иностранных языков





2021 год







1.Пояснительная записка

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества. Малая Родина, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Актуальной становится проблема формирования гражданской позиции у современной молодёжи. Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну занимает важное место. История края, своего родного посёлка всегда представляет интерес для учащихся. Данная разработка помогает расширить знания учащихся о своей малой Родине, знакомит с историей поселка.

1.2.Тематическое направление: приобщение к культурному наследию.

1.3. Тема воспитательного мероприятия: « Слово о родном крае».

1.4. Целевая аудитория данного мероприятия 5-7 класс, возраст 10-13 лет.

1.5. Представленное мероприятие тесно связано с мероприятиями духовно-нравственной направленности. Оно помогает классному руководителю воспитывать в детях чувство патриотизма и любви к Родине.

1.6. Цели данного мероприятия: формирование у учащихся понятий «Родина», «малая Родина»; формирование осознания принадлежности к родному краю, родному народу; формирование интереса к истории родного края; воспитание любви к Родине.

Задачи:

1. Способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения «малая Родина».

2. Способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой Родине.

3. Развивать у детей речь, творческие способности, желание больше узнавать о своем крае.

1.7. Форма проведения воспитательного мероприятия: внеклассное мероприятие, классный вечер. Данная форма позволяет детям узнать много нового и интересного.

1.8. Для достижения планируемых результатов используются здоровье-сберегающие технологии, информационные, проблемные технологии.

1.9. Место проведения: актовый зал. Для проведения мероприятия необходимо иметь колонки, компьютер, мультимедиа проектор, выставка книг о Родине, детские рисунки по теме, пословицы на плакате, микрофон, викторину , музыкальное сопровождение (песня “С чего начинается Родина?” (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера), песня «Алтай» – Евдокимов М.С.)

1.10. Данная разработка может быть использована при проведении классных часов, внеклассных мероприятий и на занятиях по внеурочной деятельности, так как тема Родины, родного края очень актуальна.

2. Основная часть

2.1. Подготовительная работа.

Вечер проводится в актовом зале. На интерактивной доске демонстрируется презентация о красоте, неповторимости природы родного посёлка, сопровождающейся классической музыкой.

Вступительное слово классного руководителя (преподаватель обращается с приветственным словом ко всем присутствующим, объявляет тему и цель проводимого мероприятия.)



































Ход мероприятия:

Люблю и знаю,

Знаю и люблю

И тем полней люблю,

Чем глубже знаю.

Ю.К. Ефремов

Классный руководитель: Моя малая Родина… Что это? Малая Родина - это, где вы сделали свои первые шаги, произнесли слово «мама», и начали познавать свой мир. С познания родных мест начинается любовь к Родине, так как связывается с чувством любви к тому милому уголку земли, где ты родился, познал азбуку жизни. Куда бы ни забросила судьба человека, это чувство не покидает его. Чтобы лучше узнать свою Родину, необходимо изучать и малую родину. Для каждого из нас малой Родиной является земля, на которой человек родился, вырос и живет.

Моя малая родина - это частица Мордовского края - поселок Потьма. Я очень люблю свой тихий, такой маленький поселок. Всегда интересно знать прошлое своего поселка ,в котором ты живешь. Потому что история помогает нам по-новому взглянуть на окружающий мир. История живет в наших именах, фамилиях, в названиях улиц. В истории нашего поселка есть немало удивительного и интересного. И сегодня мы хотим вам рассказать не много о своём посёлке.

Ученик: Вот моя деревня, вот родной порог,

ямы и ухабы, по краям дорог.

Дряхлая избёнка, на родной версте,

тихая запруда, в чёрном камыше.

У крыльца родного, белая сирень,

да вокруг беседки-плющевый плетень.

Пашни заливные, с росным ковылём,

сонные долины, с хвойным сосняком.



Вот моя деревня, деревенский рай,

сельская Россия, сердцу-милый край.

Нивы и просторы, шум родных берёз,

с ветхой переправой, у затона-плёс.

Старенькие кровли, с сеном у криниц,

вольные дубравы, с щебетаньем птиц...



Ученик: Край родной! Как ты сердцу дорог!

Я люблю тебя всей душой!

Здесь мой дом, здесь мой каждый шорох,

Запах трав и букет полевой!

Я привыкла к тиши твоей мудрой.

Мне знаком деревенский покой.

И приятно так ранним утром

Пробежать по траве босиком!

Классный руководитель: Сегодня мы с вами еще раз поговорим о прекрасной, неповторимой истории родного края. Выясним, кто из вас может по праву носить звание “ знатока родного края “.

Каждый педагог, любой родитель мечтает воспитать детей патриотами своего края, настоящими гражданами.

1-ведущий

Потьма известна далеко за пределами Мордовии. Интенсивные разработки лесных богатств неузнаваемо изменили облик этого некогда девственного края. Сейчас нельзя сказать, что Потьма располагается в отдалённом малознакомом месте. Её окружает со всех сторон лес. Вечнозелёные стройные сосны и ели, шаловливые кудрявые берёзы вносят неповторимую красоту в облик посёлка. Потьма (Потма) - мокшанский рабочий посёлок железнодорожной станции в Зубово - Полянском районе. Название связано с мокшанским словом «потма» - «глубинка», «далёкое место в лесу», «глушь».

В «Списке населённых мест Тамбовской губернии» (1866 г.) Потьминский - хутор из двух дворов Спасского уезда Тамбовской губернии. Сейчас нельзя сказать, что Потьма располагается в отдалённом малознакомом месте. Её окружает со всех сторон лес. Вечнозелёные стройные сосны и ели, шаловливые кудрявые берёзы вносят неповторимую красоту в облик посёлка. Строительство села началось в 1928-29 годах. Увеличилось население и количество техники на железной дороге. С этого времени Потьма значительно расширяет свои границы. Причиной постройки послужили лесные ресурсы, которые ещё являлись и топливом. В 1929 году на территории села образовывается пересыльный пункт- тюрьма, как говорили жители округи, а в 1932 году - лагерное отделение № 18 с деревообрабатывающим производством и лагерный пункт № 21.

(на экране спроецированы фотографии посёлка)

2-ведущий

В районе потьминских лесов вырубались мачтовые породы деревьев. Большая часть высококачественного леса шла на экспорт. Для выполнения этих планов увеличилось число рабочих, паровозных и вагонных бригад, подъездных путей. Во время войны Потьма, как и вся наша страна, находилась в тяжёлых условиях и тоже провожала на фронт своих отцов, братьев, сестёр и мужей. В это тяжёлое для всей страны время потьминцы трудились, не покладая рук,

обеспечивая быстрое и безаварийное продвижение поездов. Через каждые десять минут на фронт проходили эшелоны со свежими воинскими частями, вооружением и горючим продовольствием и техникой.

В эти годы в посёлке были организованы кузнечно - механические мастерские (КММ), где изготавливали детали для вагонов и железной дороги. В мастерских в то время работало 300 человек, им приходилось спать по четыре часа в сутки, требовалось много деталей для ремонта паровозов и вагонов. Из занятых врагом западных областей прибывали старики, женщины и дети. Многие из эвакуированных остались в Потьме. Это уроженцы Калужской, Смоленской, Гомельской и других областей.

(на экране спроецированы фотографии участников ВОВ)



В послевоенные годы населённый пункт продолжает своё дальнейшее развитие. В 1953 году открывается сельская библиотека.

(на экране спроецирована библиотека)

1-ведущий

В 1954 году построена двухэтажная больница на 50 мест. Её возглавляла Токарева Клавдия Сергеевна. Коллектив больницы состоял из 30 человек: фельдшеров, медсестёр, санитаров, поваров, кухонных работников, кочегаров. Строительство села началось в 1928-29 годах. Увеличилось население и количество техники на железной дороге. С этого времени Потьма значительно расширяет свои границы. Причиной постройки послужили лесные ресурсы, которые ещё являлись и топливом. В 1929 году на территории села образовывается пересыльный пункт- тюрьма, как говорили жители округи, а в 1932 году - лагерное отделение № 18 с деревообрабатывающим производством и лагерный пункт № 21 Молодость и новый облик этому в прошлом захолустному лесному углу придают строительство благоустроенных каменных домов.

2-ведущий

Первыми улицами были Школьная и Первомайская. На Школьной улице размещались здания сельсовета и школы. Дома были барачного типа, в них размещалось несколько семей. Здесь жили леспромхозовцы, они заготавливали лес, собирали смолу. По ходатайству железнодорожников и леспромхозовцев в 1931 году началось строительство школы, сначала на 50 человек, заведующей учебной частью была А.Ф. Суслова. В 1934 году в школе был открыт пятый класс, а в последующем и семилетка, в которой насчитывалось 150 учеников. Потьминская средняя школа была закрыта во время ВОВ. Много парней 9-10 классов ушли на фронт. Школа стала семилеткой, директором которой назначена Лошкарёва Анна Михайловна, преподаватель географии. В должности директора она работала до 1954года. В1954 года школа вновь стала средней. Учащихся в 9-10 классах в послевоенный период было мало, поэтому параллелей в них не было. Ученики в этих классах были взрослые, некоторые из них вернулись с фронта. В целом школьников было много, приходилось работать в две смены. В это время директором школы была Кудрявцева Александра Фёдоровна. Очень энергичная девушка, она возглавляла школу до 1958 года. С 1958 школу возглавил Федячихин Н.К.В марте 1965 года Федячихина перевели директором школы п. Сосновку, директором нашей школы назначен Городович Г.Р. В 1964 году была построена новая трёхэтажная школа, где уже учились 1300 учеников.

(на экране спроецирована школа)

Ученик: «Наша малая Родина»

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она!

На свете много разных стран,

Но есть одна страна –

Её мы родиной зовем

А Родина – одна



Ученик: Родина для всех одна,

Но поспрашивай в народе,

И откроется она

Сразу тысячами родин.

Тех, что с буквы прописной

Высоко не величаем,

А сторонкою родной,

отчим краем называем.

(на экране спроецирована карта местности)

1-ведущий

В 1967 году на базе КММ основан Потьминский завод нестандартизированного оборудования (ПЗНО), он являлся филиалом Рязанского машиностроительного завода. В ПЗНО выпускали детали к станкам, мебельную фурнитуру, болты, металлическую тару. Основными специальностями на данном заводе были: слесари, токари, сварщики и другие.

До 1961 года в населённом пункте функционировала местная электростанция, работающая на привозном мазуте. Немного позднее построен подвесной мост через пристанционные пути.

(на экране спроецированы завод и мост)

2- ведущий

1 февраля 1968 года Потьминский сельский совет был преобразован в поселковый .В 1969 году в посёлке отмечена наибольшая численность населения 4400 человек.

Молодость и новый облик этому в прошлом захолустному лесному углу придают строительство благоустроенных каменных домов.

На заводе радиодеталей в основном работали женщины. Сначала они ездили на работу в Зубово - Поляну, таких заводов в Союзе было всего два. Когда местная электростанция стала невостребованной, то в её здании в 1967 году разместили филиал завода радиодеталей (цех №6), закупив необходимое оборудование. Основные специальности: нанизчики, паяльщики, стеклорезчики, разбраковщики, всего насчитывалось около 200 рабочих, которые работали в две смены. Исходной продукцией были предохранители малогабаритные (длиной 20 мм). Они применялись в радиотехнике. Сырьё, а это латунная лента, проводники, марля, бензосмесь, стеклотрубки и другое, привозилось из союзных республик.1 Завод работал до 1994 год. Постепенно расширяется сфера услуг: открывается дом бытовых услуг (парикмахерская и ателье); почтовое отделение связи.

(на экране спроецированы завод и поселковый совет)

Период индустриализации населённого пункта правдиво воспет в стихотворении Алексея Косова :

Потьма

Ученик: Есть за Парцей край вольготный,

Ни село, ни городок.

Он зовётся просто Потьмой-

Перекрестием дорог.

«Потьма - труженик державы»-

Кто-то образно сказал.

Грохоча, бегут составы

На Москву и на Урал.

Ученик: Их пройдёт десятки, сотни,

Наша гордость - поезда.

Где уж, где, а в нашей Потьме

Остановятся всегда.

В удивленье пассажиров:

Сколько солнечных дубрав!

Разрослись лесные шири,

Красоту земли вобрав.

Ученик: Тропки, рощи и поляны:

Виды чудные кругом.

Рядом Зубова-Поляна

За мостом и за бугром.

Здесь народ живёт рабочий,

Потьма - узел заводской.

Не смолкает дни и ночи

У ворот поток людской.

Потьма- дружба, Потьма- служба,

Потьму любим я и ты.

Ей расти и крепнуть нужно

По законам доброты.

1-ведущий

На протяжении трёх десятилетий до начала 90-х годов на территории посёлка размещались две воинские части. Силами одной из них построено несколько благоустроенных домов для железнодорожников посёлка.

За последнее десятилетие увеличилось количество торговых точек, что обусловлено развитием сферы услуг.

Ученик: Люблю тебя, мой отчий край родной,

Березок перелески не густые,

Речушку, что бежит там под горой,

И журавлей, летящих вновь в Россию!

Люблю я все: и реки, и поля,

И травы эти, и леса густые!

Ведь это ты, моя, моя Земля!

Кусочек дорогой моей России!

Классный руководитель: Именно о такой родине я предлагаю вам посмотреть сценку

Сценка

Рассказчик: У деревенского мальчика Сеньки было все: были у него отец и мать, изба, огород, сад, домашние животные. И жил Сенька хорошо, но вот появилась у него маленькая сестренка, и Сенька решил, что он у родителей стал лишний.

Сенька: Пора уходить. Теперь я для них совсем лишний.

Рассказчик: Идет Сенька по своей улице, а навстречу ему тетя Маша.

Тетя Маша: И куда это ты Сенька путь держишь?

Сенька: Здравствуйте, тетя Маша. Ухожу. Не хочу здесь жить.

Тетя Маша: А ты полезь на бугорок, да посмотри вокруг.

Рассказчик: Полез Сенька на бугор. Поднимается все выше и выше, и земля становится все шире. А когда он забрался на самый верх, то стало ему видно далеко-далеко. Вокруг разноцветные поля простирались. Овес ли, гречиха – у всего свой цвет. Под бугром красный клевер, сверху плотный, как бархат. У озера растут белоствольные березки. Темный орешник, бледная, как зеленый дымок малина возле болота. Деревенские жители, Сенькины соседи, кто на лошади сено везет, кто граблями работает, кто коров пасет. Всех сверху увидел Сенька. И других жителей из соседних деревень, и поезд увидел, и даже дальний город на горизонте. От своей земли, от ее прекрасного, широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло. Оборачивается и видит отца и деда.

Сенька: А вы тут зачем?

Отец: А за тем, за чем и ты.

Дед: Землю свою смотрим.

Сенька: Ух, ты! Куда от такой земли уйдешь, если она моя. И мама моя, и отец, и Сестренка, и все люди-соседи, и птицы – все мои. Потому мои, что я – их.

Рассказчик: Не знал пока Сенька, что называется все это Родиной. Что где бы он ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне земли, станет он видеть во сне бугор посреди клевера и все, что вокруг бугра.

Ученик: ВО ПОТЬМУ ПРИБЫЛ Я ВО ТЬМЕ...

Во Потьму прибыл я во тьме,

Луна на небе зарождалась...

Удача снова посмеялась

Взгляд положив на спину мне.

Мои коллеги по несчастью,

Сплочены плотницкою мастью

В мордовской северной глуши,

Где вместе церковь возводили,

Похоже, как и я, прибыли

На реставрацию души.

Моя душа давно просилась,

Поскольку сильно износилась,

Без малого, за тридцать лет.

И вот видать пора настала

С себя снять грешное забрало

И вновь ступить под белый свет.

Закончив божий храм, простившись

С народом, в церкви причастившись

Я Потьму покидал с утра.

Перекрестившись у порога,

Любви исполнен и добра,

Пустился в путь... Светла дорога...

Горит осенняя пора,

Своим дыханьем славя бога.

Ученик: Край родной, березовый...

Край родной, березовый, ромашковое поле,

Где встречаясь с веснами, гуляет лето вволю.

Где простор колдует целебной силой трав.

Ветер вольный дует, нехотя меняя нрав...

Край родной, березовый, ромашковое поле,

Где родиться, вырасти выпала мне доля.

Где так вольно дышится, чувства глубоки,

Шепот нежный слышится чистых вод реки...

Край родной, березовый, ромашковое поле,

Где родиться, вырасти выпала мне доля!

Классный руководитель: Мы очень любим свой посёлок с его с его тихими, зелеными улочками. Все нам близко, знакомо, все такое родное. И я предлагаю всем принять участие в небольшой викторине: « Что вы запомнили об истории своего посёлка”.

Викторина

1.Что вы узнали об истории своего родного края?

2.Когда образовался наш посёлок и как переводится слово Потьма?

3. В каком районе находится наш посёлок, назовите первые улицы нашего посёлка?

4. Когда и в каком году Потьминский сельский совет был преобразован в поселковый ?

5. В каком году на базе КММ основан Потьминский завод нестандартизированного оборудования ?

6. В каком году открывается сельская библиотека?

7.Кто был первым директором Потьминской школы?

8. Какие деревья растут в лесу?

2-ведущий

Так давайте же любить и ценить первозданную красоту родного края, преумножать его богатства, ведь это наша Родина и у нас не будет иной. От нас с Вами зависит его будущее.

Классный руководитель: Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашего посёлка, нашей малой Родины! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

(читает стихотворение родительница)

Родитель: Всё помнит земля – встань пред ней на колени,

К устам её теплым устами коснись,

Узнаешь грядущих судьбу поколений.

Вперед устремляясь – назад оглянись.

Что значит: Родина

Ты спросишь. Я отвечу.

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это – Родина моя,

Земля моя родная. (Н. Полякова)

1-ведущий

Родимый край-село родное

Оно всегда живёт со мною!

И куда бы не уехал я-

Всегда живет в моём сердце Потьма моя!



Список литературы.

1. Газетные публикации.

2. Воспоминания жителей п. Потьма, участников событий того времени.

3. Энциклопедия Мордовия, М. М. Голубчик, В. Н. Шиндина.

4. Сухарев А.И., Мордовия, энциклопедия в двух томах, Саранск, 2004, 2 т.

5. Пресняков В.Н. География Республики Мордовия, Саранск мордовское книжное пособие, 2005

6. Газета «Свет октября» № 2, 1993










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!