Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | – Прозвенел уже звонок? (Да!) – Это начался урок? (Да!)– Хотите учиться? (Да!) – Значит, можно всем садиться!(Да) -Внимательно слушай – и все услышишь. Внимательно смотри - и все увидишь. Думай – и все поймешь.(слайд 1) | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Актуализации знаний. | За горами, за долами, За дремучими лесами Есть страна удивительная. Правит этой страной Существительное. Существительное? Что это такое? Кто из вас сейчас, ребята, О нём может рассказать? - Говорят, оно умеет, Если надо изменяться… Может, вы расскажете?(слайд 2) Осень, больница, кольцо, пальто, стрельба, заинька, козлёнок, грач, ночь, тюльпан. (слайд 3) – Что общего во всех словах? – На какие III группы разделили бы слова? - А теперь давайте с вами Поиграем со словами. Говорят, у них есть Род. Каждый нам их назовёт. В руки карточки возьмите, Нужный род нам покажите. - Какие знания вам сейчас пригодились? – Разделите на II группы. - Давайте вспомним роль мягкого знака в словах. - Предположите о чем мы будем говорить сегодня на уроке, опираясь на последнее задание? Какой секрет откроем? | Рассказывают о существительном, как части речи, об изменении существительных по числам, по команде вопросов. Имена существительные. По роду. Показывают карточки. О роде имен существительных. С Ь и без Ь. Показатель мягкости согласного и разделительный. Формулируют тему урока. | Проявление внутренней потребности к построению учебных действий |
III. Этап выявления места и причины затруднения. | – Вы о жителях страны многое узнали И сегодня на уроке дружно отвечали. Но в стране волшебной этой Есть ещё один секрет. - Откроем его? - Как назвать, одним словом? - Часть суток с вечера до утра, (ночь). - Приспособление, с помощью которого открывают замок , (ключ). - Сооружение из кирпича, для отопления дома, (печь). - Суп со свёклой и другими овощами, (борщ). - Небольшой серый грызун с острой мордочкой, (мышь). - Бывает устная и письменная , (речь). - Человек, который играет на скрипке, (скрипач). - Ребёнок женского пола, (дочь). - Верхняя одежда, которую надевают во время дождя, (плащ). -Давайте проверим, как написали вы и как надо было правильно написать эти слова. (Слайд 4) - Вы удивлены? -В каких словах допустили ошибки? -А как вы думаете, почему вы допустили ошибки? | Учащихся по цепочке записывают на доске слова, остальные в тетрадях. Выдвигают свои версии. | Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий |
IV. Целеполагание. | - А как нам получить новое знание? - Обратимся еще раз к написанным словам, что их объединяет? (существительные с шипящим на конце слова). (Слайд 5 – выбор действия) (Слайд 6) | Узнать "Почему у имён существительных в одних случаях пишется мягкий знак на конце слов, а в других нет?"(Слайд 7) | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Работа со словами, с правилом. | - Я предлагаю поработать в группах. Учащимся раздаются листы-помощники с планом .Далее работа организуется по формулированию правила. Лист - помощник. 1.Прочитайте слова :Ночь, ключ, печь, борщ, мышь, речь, скрипач, дочь, плащ. 2.Определите род имён существительных. 3.Посмотрите, у существительных какого рода пишется мягкий знак? 4.Сделайте вывод. Вставьте пропущенные слова в правило: В именах существительных женского рода на конце слов после шипящих (ж,щ,ч,щ,) ______________ _____________ мягкий знак. На конце имён существительных мужского рода _________________________мягкий знак . - Прочитайте, что у вас получилось.(Ответы учащихся). - Где мы можем проверить? ( Нам поможет учебник.) - Откройте учебник на странице 31. и прочитайте правило. - Какой вывод сделаете?( Мы верно составили правило.) - Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.) - Какой следующий этап вашей работы? ( Потренироваться в умении пользоваться правилом.) | Решают проблему в группе. Выполняют упражнение, изучают правило, работают со схемой. Отвечают на вопросы. | Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; овладевают навыками смыслового чтения; делают выводы; осуществляют классификацию |
2. Работа по карточкам | Формулирует задания упражнения, контролирует их выполнение. - Сейчас в парах вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти ошибки, допущенные в словах. плащь | помощ | лещ | лучь | мячь | грачь | мыш | ёрш | ночь | гаражь | стрижь | чижь | (Слайд 8) | Находят ошибки, исправляют, доказывают свой выбор. Двое детей работают с интерактивным пособием. | Формулируют собсвенное мнение и позицию; осуществляют анализ, самопроверку. |
Физкультминутка | Потрудились – отдохнуть нужно без сомненья Дружно быстренько встаём – выполним движенья. -Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода - приседают девочки, а если мужского рода - приседают мальчики. Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, грач, рожь, нож, товарищ, ложь. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления |
VI. Закрепление знаний и способов действий. | Предлагает самостоятельно выполнить упражнение, организует коллективную проверку | Списывают словосочетания, вставляя пропущенные буквы; объясняют орфограммы. | Строят логические рассуждения, устанавливают причинно-следст-венные связи; обосно- |
1. Орфограммы (упр. 53) | Организует самостоятельную работу учащихся. - Что еще узнали о Ь на конце имен существительных после шипящих? (Это орфограмма!) | Указывают род имен существительных | вывают выбор написания ь; комментируют орфограммы |
2. Самоконтроль с проверкой по эталону. | - Я предлагаю вам выполнить следующее задание: возьмите листочек в клетку. Я буду диктовать слова. Если в слове есть мягкий знак, то вы его записываете (в клеточку),если в слове он не пишется, вы ставите в клетку нуль.(На доске показать обозначение).- Вам понятно задание? Слова для записи: РОЖЬ,ПЕЧЬ,ДОЧЬ, МЫШЬ,МЯЧ,ДУШ, ТУШЬ,ПОМОЩЬ,РОСКОШЬ ПЛАЩ,ЛЕЩ,ВЕЩЬ, ЛОЖЬ,МЕЛОЧЬ,РЕЧЬ - Закрасьте цветным карандашом клетки с мягким знаком. Что вы видите? ( Если задание выполнено правильно, то получится цифра " 5"). -Проверьте свои результаты. - Кто из вас ошибся? -Сделайте вывод.( Нужно ещё потренироваться.) - Кто не ошибся? - Сделайте вывод.( Мы всё хорошо усвоили.) - Если вы выполнили работу без ошибок, поставьте себе " +", если допустили ошибки - " ? ".(Слайд 9,10). - Так о какой роли Ь мы узнали сегодня на уроке? | Выполняют упражнение. Выполняют задания, осуществляют самопроверку. Ь- указывает, что имена существительные женского рода. | Анализируют, сравнивают, определяют критерий объединения слов |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | - (слайд 11)Как надо действовать , чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих. 1. Это имя_______________________________? 2. Есть ли _____________________звук на конце слова? 3.Определяю _________________. 4. Слово стоит в ____________________форме? 5. Женский род – _______, мужской род – ______ -Какую цель ставили в начале урока? Удалось ли нам достичь цели? – Закончите предложения (слайд 12). | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Домашнее задание: упр. 55, правило на с. 31, памятки. | Дает комментарий к домашнему заданию | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |