СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (ЛЕКСИКОЛОГИЯ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда-то давно в одном из учительских журналов были опубликованы чудесные "Лексические сказки", которые дети и сейчас с интересом слушают и с азартом выполняют задания вместе с героями этой истории. Мой сценарий - это "Новое путешествие на планету Лексика".

Просмотр содержимого документа
«СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (ЛЕКСИКОЛОГИЯ)»

УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЮ

КОНКУРС «ЛЮБИМАЯ ТЕМА. ЛЮБИМЫЙ ПРЕДМЕТ»

НОМИНАЦИЯ «ЗА РАМКАМИ УРОКА»

( СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ)









«СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (ЛЕКСИКОЛОГИЯ)»

НОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ ЛЕКСИКА

(сценарий для школьного театра)



Составила Кияница Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 44

Звучат первые аккорды песенки Ю. Антонова на слова М. Пляцковского «Говорят»

Открывается занавес. На сцену один за другим, исполняя отдельные строки песни, выходят участники спектакля.

  1. Говорят, что в нашем веке

Удивить ничем нельзя,

  1. Говорят, исчезли тайны,

По морским волнам скользя.

  1. Говорят, сейчас на карте

Белых пятен больше нет,

  1. Говорят, сейчас известен

На любой вопрос ответ.

Припев вместе:

Но все же, но все же какой нам интерес

Без риска жить и острых ощущений?

Но все же, но все же так хочется чудес

И самых невозможных приключений!

  1. Говорят, что только в сказках

Происходят чудеса,

В облака воспоминаний

Превратились паруса.

  1. Говорят, что все открытья

Кем-то сделаны давно,

Нет задачек нерешенных,

Все, что надо - решено.

Припев вместе.

  1. Говорят, что лишь фантасты

Верят в инопланетян,

  1. Говорят, с других галактик

К нам никто не прилетал.

  1. Говорят, что поединков

Было время, да ушло.

Говорят, что так спокойней,

Говорят, что хорошо.

Припев все вместе.

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Знакомьтесь наши герои:

  1. Костя Пятеркин 2. Света Любознательных 3. Вова Ленивченко 4. Коля Двойкин 5. Лена Пчелкина 6. Таня Умных 7. Саша Правдин 8-9. Мила и Тима Зевакины

Занавес закрывается

Ведущая: Все они ученики одного класса, учатся по-разному, но это не мешает им быть друзьями. Сегодня мы вместе с ними совершим увлекательное путешествие на необычную планету, название которой Лексика. Живут на этой сказочной планете слова, самые разные по происхождению, значению, функциям.

За закрытым занавесом слышится гул двигателей космического корабля.

Занавес раскрывается, в цветном свете на середине сцены поляна, где стоят наши герои.

Таня Умных: Ну, и зачем эти звуковые эффекты, если мы перенеслись сюда в мгновение ока?

Лена Пчелкина: Глазом моргнуть не успели…

Света Любознательных: С быстротой молнии… Ух, ты! Не успели мы сюда попасть, а уже знания по лексике наружу сами собой лезут. Колька, а ты что скажешь? Фразеологизмы-то помнишь?

Коля Двойкин ( открывает рот, чтобы ответить, но вместо этого раздается текст в записи) : «Вы, конечно же, слышали о фразеологизмах – устойчивых словосочетаниях с образным, переносным смыслом. Их в языке чрезвычайно много. Просто пруд пруди – вот, кстати, и первый фразеологизм. Основные его приметы: неизменная структура (нельзя, например, прудить лужу или ручей), переносное значение (речь, естественно, не идёт о запруживании какого-то конкретного пруда; этот фразеологизм значит просто много). Говорящий не может по своему желанию заменять элементы фразеологизма – тогда он разрушится. Фразеологизмы делают речь более яркой и образной – в этом нет никаких сомнений» (С.В. Волков. Не запутайтесь во фразеологизмах! Статьи раздела "Лексикология" на сайте).

Костя Пятеркин: Вот это да! Колька, что это с тобой?

Коля (в сторону) : Наверное, папа мне не все рассказал… (вслух) : Готовился я , готовился… Но почему нас никто не встречает?

Мила и Тима (хором): Может быть, мы время перепутали? Или не туда попали?..

Вова Ленивченко: Да, ладно вам: перепутали… не туда попали… Давайте расположимся вот здесь и чего-нибудь поедим.

Саша Правдин: А мы продукты не брали. Пятеркин сказал только словари брать. У меня, например, словарь Ожегова. Хотя когда я выбирал толковый словарь, прочитал следующее (снова повторяется то, что с Двойкиным: текст идет в записи): «Статистическую перепись лексики ведут, как известно, словари. Правда, придётся сразу же отбросить словарь С. И. Ожегова. Он хотя и содержит (в последних изданиях) 80 тысяч слов, не охватывает всех слов русского языка. Одного тома здесь явно маловато. Тогда, может быть, подойдёт Малый академический словарь? Во втором его издании (1981–1984 гг.) больше 90 тысяч слов. Всего лишь на десять тысяч больше. А вот в семнадцатитомном «Словаре современного русского литературного языка» (его ещё называют Большим академическим) — более 120 тысяч. Впрочем, данные словарей весьма далеки от реального количества слов в языке. Ни в одном из 17 томов упомянутого словаря вы не найдёте таких слов, как компьютер, дискета, интерактивный, Интернет, иммунодефицит, клон… Они просто не могли попасть в словарь, изданный около полувека назад. Правда, существует ещё и второе издание этого словаря — в 20 томах, - но это не меняет сути дела…» (Н. А. Светлова. В океане слов. Статьи раздела "Лексикология" на сайте).

Цветной свет начинает мигать, ребята оглядываются и видят приближающуюся к ним девушку. Когда она подходит, свет становится ярким, на стене видны надписи:

«Слово = звучание (звуковое единство) + значение»

«У многих слов есть не одно, а два или несколько значений. Такие слова называются многозначными.»

«Бывают такие слова, которые хотя и звучат одинаково, но значения их между собой совсем не связаны. Такие слова называются омонимами»

«Слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки, называются синонимами»

«Слова, которые противоположны по своим значениям, называются антонимами»

Девушка: Здравствуйте! Меня зовут Lexis. Эта поляна – наша школа для «инопланетян», поэтому то, что вы хотели сказать, звучало в развернутом виде. Так мы помогаем нашим гостям. На стене вы видите основные заповеди планеты, по которым живут слова, объединенные в «племена». К сожалению, у нас не так много времени, и сегодня мы ограничимся этой поляной и повторением уже пройденного вами в земной школе. Итак, первая заповедь (загорается). Начнем с тебя, Коля.

Коля (уже зная, что произойдет, приоткрывает рот и ждет): «Слово можно произнести, спеть, слово можно записать. Но слово – это больше, чем сочетание звуков. Звучание или буквенное обозначение – это только внешняя оболочка слова, одежда, по которой мы слово узнаём. У слова есть и другая, невещественная, нематериальная сторона: то, что нельзя увидеть или услышать – это его значение. Без значения нет и слова. Незнакомые слова для нас – это «пустой звук», сосуды с неизвестным содержимым, пустые оболочки слов. Не все сочетания звуков обладают значением. Рассыпаясь на отдельные звуки, слово теряет свой смысл. Слова нужны для того, чтобы называть предметы и явления окружающего мира. Слова – это названия, имена всего, что существует в реальности или в нашем сознании. Когда мы произносим слово, то у нас в голове возникает образ предмета, представление о явлениях, действиях, признаках или отношениях. Если мы увидим на витрине магазина яблоки, а на них надпись «ананасы», мы очень удивимся: кто-то перепутал ценники. Ведь слова и обозначаемые ими предметы неразрывно связаны (слово – предмет)» (А.В. Занадворова. Имена вещей. Вестник Олимпиады "Светозар", N1).

Lexis: Теперь ты, Вова! Вот вторая заповедь (загорается).

Вова: «Одна и та же вещь нередко служит нам для разных целей. За столом можно обедать, но можно и учить уроки или играть в шахматы. Мылом моют руки, лицо, им же стирают, а иногда, например, в полевых условиях, намыливают щёки, чтобы побриться. В языке, как в хорошем хозяйстве, средства используются экономно. Одно и то же слово может иметь разные смыслы. Это свойство слова называется многозначностью.

Посмотрим на какое-нибудь самое простое слово, например, слово сидеть. Человек сидит на стуле или на лошади, а вот когда ворона сидит на ветке, она на самом деле стоит на ветке обеими ногами, но говорим мы все равно сидит. Пирог сидит в печи, мысль сидит в голове, а зверь сидит в клетке – здесь сидит значит находится. Девочка сидит за книгой, за шитьем – занимается каким-то делом. Бабушка сидит с внуком – находится с ним, занимается им. Весь он какой-то нескладный: ничего на нем не сидит – тут нам сразу ясно, что речь идет о человеке и его одежде. А если услышим: он сидит за хулиганство – тоже догадаемся, под арестом значит.

Чем слово употребительней, тем больше у него значений. Понять значение многозначного слова помогают его ближайшие соседи по фразе, то есть контекст, а если соседей нет, то ситуация, в которой слово употребляется. Например, если человек посмотрел на часы и сказал: «Стоят!» – мы сразу поймем о чём речь» ( А.В. Занадворова. В царстве смыслов много дорог. Вестник Олимпиады "Светозар", N2).

Lexis: Очень непроста следующая заповедь (загорается). Думаю, она для тебя, Костя!

Костя просит не давать «подсказку», а как настоящий отличник объясняет все сам:

«Ср. Осторожней, не разбей стекло! и Варенье на пол у тебя стекло! Здесь существительное стекло совпало по форме с глаголом стекать. Но совпадение это случайное – в одной форме совпали, в других разошлись: стекать по стеклу – больше нет совпадения! Такая омонимия часто встречается в анекдотах: В окно дуло... Штирлиц закрыл окно, и дуло исчезло.

Частичная омонимия, совпадение отдельных форм совершенно разных по значению слов используется и в языковых играх, шутливых задачках, загадках: Три, три и три – что получится? – Будет дырка! (три – числительное и три – форма глагола тереть). В названии какого города одно имя мальчика и сто имён девочек?– Севастополь (Сева и сто имён Поля, Полина).

Но встречаются и настоящие слова-двойники, которые относятся к одной части речи и во всех формах совпадают: «Коси, коса, пока роса» (пословица) и «Сидит девица в темнице, а коса на улице» (загадка)

Слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но значения которых никак не связаны друг с другом, называются омонимами» (А.В. Занадворова. В царстве смыслов много дорог. Вестник Олимпиады "Светозар", N2).

Lexis: Молодец! Думаю, что и Таня справится со следующей заповедью не хуже.

Таня: «Встречаются два приятеля.

Что-то я тебя давно не видел, где пропадал?

Да на даче всё лето трудился!

А-а... А я вот работаю – без отпуска который месяц вкалываю...

Трудился, работаю, вкалываю... Разные слова, а смысл передают, кажется, один и тот же. Так ли это?

Слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки, называются синонимами.

Примеры синонимов: миг – момент, бранить – ругать, огромный – громадный, напрасно – зря. Синонимами могут быть не только пары слов, но и целые их ряды: например, метель, метелица, вьюга, пурга, буран или: кратко, коротко, сжато, лаконично, вкратце. Особенно многочисленны ряды таких синонимов в тех случаях, когда входящие в них слова различаются оттенками смысла или же стилистической окраской. Например, слово обмануть имеет в нашем языке больше десятка синонимов, и значительная их часть – яркие, выразительные обозначения этого неблаговидного действия: объегорить, надуть, провести, перехитрить, одурачить, околпачить, обвести, облапошить, оставить с носом, втереть очки, оставить в дураках, обвести вокруг пальца...» (Л.П. Крысин. Об одном и том же - разными словами. Вестник Олимпиады "Светозар", N4).

Мила и Тима Зевакины: А можно мы попробуем…(перебивая друг друга)

Полюбил богатый – бедную,

Полюбил учёный – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную,

Золотой – полушку медную...

Это мы запомнили из статьи в журнале «Светозар», который есть у нас в кабинете русского языка. А вот дальше… (тут же начинает звучать подсказка):

«Слова, которые противоположны по своим значениям, называются антонимами. Это, например, такие пары слов, как горячий – холодный, жара – мороз, горе – радость, враг – друг, мало – много, всегда – никогда.

Антонимами могут быть лишь те слова, которые обозначают степень признака (тихий – громкий, тяжёлый – лёгкий), противоположно направленные действия (подниматься – опускаться, выходить – входить), точки пространства и времени (верх – низ, поздно – рано, день – ночь).

Слова, которые обозначают конкретные предметы – например, стол, окно, комната, варенье, – не имеют антонимов». (Л.П. Крысин. Слова-антиподы. Вестник Олимпиады "Светозар", N5).

Lexis: Нам пора прощаться. Оставьте на этой поляне свои словари и вы обязательно еще вернетесь к нам. В следующий раз я познакомлю вас с самыми загадочными словами – в переносном значении. Организую экскурсию к старейшинам нашей планеты – устаревшим словам. И, конечно, познакомлю с самыми юными обитателями нашей планеты – неологизмами. А теперь торопитесь, а то скоро проснутся ваши родители.

Девушка удаляется, помахав рукой. Яркий свет сменяется цветным.

Слышится шум двигателей.

Лена Пчелкина: Ну, вот опять обман зрения и слуха, мистификация, плод нашего воображения…

Свет гаснет, занавес закрывается. И уже из темноты слышен голос Саши Правдина:

« Верьте – не верьте, а с нами иногда и не такое приключается…»

Песня, которую пели ребята, снова звучит в записи.

Ведущий: Это не последнее наше путешествие с ребятами из кружка. Захотите повторить или выучить правила по русскому языку приходите на наши спектакли.

Ведущая: А самым талантливым нашим зрителям мы предлагаем выполнить творческое задание: Напишите сценарий путешествия на одну из планет в созвездии «Русский язык», используя имеющиеся в школе журналы «Светозар». Успехов! До новых встреч!

Использованные материалы

  1. http://beniz.az/multimedia/detail.php?ID=67213

  2. http://antonov-world.info/docs/discography/cd/detskie.htm#a20

  3. Фёдоров, А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка/ 3-е изд., испр. — М.: Астрель: АСТ, 2008.

  4. Вестник Открытой Международной Олимпиады по русскому языку «Светозар» № 1, 2, 4, 5.

  5. http://www.svetozar.ru/index/id/38328/index.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!