Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе № 1
«Вводное занятие. Слово, слог, звук»
Цель: познакомить детей с «королевством» Грамоты, вовлечь их в дальнейшие занятия.
Задачи: дети к концу занятия должны понимать и апеллировать понятиями «слово», «слог», «звук».
Доброе утро, ребята. Меня зовут Дарья Анатольевна, я ваш учитель-логопед. Мы с вами будем встречаться каждую неделю и учиться красиво говорить, читать и писать. Сегодня мы с вами начнем погружаться в интересный мир – королевство под названием Грамота (на доске картинка с изображением страны Грамоты).
В стране Грамота живут необычные жители – звуки и буквы. Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, звуки мы слышим и произносим). А живут звуки и буквы в домах – они называются слова.
Сегодня к нам в гости прибежал звук О (логопед достаёт мяг. игрушку О):
- Здравствуйте, ребята, у меня случилась беда: я вышел погулять и забыл дорогу домой.
Давайте отправимся в страну Грамоту все вместе и поможем звуку О отыскать дорогу домой? Становитесь рядом со своим местом у стола. Для путешествия нам понадобится бодрость духа, дружеские взаимоотношения и, конечно же, отличное настроение. Готовы? Тогда повторяйте за мной:
Психогимнастика.
Настроение упало? (Разводят руки в стороны. Бросают руки вниз.)
Дело валится из рук. (Грозят указательным пальцем.)
Но еще не все пропало,
Если есть хороший друг. (Хлопают в ладоши, улыбаются друг другу)
С делом справимся вдвоем, (Показывают на пальцах «ушки»)
С облегчением вздохнем! (Вздыхают.)
Настроение поднимем, (Поднимают руки вверх.)
И от пыли отряхнем. (Отряхивают от пыли.)
Отправляться всем в дорогу,
Нам давно уже пора. (Шагают на месте)
Чтоб в пути нам было легче-
Крикнем весело «Ура»! (Кричат).
- Ребята, мы с вами пришли в осенний лес, а за этим лесом – страна Грамота. Присядьте на свои стульчики и посмотрите, кто будет помогать в нашем путешествии. (ЩЕНОК). Да, это щенок, а зовут его Тотошка.
А что мы сейчас с вами сказали? Слова – собака, щенок, Тотошка.
А давайте перечислим, что же делает собака.
- Вставайте рядом со своим местом и по очереди называйте, что может делать собака и присаживайтесь на свое место (прыгает, сидит, стоит, смотрит, ест).
Вот сколько много слов мы с вами сейчас сказали! А давайте внимательно посмотрим на нашего друга глазками и скажем, какой он, какого цвета? Мы сказали «лохматый». Это тоже слово.
Когда все дети сели: Вот столько много слов мы сейчас с вами сказали. Словом мы называем всё вокруг, что нас окружает, что мы чувствуем, что происходит вокруг нас с вами, каждое слово что-то обозначает.
Щенок решил с вами поиграть. Только если мы выполним его задание, он покажет нам дорогу к городу. Я вам буду показывать картину, а вы будете называть слово – что я показала. (КАРТИНКИ овощей). А теперь назовите одним словом всё, что вам показали (овощи).
- Ребята, вы большие молодцы! Смотрите, Тотошка вспомнил, как выйти из леса к городу. Отправляемся за ним.
В городе много разных домов. Эти дома мы называем словами. Одни длинные – в них много подъездов, другие короткие (РАЗДАТЬ РЕБЯТАМ ПОЛОСКИ С ДОМИКАМИ РАЗНОЙ ДЛИНЫ). Эти подъезды-окошечки называются слоги. Посмотрите, сколько слогов в первом домике? А во втором? А в третьем?
Сравните слово «мама» и слово «воспитатель». Как вы думаете, какое слово короче? Сейчас мы будем измерять протяжённость слов хлопками. Слово «ма-ма» - два хлопка. Это значит, в слове «мама» 2 слога. Слово «вос-пи-та-тель». Сколько раз мы хлопнули? Значит в этом слове 4 слога. Какое слово длиннее: где 2 или где 4 слога?
Теперь я буду называть слово (РАЗДАТЬ ФИШКИ). По одному вы будете его проговаривать, на каждый слог совершая один хлопок. А остальные ребята будут считать количество слогов. На домик, в котором столько же окошек, сколько слогов в слове, кладём фишку.
МЯЧ, РУКА, КОЗА, ЛОСЬ, МАШИНА, ТЕЛЕФОН, МОРОЗ, МАМА, ЛУК, ШУМ, КРОКОДИЛ, СОБАКА, КОТ, БЕГЕМОТ, ГОЛОВА, ВОДА, МУХА, КУСТ, ГОЛОВА, СУП, КОНФЕТА, РАКЕТА, ЛЕТО, ЗИМА, РЕКА, РАК.
Мне кажется, ребята, мы про кого-то забыли. Конечно же, мы забыли про звук О, который потерял домик, в котором он живёт. И сейчас он плачет, вы слышите? Давайте с ним поиграем, чтобы он развеселился?
Игра «Покажи О». Ребята, вы знаете, что буквы от звука отличаются тем, что букву мы пишем и читаем, а звук слышим и произносим. На что похожа написанная буква О? На круг. Изобразите с помощью рук, пальцев рук букву О.
Игра «Поймай звук». Когда мы произносим слова или слоги, мы слышим звуки. Я сейчас буду произносить слоги, а вы будете ловить звук О. Как это сделать? Когда услышите в слоге звук О, сразу хлопайте в ладоши:
ЛА, МА, РО, ОХ, АХ, МИ, КУ, КО, ВО, ЭХ, ПО, ДУ, ОП.
- А сейчас будем искать звук О в словах:
ОБЛАКО, СОК, ПАПА, ЛИСА, СТОЛ, КОМ, БУЛКА, СУМКА, МОСТ.
- Ну что-то мы с вами заигрались, и Тотошке, и звуку О уже пора по домам. Так давайте же поможем звуку О найти свой домик. Перед вами три дома-слова (КАРТИНКИ). Первое слово КУКЛА. Определите, сколько окошек-слогов в этом слове? Два. Есть ли тут звук О?
Второе слово ЛЯГУШКА. Сколько здесь слогов? Три. Есть ли тут звук О?
Третье слово СЛОН. Сколько тут слогов? Один. Есть ли тут звук О? Вот и нашёл наш звук О свой домик.
- Ну что ж, ребята, мы хорошо провели с вами время? Давайте возвращаться домой. Закройте глаза, глубоко вздохните и выдохните. На счет три открывайте. Вот мы и дома. Расскажите, что мы сегодня делали? Кому мы помогали найти дорогу домой? Кого мы встретили в осеннем лесу? Что такое слово? Из чего состоит слово? Что такое звук? Занятие окончено.
2