Урок русского языка в 5 классе
Учитель Мирзоханова М.М. МБОУ «Заборско-Никольская СОШ»
Тема: «Лексикология. Лексическое значение слова»
Цели: 1) усвоить способы определения лексического значения слова;
2) развить навыки анализа, в том числе и лексического;
3)воспитать интерес к слову и нравственные черты личности.
Оборудование: карточки, таблица, алгоритмы, рисунки.
Технологии: РКМЧТ и деятельностного подхода.
Оргмомент.
Стадия вызова. Словарный терминологический диктант.
________________________________________________________________
Карточка для взаимопроверки и взаимооценки .
Вставить пропущенные буквы карандашом.
Язык…знание, л…ксикология, ф…нетика, орф…эпия, граф…ка, орф…графия, м…рфемика, слов…образование, морф…логия, с…нтаксис.
- Взаимооценка. ( 0 ош. – «5»;1ош. –«4»; 2- 4 ош. – «3»; 5ош. – 2.
__________________________________________________________________
-Взаимопроверка . Передать друг другу, проверить ручкой
- Взаимооценка. ( 0 ош. – «5»;1ош. –«4»; 2- 4 ош. – «3»; 5ош. – «2».
3. Прогнозирование темы урока учащимися в результате ответа на вопрос:
Какой раздел науки о языке изучает словарный состав языка?
Ответ: -Лексикология.
Какое значение есть у каждого слова?
Ответ: - Лексическое значение слова.
4.Запись даты и темы урока
5. Целеполагание учащимися : А какова, по-вашему, цель нашего урока?
Ответы: - узнать, что такое лексика,
-лексическое значение слова
- способы его определения…
6. Стадия осмысления
- Работа у доски
Синтаксический разбор предложения, составленного учашимися дома в ходе работы над словом :
Ребята проявили милосердие и спасли берёзу. (Повеств., невоскл., прост., двусост., полн., распр., осл. однород. сказ.). Самооценка.
-Беседа - мостик от предыдущего урока к новой теме.
-О каких ребятах шла речь?
Ответ:- О ребятах из текста изложения с заданием продолжить текст. Мы его писали на прошлом уроке.
- Поиск сложного слова.
– Найдите в предложении сложное слово.
Ответ: - Милосердие
7. Морфемный разбор слова милосердие с целью определить лексическое значение слова.
Самооценка.
- Помогает ли морфемный разбор понять лексическое значение слова.
- Что значит слово милосердие? Где вы узнали толкование слова?
Ответ: - В толковом словаре.
8. Определение лексического значения слова милосердие через синонимию.
- Дома вы разбирали по составу слова, какое из них, по-вашему, является близким по значению слову милосердие?
Ответ:- Неравнодушие.
Предложите и запишите синонимы к слову милосердие:
Милосердие, неравнодушие, доброта, человечность, человеколюбие.
Чтение, оценка
- Слова бывают «добрые» и «злые». Какими являются записанные вами синонимы
9. Работа в парах или в группе с книгой.
- Выполнение задания к упр. № 121.
-Ответ заполнить парами цифр, соотнеся толкование с рисунком.
Заполнение таблицы.
Ответ ( 1.5., 2.7., 3.8., 4.2, 5.9., 6.3., 7.10, 8,4., 9.1., 10.6. )
Ребята, а можно ли сделать доброе дело, даже если у вас сил не хватает? Что для этого нужно?
Ответ: - Обратиться за помощью к взрослым.
10. Обращение к советам помощника, стр. 59. (чтение)
11. Чтение теоретического материала стр. 59.
12. Устное выполнение упр. 134.
- Рассмотрите схему. Скажите, какие способы здесь использованы для толкования слова? Собака - пёс.
13. Домашнее задание.
- Знать пар.17, стр. 59, выполнить упр. 125, стр.60.
14 . Что делали на уроке?
Что узнали?
15. Стадия рефлексии.
Узнайте зашифрованное слово:
- Этим словом поощряют за хорошую работу.
Ответ: - Молодцы!
Ф. Карточка для взаимопроверки и взаимооценки .
Вставить пропущенные буквы карандашом.
Язык…знание, л…ксикология, ф…нетика, орф…эпия, граф…ка, орф…графия, м…рфемика, слов…образование, морф…логия, с…нтаксис.
- Взаимооценка. ( 0 ош. – «5»;1ош. –«4»; 2- 4 ош. – «3»; 5ош. – 2.)
________________________________________________________________
Ф. Карточка для взаимопроверки и взаимооценки .
Вставить пропущенные буквы карандашом.
Язык…знание, л…ксикология, ф…нетика, орф…эпия, граф…ка, орф…графия, м…рфемика, слов…образование, морф…логия, с…нтаксис.
- Взаимооценка. ( 0 ош. – «5»;1ош. –«4»; 2- 4 ош. – «3»; 5ош. – 2.)
Ф. Карточка для взаимопроверки и взаимооценки .
Вставить пропущенные буквы карандашом.
Язык…знание, л…ксикология, ф…нетика, орф…эпия, граф…ка, орф…графия, м…рфемика, слов…образование, морф…логия, с…нтаксис.
- Взаимооценка. ( 0 ош. – «5»;1ош. –«4»; 2- 4 ош. – «3»; 5ош. – 2.)
Ф. Карточка для взаимопроверки и взаимооценки .
Вставить пропущенные буквы карандашом.
Язык…знание, л…ксикология, ф…нетика, орф…эпия, граф…ка, орф…графия, м…рфемика, слов…образование, морф…логия, с…нтаксис.
- Взаимооценка. ( 0 ош. – «5»;1ош. –«4»; 2- 4 ош. – «3»; 5ош. – 2.)
Ф. Карточка для взаимопроверки и взаимооценки .
Вставить пропущенные буквы карандашом.
Язык…знание, л…ксикология, ф…нетика, орф…эпия, граф…ка, орф…графия, м…рфемика, слов…образование, морф…логия, с…нтаксис.
- Взаимооценка. ( 0 ош. – «5»;1ош. –«4»; 2- 4 ош. – «3»; 5ош. – 2.)
Ф. Карточка для взаимопроверки и взаимооценки .
Вставить пропущенные буквы карандашом.
Язык…знание, л…ксикология, ф…нетика, орф…эпия, граф…ка, орф…графия, м…рфемика, слов…образование, морф…логия, с…нтаксис.
- Взаимооценка. ( 0 ош. – «5»;1ош. –«4»; 2- 4 ош. – «3»; 5ош. – 2.)
Ф. Карточка для взаимопроверки и взаимооценки
Вставить пропущенные буквы карандашом.
Язык…знание, л…ксикология, ф…нетика, орф…эпия, граф…ка, орф…графия, м…рфемика, слов…образование, морф…логия, с…нтаксис.
- Взаимооценка. ( 0 ош. – «5»;1ош. –«4»; 2- 4 ош. – «3»; 5ош. – 2.)
Ф. Карточка для взаимопроверки и взаимооценки .
Вставить пропущенные буквы карандашом.
Язык…знание, л…ксикология, ф…нетика, орф…эпия, граф…ка, орф…графия, м…рфемика, слов…образование, морф…логия, с…нтаксис.
- Взаимооценка. ( 0 ош. – «5»;1ош. –«4»; 2- 4 ош. – «3»; 5ош. – 2.)
Итоги работы в группах.
Упр. 121, стр. 59. Заполнить ответ в таблице парами цифр.
- Свяжите слова с рисунками
1 группа (1 ряд)
Упр. 121., стр. 59. Заполнить ответ в таблице парами цифр.
- Свяжите слова с рисунками
2 группа (2 ряд)