СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово - основная единица языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение теоретических вопросов различных разделов языкознания, встречающихся в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ, и их закрепление на практике.

Просмотр содержимого документа
«Слово - основная единица языка»







РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:




«Слово – основная единица языка».









11 класс



Подготовила:

Учитель МАОУ СОШ №48: Парфенова Светлана Анатольевна



20.10.2015. Урок № 22-23. 11 класс

Тема «Слово – основная единица языка». (слайд 1)

Цели: (слайд 2)

Образовательная:

Повторение теоретических вопросов различных разделов языкознания, встречающихся в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ, и их закрепление на практике.

Исследуя слово, учит применять полученные ранее знания по русскому языку и по другим предметам

Развивающая:

Развивать речь учащихся, расширяя их словарный запас.

Навыки познавательной деятельности через работу с научно-популярной литературой о языке.

Воспитательная:

Воспитывать устойчивый интерес к предмету, любовь к родному языку, русской литературе; бережное отношение к слову и языку в целом.

Оборудование: Словари, карточки.

Ход урока

  1. Фаза вызова ( орг. момент число, кл.работа, настрой на урок)

-Запись темы урока. (слайд 3)

-Что такое слово???? (трудно дать ответ на вопрос или легко?)

-Куда обратимся за более точной информацией о слове? (словарь) (слайд 4)

-Сколько значений даётся в словаре Ожегова?

9 значений, но нас сегодня будет интересовать первое значение.

-Зачем нужны слова?

Слово – выражение мысли и может служить
соединению или разделению людей,
поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним.

Л.Н.Толстой. (слайд 5)



2.Осмысление.

Слово многогранно его можно рассматривать с разных сторон, каких? Составление кластера. (Слайд 6)





Работа с кластером: может ли слово обойтись без какого-нибудь лепестка? Почему? (обосновать свой ответ)

Стихотворение Владимира Солоухина «Слово о словах» послушайте и запишите, каким бывает слово? Как вы понимаете смысл стихотворения о слове?

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

Орфографическая разминка. (слайд 7)

  1. Впечатление, мнение о лице, коллективе / имидж /.

  2. Противоположность двух или нескольких вариантов / альтернатива /.

  3. Торжественное открытие художественной выставки / вернисаж /.

  4. Человек, не согласный с господствующей идеологией / диссидент /.

  5. Профессиональный управляющий / менеджер /.

  6. Передача государственного или муниципального имущества в собственность отдельных лиц / приватизация /.

  7. Совокупность мировоззренческих представлений, характерных для личности или народа / менталитет /.

А теперь переходим к следующему заданию (прочитать притчу и написать сочинение)

Притча – это… (слайд 8)

  1. Выявление проблемы.

  2. Позиция автора.

  3. Своё мнение и 2 аргумента.

  4. Вывод.

Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением, и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).

Обсуждение сочинений по критериям.

3.Рефлексия (слайд 9)

Составление памятки:

1.Слово – особый дар.

2.Произноси слово с осторожностью.

3.Не осуждай, а прощай недостатки людей.

4.Приготовься ответить за каждое свое слово.

5.Думай, с какой целью произносить слово.

6.Будь немногословен: «Злые мысли если не найдут выхода через язык, умирают».

Что узнали на уроке?

Итоги урока. Оценки за урок (самооценка, взаимооценка).

Домашнее задание: Написать сочинение в жанре эссе «Русские поэты и писатели о слове». Высказывания о слове, мысли (слайд 10)

Следует избегать неблагозвучных и некрасивых слов. Я не люблю слова с обилием свистящих и шипящих звуков, стараюсь избегать их.

А.П.Чехов

Все народы меняются словами и занимают их друг у друга.

В.Г.Белинский

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

Л.Н.Толстой

Обращаться со словами нужно честно.

Н.В. Гоголь

Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно.

Н.А. Некрасов

Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения.

А. С. Пушкин

Нравственность человека видна в его отношении к слову.

Л.Н.Толстой




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!