06.10.22 2 класс Логопедия
Тема. Словообразование. Овощи – фрукты.
Цель: учить детей правильно образовывать сложные слова
Задачи:
- Упражнять в образовании сложных слов;
- Активизировать и расширять словарь по данной теме;
- Упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа;
- Упражнять в образовании существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом;
- Развивать внимание, память.
Оборудование: картинка Незнайки, предметные картины по данной теме.
Ход занятия.
1.Орг.момент.
В гости пришел Незнайка и принес много разных картинок.
Незнайка просит помочь ему подружить слова.
-А разве такое бывает, чтобы слова дружили? Что такое дружба? У вас есть друзья? Вот и некоторые слова тоже дружат.
2. «Подружи слова»
Много разных слов у нас,
Что же делать с ними нам сейчас?
Слова нам нужно подружить,
Чтоб новые словечки получить!
Как – то Незнайка рассказал вот такую историю, прочитайте внимательно.
В холодный зимний вечер стоял наш Незнайка у окна и смотрел на падающий снег. «Снегопад начался», — сказала мама Незнайки. «Что такое снегопад»? – заинтересовался Незнайка. «Снегопад – это снег падает», — объяснила Незнайке мама. «Какое интересное слово, — подумал он. – Надо же из двух слов состоит! Интересно, а сколько еще таких слов можно придумать?!».
- Давайте для Незнайки составим еще такие слова, нам нужно будет подружить 2 слова
Сам летает – самолет;
Сам катается - самокат;
Везде ходит - вездеход;
Бензин возит - бензовоз;
Рыбу ловит – рыболов;
Лес рубит – лесоруб;
Лед ходит – ледоход;
Пар, возит (с помощью пара возить) – пароход;
Пчел разводит - пчеловод;
Вертится, летает – вертолет;
Землю копает – землекоп;
Воду возит – водовоз;
Лед колит – ледокол.
3.Игра «Один — много»
Например, один самолет – много самолетов.
Слова: самолет, вертолет, ледокол, бензовоз, водовоз, лесоруб, самокат, вездеход, паровоз.
4.Физминутка «Незнайка»
Незнайка потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)
5. «Слова поссорились»
-Теперь мы знаем, как подружить слова! Но бывает и так, что эти сложные слова ссорятся и делятся опять на 2 слова.
Например, бензовоз – бензин возит. Слова из предыдущих упражнений: рыболов, водовоз, лесоруб.
6. Составление предложений со сложными словами с опорой на картинки.
По картинкам дети составляют предложения.
7. Загадки
-Незнайка подготовил для нас загадки. -Давайте попробуем их отгадать.
1. Машинам всем замедлить ход!
Пешком проходит … (пешеход).
2.Увидеть осенью я рад
Паденье листьев — … (листопад).
3.На носу свой носит рог
Зверь свирепый … (носорог).
4. Пилот зовёт людей в полёт –
Сам летает …(самолёт).
5. Замечательный прокат!
Сам катился …(самокат).
6. Пчела в улей мёд несёт.
Пчёл разводит … (пчеловод).
7. Топором огромный дуб
В лесу рубит …(лесоруб).
8. Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга… (Пылесос)
9. Пошла Муха на базар
И купила … (самовар).
Новые слова разбираются (пешеход, листопад, носорог, пылесос, самовар).
8.Повторение материала.
На пршлом занятии мы знакомились с овощами и фруктами.
-Где растут овощи?
-Где растут фрукты?
-Выполни задание.
-Назови четвертый лишний
Овощи и фрукты очень полезны и в них много витаминов, которые помогают вырасти здоровыми, сильными и крепкими.
А что нужно сделать перед тем, как съесть их? ( Вымыть.)
Правильно ребята, перед тем, как съесть овощ или фрукт надо его хорошенько помыть, потому что на них есть микробы, не видные глазам.
Фрукты являются источниками многих витаминов и минеральных веществ. Зимой употребляют кроме свежих фруктов, ещё и сушеные. Они тоже очень богаты витаминами. Сухофрукты можно использовать для приготовления компотов, а также их добавляют в каши и запеканки.
8. Итог:
-Ребята, сегодня мы с вами учились образовывать сложные слова. Главное запомните, чтобы получились сложные слова, надо подружить одно словом с другим.
-Поему нужно обязательно мыть перед едой овощи и фрукты?