РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ:
«Слово – основная единица языка».
11 класс
Подготовила:
Учитель МАОУ СОШ №48: Парфенова Светлана Анатольевна
20.10.2015. Урок № 22-23. 11 класс
Тема «Слово – основная единица языка». (слайд 1)
Цели: (слайд 2)
Образовательная:
Повторение теоретических вопросов различных разделов языкознания, встречающихся в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ, и их закрепление на практике.
Исследуя слово, учит применять полученные ранее знания по русскому языку и по другим предметам
Развивающая:
Развивать речь учащихся, расширяя их словарный запас.
Навыки познавательной деятельности через работу с научно-популярной литературой о языке.
Воспитательная:
Воспитывать устойчивый интерес к предмету, любовь к родному языку, русской литературе; бережное отношение к слову и языку в целом.
Оборудование: Словари, карточки.
Ход урока
Фаза вызова ( орг. момент число, кл.работа, настрой на урок)
-Запись темы урока. (слайд 3)
-Что такое слово???? (трудно дать ответ на вопрос или легко?)
-Куда обратимся за более точной информацией о слове? (словарь) (слайд 4)
-Сколько значений даётся в словаре Ожегова?
9 значений, но нас сегодня будет интересовать первое значение.
-Зачем нужны слова?
Слово – выражение мысли и может служить
соединению или разделению людей,
поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним.
Л.Н.Толстой. (слайд 5)
2.Осмысление.
Слово многогранно его можно рассматривать с разных сторон, каких? Составление кластера. (Слайд 6)
Работа с кластером: может ли слово обойтись без какого-нибудь лепестка? Почему? (обосновать свой ответ)
Стихотворение Владимира Солоухина «Слово о словах» послушайте и запишите, каким бывает слово? Как вы понимаете смысл стихотворения о слове?
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Орфографическая разминка. (слайд 7)
Впечатление, мнение о лице, коллективе / имидж /.
Противоположность двух или нескольких вариантов / альтернатива /.
Торжественное открытие художественной выставки / вернисаж /.
Человек, не согласный с господствующей идеологией / диссидент /.
Профессиональный управляющий / менеджер /.
Передача государственного или муниципального имущества в собственность отдельных лиц / приватизация /.
Совокупность мировоззренческих представлений, характерных для личности или народа / менталитет /.
А теперь переходим к следующему заданию (прочитать притчу и написать сочинение)
Притча – это… (слайд 8)
Выявление проблемы.
Позиция автора.
Своё мнение и 2 аргумента.
Вывод.
Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением, и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).
Обсуждение сочинений по критериям.
3.Рефлексия (слайд 9)
Составление памятки:
1.Слово – особый дар.
2.Произноси слово с осторожностью.
3.Не осуждай, а прощай недостатки людей.
4.Приготовься ответить за каждое свое слово.
5.Думай, с какой целью произносить слово.
6.Будь немногословен: «Злые мысли если не найдут выхода через язык, умирают».
Что узнали на уроке?
Итоги урока. Оценки за урок (самооценка, взаимооценка).
Домашнее задание: Написать сочинение в жанре эссе «Русские поэты и писатели о слове». Высказывания о слове, мысли (слайд 10)
Следует избегать неблагозвучных и некрасивых слов. Я не люблю слова с обилием свистящих и шипящих звуков, стараюсь избегать их.
А.П.Чехов
Все народы меняются словами и занимают их друг у друга.
В.Г.Белинский
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.
Л.Н.Толстой
Обращаться со словами нужно честно.
Н.В. Гоголь
Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно.
Н.А. Некрасов
Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения.
А. С. Пушкин
Нравственность человека видна в его отношении к слову.
Л.Н.Толстой