СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка № 1 "Слово – основная единица языка".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Надеюсь, что данный урок будет полезен учителям русского языка, работающим в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка № 1 "Слово – основная единица языка".»

РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС

УРОК 1

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Конспект составила учитель русского языка МОБУ «АЩЕБУТАКСКАЯ СОШ» Тигиспаева С.А.

Тема урока: Слово – основная единица языка.

Использован учебник: Русский язык. 6 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Москва. Дрофа, 2013.

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания (первый урок)

Цели урока:

способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения;

способствовать формированию уважительного отношения к родному языку.

Планируемые результаты:

Личностные

- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;

- развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.

Метапредметные:

- умение свободно пользоваться словарями различных типов;

- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;

- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;

Предметные:

- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку;

- составление выступления по теме урока;

- овладение орфографическими нормами

Оборудование урока: высказывания о русском языке, толковый словарь С.Ожегова, этимологический словарь

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, поздравляю вас с новым учебным годом. Не бойтесь трудностей, за ними всегда приходит радость. Примите в подарок сова Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет подражать.»

Вспомните, пожалуйста, о чем обычно мы говорим на вводном уроке.



Слово учителя:

- Посмотрите, пожалуйста, на 1-ый слайд.

Как вы думаете, какие чувства выражены на лицах смайликов?





- Как вы думаете, о чём говорят девочки? (2-ой слайд). Можно ли точно определить, о чём они говорят? Почему? (Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют.)

- Люди воспринимают информацию через два канала: невербальный, когда люди используют мимику, жесты, и вербальный, через слова.

Как вам, ребята, удобнее общаться? Почему?







Дают ответы.

Выдвигают гипотезу: возможно, будем говорить о слове, потому что в жизни без слов обойтись нельзя.


Дети предполагают: радостная улыбка; спокойная, мягкая, нежная улыбка; не знаю; хитрая улыбка; удивление; человек сердится

Учащиеся высказывают свои предположения (работа в парах).


Дети отвечают: «Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют, поэтому не можем понять, о чём идёт речь.»


Учащиеся высказывают своё мнение.



Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)







II. Актуализация знаний

- Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока?

- Какова главная цель урока?

- Каковы задачи урока?



Формулируют тему урока (Слово –основная единица речи)

Формулируют цель и задачи (помощь учителя)



Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

- Что же такое слово? Какова его этимология?


- Какая информация текста оказалась для вас новой?

Предоставляется слово каждой группе.


- А какую роль играют слова в жизни людей? Обратимся к эпиграфу и к упражнению №1. Сравните высказывания К. Паустовского и Л.Н. Толстого.

- Спишите понравившееся вам высказывание.

- Сделайте вывод.

Физминутка.

Дети работают со словарями Ожегова, Даля (самостоятельная работа в группах)

Самостоятельная работа учащихся.


Слушаем устные высказывания и дополнения учащихся






Анализ работ и вывод.


Сравнение как возможность придти к общему мнению; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

- С этими высказываниями перекликается стихотворение Якова Козловского «Слова» (упражнение № 3).

- Какие чувства, мысли, настроение можно выразить словом? Расскажите об этом. Подтвердите примерами.

- Спишите текст, выделите орфограммы в корне.

- Выявите лексическое значение слова заклинать, подберите к нему синоним. Почему именно это слово употребляет автор?

- Найдите однородные члены, выраженные однокоренными словами.

- С каких точек зрения мы рассматривали понятие слово?

- Что же такое слово, и с каких точек зрения рассматривают его лингвисты? Прочитайте материал, данный в учебнике на странице 4.

- С каких ещё точек зрения рассматривают слово лингвисты?

- Мы сегодня говорили о роли слов в нашей жизни. Приятно слышать вежливые слова. Какие слова вежливости вы знаете?

Учащиеся выразительно читают стихотворение.


• Дают ответы.





• Выясняют значение слова заклинать (работа с толковым словарём), подбирают к нему синонимы; находят однокоренное слово



• Выясняют значение приставок при-, от-, с какой целью они употребляются автором;

• Списывают текст, выделяя орфограммы в корнях.

• Учащиеся подводят итог ( ст. зрения лексического значения, морфемного состава, правописания).

Делают выводы (мы еще раз убедились, что слово играет большую роль в жизни людей, оно является основной единицей языка; его можно рассматривать с разных точек зрения).

Анализ объектов с целью выделения; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы мы с вами вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса


Домашнее задание:

- используя информацию эпиграфа, упражнения № 1и материала на странице 4, расскажите, что мы знаем о слове как единице языка;

- на выбор выполните упр. 4 или 7.

Дают ответы на вопросы







Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!