Разминка
«По уши в ЕГЭ»
А 19 . В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (В)последствии мы не раз пожалели, что так часто шли (на)встречу его пожеланиям.
2) Пришлось отказаться (от)того , что было задумано, (по)скольку наши планы изменились.
3) (С)начала туристы не нашли дорогу, но позже всё(таки) сориентировались.
4 ) (В)заключение длинной информации пассажирам было объявлено, что (в)связи со снегопадом все авиарейсы задерживаются.
А9. Укажите верную характеристику предложения.
Ими пользуются и в научной полемике, и в политических докладах, и в философских трактатах.
1)двусоставное
2) односоставное определенно-личное
3) односоставное неопределенно-личное
4) односоставное безличное
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)вербА
2) дешевизнА
3) хлебцЫ
4) включИт
А 26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, где должны стоять запятые?
До сих пор не утихают споры о том (1) была ли Атлантида реальностью (2) и(3) если да(4) то где искать её (5) и какой грозный катаклизм мог стереть с земли процветающий остров.
1)235 3) 134
2)125 4)124
– В каком ряду во всех словах суффикс - ец имеет одно и то же значение?
1) боец, мудрец, характерец;
2) испанец, немец, иностранец;
3) старец, хлебец, братец;
4) морозец, хитрец, борец.
Тема: Словообразовательные языковые средства как способ создания художественной выразительности
Цель:
- познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, показать их роль в тексте;
- систематизировать, уточнить и углубить знания, умения и навыки по морфемике и словообразованию;
- повторить способы словообразования;
- формировать навыки культуры речи
Выразительность речи может достигаться разными способами и средствами:
1) фонетическими
2) морфологическими
3) словообразовательными
4) лексическими
5) синтаксическими
Выразительные словообразовательные средства:
Окказионализмы
Суффиксы субъективной оценки
Окказионализмы ( индивидуальные новообразования) – слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования. По тем же моделям, которые существуют в языке: Неуютная жидкая лунность…( С.Есенин); огнекрылые истины (В.Маяковский).
Они служат для передачи оттенков авторской мысли, обладают повышенной выразительностью благодаря своей необычности. Встречаются не только в художественных текстах, но и в публицистике.
Суффиксы субъективной оценки
1)уменьшительно-ласкательные суффиксы :
-ец (морозец), -ик (столик), -ишк (братишка),
-к- (ножка), -ушк- (бабушка), -чик- (зайчик),
- еньк- (синенький):
2)увеличительно-неодобрительные суффиксы :
-ищ- (домище), -онк- (шапчонка);
3) элемент торжественности вносят приставки:
вос-(восходить, востребовать)
Осложненное списывание:
Вот я тебя как высеку … Как милости вашей будет завгодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская… Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?
– Вот я тебя как высеку …
– Как милости вашей будет завгодно, – отвечал на всё согласный Селифан, – коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь ; коли за дело, на то и воля господская… Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь?»
– Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки?
а) Фамусов – Скалозубу. «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее.
Молчалин . «Ваш шпиц – прелестный шпиц!.. Как шёлковая шёрстка ».
Чацкий. « Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком ».
Вывод: суффиксы оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев.
Семантизация морфем – это использование значения морфем для привлечения внимания читателя к лексическому значению слова.
Ответы к тесту по теме «Словообразование»
1-в
2-г
3-г «5» - 1 ошибка
4-б «4» - 2-3 ошибки
5-б «3» – 4-5 ошибок
6-в «2» - тему «Словообразование»
7-в надо повторить!
8-в
9-б
10-б