СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Словообразовательные языковые средства как способ создания художественной выразительности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Словообразовательные языковые средства"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Словообразовательные языковые средства как способ создания художественной выразительности"»

 Разминка  «По уши в ЕГЭ»

Разминка

«По уши в ЕГЭ»

А 19 . В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? 1) (В)последствии мы не раз пожалели, что так часто шли (на)встречу его пожеланиям. 2) Пришлось отказаться (от)того , что было задумано, (по)скольку наши планы изменились. 3) (С)начала туристы не нашли дорогу, но позже всё(таки) сориентировались. 4 ) (В)заключение длинной информации пассажирам было объявлено, что (в)связи со снегопадом все авиарейсы задерживаются.

А 19 . В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) (В)последствии мы не раз пожалели, что так часто шли (на)встречу его пожеланиям.

2) Пришлось отказаться (от)того , что было задумано, (по)скольку наши планы изменились.

3) (С)начала туристы не нашли дорогу, но позже всё(таки) сориентировались.

4 ) (В)заключение длинной информации пассажирам было объявлено, что (в)связи со снегопадом все авиарейсы задерживаются.

А9. Укажите верную характеристику предложения.  Ими пользуются и в научной полемике, и в политических докладах, и в философских трактатах. 1)двусоставное 2) односоставное определенно-личное 3) односоставное неопределенно-личное 4) односоставное безличное

А9. Укажите верную характеристику предложения.

Ими пользуются и в научной полемике, и в политических докладах, и в философских трактатах.

1)двусоставное

2) односоставное определенно-личное

3) односоставное неопределенно-личное

4) односоставное безличное

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1)вербА 2) дешевизнА 3) хлебцЫ 4) включИт

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)вербА

2) дешевизнА

3) хлебцЫ

4) включИт

А 26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, где должны стоять запятые?  До сих пор не утихают споры о том (1) была ли Атлантида реальностью (2) и(3) если да(4) то где искать её (5) и какой грозный катаклизм мог стереть с земли процветающий остров. 1)235 3) 134 2)125 4)124

А 26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, где должны стоять запятые?

До сих пор не утихают споры о том (1) была ли Атлантида реальностью (2) и(3) если да(4) то где искать её (5) и какой грозный катаклизм мог стереть с земли процветающий остров.

1)235 3) 134

2)125 4)124

– В каком ряду во всех словах суффикс - ец имеет одно и то же значение? 1) боец, мудрец, характерец; 2) испанец, немец, иностранец; 3) старец, хлебец, братец; 4) морозец, хитрец, борец.

– В каком ряду во всех словах суффикс - ец имеет одно и то же значение?

1) боец, мудрец, характерец;

2) испанец, немец, иностранец;

3) старец, хлебец, братец;

4) морозец, хитрец, борец.

 Тема:  Словообразовательные языковые средства как способ создания художественной выразительности

Тема: Словообразовательные языковые средства как способ создания художественной выразительности

Цель:  познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, показать их роль в тексте; систематизировать, уточнить и углубить знания, умения и навыки по морфемике и словообразованию; повторить способы словообразования; формировать навыки культуры речи

Цель:

  • познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, показать их роль в тексте;
  • систематизировать, уточнить и углубить знания, умения и навыки по морфемике и словообразованию;
  • повторить способы словообразования;
  • формировать навыки культуры речи
 Выразительность речи может достигаться разными способами и средствами: 1)  фонетическими 2) морфологическими 3) словообразовательными 4) лексическими 5) синтаксическими

Выразительность речи может достигаться разными способами и средствами:

1) фонетическими

2) морфологическими

3) словообразовательными

4) лексическими

5) синтаксическими

Выразительные словообразовательные средства: Окказионализмы     Суффиксы субъективной оценки

Выразительные словообразовательные средства:

Окказионализмы

Суффиксы субъективной оценки

Окказионализмы ( индивидуальные новообразования) – слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования. По тем же моделям, которые существуют в языке: Неуютная жидкая лунность…( С.Есенин); огнекрылые истины (В.Маяковский). Они служат для передачи оттенков авторской мысли, обладают повышенной выразительностью благодаря своей необычности. Встречаются не только в художественных текстах, но и в публицистике.

Окказионализмы ( индивидуальные новообразования)слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования. По тем же моделям, которые существуют в языке: Неуютная жидкая лунность…( С.Есенин); огнекрылые истины (В.Маяковский).

Они служат для передачи оттенков авторской мысли, обладают повышенной выразительностью благодаря своей необычности. Встречаются не только в художественных текстах, но и в публицистике.

Суффиксы субъективной оценки 1)уменьшительно-ласкательные суффиксы : -ец (морозец), -ик (столик), -ишк (братишка), -к- (ножка), -ушк- (бабушка), -чик- (зайчик),  - еньк- (синенький): 2)увеличительно-неодобрительные суффиксы : -ищ- (домище), -онк- (шапчонка); 3) элемент торжественности вносят приставки: вос-(восходить, востребовать)

Суффиксы субъективной оценки

1)уменьшительно-ласкательные суффиксы :

-ец (морозец), -ик (столик), -ишк (братишка),

-к- (ножка), -ушк- (бабушка), -чик- (зайчик),

- еньк- (синенький):

2)увеличительно-неодобрительные суффиксы :

-ищ- (домище), -онк- (шапчонка);

3) элемент торжественности вносят приставки:

вос-(восходить, востребовать)

Осложненное списывание:  Вот я тебя как высеку … Как милости вашей будет завгодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская… Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?

Осложненное списывание:

Вот я тебя как высеку … Как милости вашей будет завгодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская… Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?

– Вот я тебя как высеку … – Как милости вашей будет завгодно, – отвечал на всё согласный Селифан, – коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь ; коли за дело, на то и воля господская… Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь?»

– Вот я тебя как высеку

– Как милости вашей будет завгодно, – отвечал на всё согласный Селифан, – коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь ; коли за дело, на то и воля господская… Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь?»

– Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки? а) Фамусов – Скалозубу. «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее.

– Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки?

а) Фамусов – Скалозубу. «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее.

 Молчалин . «Ваш шпиц – прелестный шпиц!.. Как шёлковая шёрстка ».

Молчалин . «Ваш шпиц – прелестный шпиц!.. Как шёлковая шёрстка ».

 Чацкий. « Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком ».

Чацкий. « Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком ».

 Вывод:  суффиксы оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев.

Вывод: суффиксы оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев.

  Семантизация морфем – это использование значения морфем для привлечения внимания читателя к лексическому значению слова.

Семантизация морфем – это использование значения морфем для привлечения внимания читателя к лексическому значению слова.

Ответы к тесту по теме «Словообразование» 1-в 2-г 3-г «5» - 1 ошибка 4-б «4» - 2-3 ошибки 5-б «3» – 4-5 ошибок 6-в «2» - тему «Словообразование» 7-в надо повторить! 8-в 9-б 10-б

Ответы к тесту по теме «Словообразование»

1-в

2-г

3-г «5» - 1 ошибка

4-б «4» - 2-3 ошибки

5-б «3» – 4-5 ошибок

6-в «2» - тему «Словообразование»

7-в надо повторить!

8-в

9-б

10-б