Просмотр содержимого документа
«Словосочетание. Способы выражения грамматической связи.»
Словосочетание. Способы выражения грамматической связи в словосочетании
Цель
Знать:
- способы выражения грамматической связи в словосочетании
Уметь:
- определять средства грамматической связи в словосочетании
- составлять словосочетания
Повторение:
- правописание безударной гласной в корне слова
Словарная работа
- Составить и записать словосочетания.
- Вставить пропущенные буквы, графически обозначить выбор орфограммы.
- Пом…гать, друг; чудес(?)ный, картина; пр…сить, помощь; ше…ствуешь, малыши; окрес(?)ный, природа; прекрас(?)ная, принц; яркая, со…нце.
Помогаешь друг
Кому?
у
Над кем?
над
Шефствуешь малыш
ами
- Вывод : из данных слов словосочетания образованы благодаря тому, что изменились окончания в зависимых словах, то есть главное слово связывается с зависимым не только по смыслу, но и грамматически, с помощью окончания или окончания и предлога.
Тренировочные упражнения
- Из данных слов составить словосочетания. Обозначить смысловую и грамматическую связь между главной и зависимой частями словосочетания.
Образец: чудесное путешествие
какое?
- Неизвестный, местность; роскошный, вид; попросить, дежурный; героическая, поступок; восхищаться, подвиг.
Участвовать, соревнование;
виднеться , долина;
Тренировочные упражнения
2. Составить и записать словосочетания из слов аккуратно, писать, бежать, быстро, читать, громко.
Вывод: если зависимое слово выражено наречием – неизменяемой частью речи – связь слов в словосочетании только по смыслу.
Средства связи в словосочетании
Средства связи
Примеры
- Окончание прилагательного
- Окончание существительного (с предлогом или без)
- По смыслу
- Прелестн ого цветка
- Идти по дорог е
- Смотреть внимательно
Распределительный диктант
- Распределить словосочетания по группам по средствам связи (по вариантам).
Участвовать в уборке; гигантские горы; пришел поздно; яростные порывы; объединиться в борьбе; поседеть от переживаний; отломить ровно.
Теплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль .
- теплый ветер
- пролетает над полями
- пролетает и поднимает
- пролетает ветер
- поднимает пыль
- цветочную пыль
3,4
Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.
- весенние ветерки
- пахнули травой
- ветерки пахнули
- травой и гнездами
- свежей травой
- птичьими гнездами
- весенние гнездами
3,4,7
Дорога к станции вилась по тропинке и спускалась в старые ложбинки.
- дорога к станции
- вилась к станции
- дорога вилась
- вилась по тропинке
- вилась и спускалась
- вилась в ложбинки
- в сырые ложбинки
- в ложбинки
3,5,8
Вопросы на повторение
- Чем словосочетание похоже на слово и чем отличается от него?
- Как связываются слова в словосочетании?
- Как найти зависимое слово в словосочетании?
- Как обозначается смысловая связь между словами в словосочетании?
Домашнее задание :
Знать правила, упр.128
Виды словосочетаний
Цели урока:
Знать : виды словосочетаний (глагольные, именные)
Уметь : различать именные и глагольные словосочетания; строить словосочетания по схемам;
Повторение : орфограммы (гласные и согласные ) в корне слов .
Как связываются слова в словосочетании?
По смыслу и грамматически
Как выражается смысловая связь между словами в словосочетании?
С помощью вопроса от главного слова к зависимому
Какими средствами выражается грамматическая связь в словосочетании?
С помощью окончания
С помощью предлога и окончания
По смыслу
Записать словосочетания по образцу
Узкая тропинка
(Прил.+Сущ.)
Именные
Какая?
Тянутся по дороге
по чему?
Глаг. + сущ.
глагольные
- Громадные ели, тянуться по дороге, освещать местность, громко свистнуть, участвовать в походе, гигантские кедры, хлестнуть веткой, виднеться в долине, дрожать от холода, объединение в группы, посвящение другу.