СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словосочетание. Способы выражения грамматической связи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спрособы выражения грамматической связи в словосочетании

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание. Способы выражения грамматической связи.»

Словосочетание.  Способы выражения грамматической связи в словосочетании

Словосочетание. Способы выражения грамматической связи в словосочетании

Цель Знать: способы выражения грамматической связи в словосочетании Уметь: определять средства грамматической связи в словосочетании составлять словосочетания Повторение: правописание безударной гласной в корне слова

Цель

Знать:

  • способы выражения грамматической связи в словосочетании

Уметь:

  • определять средства грамматической связи в словосочетании
  • составлять словосочетания

Повторение:

  • правописание безударной гласной в корне слова
Словарная работа Составить и записать словосочетания. Вставить пропущенные буквы, графически обозначить выбор орфограммы.

Словарная работа

  • Составить и записать словосочетания.
  • Вставить пропущенные буквы, графически обозначить выбор орфограммы.
 Пом…гать, друг; чудес(?)ный, картина; пр…сить, помощь; ше…ствуешь, малыши; окрес(?)ный, природа; прекрас(?)ная, принц; яркая, со…нце.
  • Пом…гать, друг; чудес(?)ный, картина; пр…сить, помощь; ше…ствуешь, малыши; окрес(?)ный, природа; прекрас(?)ная, принц; яркая, со…нце.
    Помогаешь друг   Кому? у  Над кем? над Шефствуешь малыш ами

Помогаешь друг

Кому?

у

Над кем?

над

Шефствуешь малыш

ами

Вывод : из данных слов словосочетания образованы благодаря тому, что изменились окончания в зависимых словах, то есть главное слово связывается с зависимым не только по смыслу, но и грамматически, с помощью окончания или окончания и предлога.
  • Вывод : из данных слов словосочетания образованы благодаря тому, что изменились окончания в зависимых словах, то есть главное слово связывается с зависимым не только по смыслу, но и грамматически, с помощью окончания или окончания и предлога.
Тренировочные упражнения Из данных слов составить словосочетания. Обозначить смысловую и грамматическую связь между главной и зависимой частями словосочетания.   Образец: чудесное путешествие   какое?

Тренировочные упражнения

  • Из данных слов составить словосочетания. Обозначить смысловую и грамматическую связь между главной и зависимой частями словосочетания.

Образец: чудесное путешествие

какое?

Неизвестный, местность; роскошный, вид; попросить, дежурный; героическая, поступок; восхищаться, подвиг.
  • Неизвестный, местность; роскошный, вид; попросить, дежурный; героическая, поступок; восхищаться, подвиг.
Участвовать, соревнование;  виднеться , долина;

Участвовать, соревнование;

виднеться , долина;

Тренировочные упражнения 2. Составить и записать словосочетания из слов аккуратно, писать, бежать, быстро, читать, громко.  Вывод: если зависимое слово выражено наречием – неизменяемой частью речи – связь слов в словосочетании только по смыслу.

Тренировочные упражнения

2. Составить и записать словосочетания из слов аккуратно, писать, бежать, быстро, читать, громко.

Вывод: если зависимое слово выражено наречием – неизменяемой частью речи – связь слов в словосочетании только по смыслу.

Средства связи в словосочетании Средства связи Примеры Окончание прилагательного Окончание существительного (с предлогом или без) По смыслу Прелестн ого  цветка Идти по дорог е   Смотреть внимательно

Средства связи в словосочетании

Средства связи

Примеры

  • Окончание прилагательного
  • Окончание существительного (с предлогом или без)
  • По смыслу
  • Прелестн ого цветка
  • Идти по дорог е
  • Смотреть внимательно
Распределительный диктант Распределить словосочетания по группам по средствам связи (по вариантам).   Участвовать в уборке; гигантские горы; пришел поздно; яростные порывы; объединиться в борьбе; поседеть от переживаний; отломить ровно.

Распределительный диктант

  • Распределить словосочетания по группам по средствам связи (по вариантам).

Участвовать в уборке; гигантские горы; пришел поздно; яростные порывы; объединиться в борьбе; поседеть от переживаний; отломить ровно.

Теплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль . теплый ветер пролетает над полями пролетает и поднимает пролетает ветер поднимает пыль цветочную пыль 3,4

Теплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль .

  • теплый ветер
  • пролетает над полями
  • пролетает и поднимает
  • пролетает ветер
  • поднимает пыль
  • цветочную пыль

3,4

Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами. весенние ветерки пахнули травой ветерки пахнули травой и гнездами свежей травой птичьими гнездами весенние гнездами 3,4,7

Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

  • весенние ветерки
  • пахнули травой
  • ветерки пахнули
  • травой и гнездами
  • свежей травой
  • птичьими гнездами
  • весенние гнездами

3,4,7

Дорога к станции вилась по тропинке и спускалась в старые ложбинки. дорога к станции вилась к станции дорога вилась вилась по тропинке вилась и спускалась вилась в ложбинки в сырые ложбинки в ложбинки 3,5,8

Дорога к станции вилась по тропинке и спускалась в старые ложбинки.

  • дорога к станции
  • вилась к станции
  • дорога вилась
  • вилась по тропинке
  • вилась и спускалась
  • вилась в ложбинки
  • в сырые ложбинки
  • в ложбинки

3,5,8

Вопросы на повторение Чем словосочетание похоже на слово и чем отличается от него? Как связываются слова в словосочетании? Как найти зависимое слово в словосочетании? Как обозначается смысловая связь между словами в словосочетании?

Вопросы на повторение

  • Чем словосочетание похоже на слово и чем отличается от него?
  • Как связываются слова в словосочетании?
  • Как найти зависимое слово в словосочетании?
  • Как обозначается смысловая связь между словами в словосочетании?
Домашнее задание : Знать правила, упр.128

Домашнее задание :

Знать правила, упр.128

Виды словосочетаний

Виды словосочетаний

Цели урока: Знать : виды словосочетаний (глагольные, именные) Уметь : различать именные и глагольные словосочетания; строить словосочетания по схемам; Повторение : орфограммы (гласные и согласные ) в корне слов .

Цели урока:

Знать : виды словосочетаний (глагольные, именные)

Уметь : различать именные и глагольные словосочетания; строить словосочетания по схемам;

Повторение : орфограммы (гласные и согласные ) в корне слов .

Как связываются слова в словосочетании? По смыслу и грамматически Как выражается смысловая связь между словами в словосочетании? С помощью вопроса от главного слова к зависимому Какими средствами выражается грамматическая связь в словосочетании? С помощью окончания С помощью предлога и окончания По смыслу

Как связываются слова в словосочетании?

По смыслу и грамматически

Как выражается смысловая связь между словами в словосочетании?

С помощью вопроса от главного слова к зависимому

Какими средствами выражается грамматическая связь в словосочетании?

С помощью окончания

С помощью предлога и окончания

По смыслу

Записать словосочетания по образцу Узкая тропинка  (Прил.+Сущ.)  Именные  Какая?

Записать словосочетания по образцу

Узкая тропинка

(Прил.+Сущ.)

Именные

Какая?

Тянутся по дороге  по чему? Глаг. + сущ. глагольные

Тянутся по дороге

по чему?

Глаг. + сущ.

глагольные

Громадные ели, тянуться по дороге, освещать местность, громко свистнуть, участвовать в походе, гигантские кедры, хлестнуть веткой, виднеться в долине, дрожать от холода, объединение в группы, посвящение другу.
  • Громадные ели, тянуться по дороге, освещать местность, громко свистнуть, участвовать в походе, гигантские кедры, хлестнуть веткой, виднеться в долине, дрожать от холода, объединение в группы, посвящение другу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!