Тема урока: Словосочетания и предложения разных типов. Прямая речь.
Тип урока: повторение и систематизация изученного.
Уровень подготовки класса: средний.
Цели урока:
Урок по русскому языку (11 класс)
– Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Тема нашего урока «Словосочетания и предложения разных типов. Прямая речь». Цель нашей работы – вспомнить, какие виды связи слов в словосочетании выделяются в языкознании, на какие типы по способу связи частей делятся предложения, а также уяснить, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью.
– У вас на столах лежат тексты. Прочитайте их. Вы должны ответить на вопросы, данные после него.
Текст
Наедине с толпой
(1) Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.
(2) Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3) Наедине с толпой.
(4) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя современный человек в большом городе.
(5) Редкая поездка по столице обходится без метро. (6) Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. (7) Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8) Богатырское движение! (9) Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10) Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.
(11) По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12) Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13) Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».
(14) Вышли на платформу. (15) Приближается поезд. (16) Нам предстоит сесть в вагон. (17) Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем - входят. (18) Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19) Она не в силах удержать себя – дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20) Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно – так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.
(21) О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22) Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23) А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину...
(24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25) Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26) Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27) А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28) Воспитанность в наши дни – это не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (29) Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.
(По 3. Паперному)
1. Какое утверждение соответствует позиции автора, выраженной в тексте?
1) (24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой.
2) (26) Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе.
3) (28) Воспитанность в наши дни – это не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим.
2. Определите стиль и тип речи. Объясните.
1) художественный; повествование
2) научно-популярный стиль; рассуждение
3) разговорный стиль; описание
4) публицистический стиль; описание с элементами рассуждения
– Мы определили позицию автора, стиль и тип речи. Ответьте, сможем ли мы найти в этом тексте наименьшую единицу синтаксиса?
(Конечно, это словосочетание.)
– Вспомним понятие «словосочетание».
Словосочетание – единица синтаксиса. Это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главное слово – это слово, от которого мы ставим вопрос к зависимому. главное слово +зависимое слово - вопрос –
Как определить словосочетание? Главное слово в словосочетании может быть выражено различными самостоятельными частями речи.
Но нужно помнить! Словосочетаниями не являются:
Подлежащее и сказуемое – это предложение, а не словосочетание!
Однородные члены предложения,
Служебная часть речи + существительное,
Фразеологизм.
По своему значению все словосочетания отнесены к одной из групп:
Предмет и его признак
Действие и предмет
Признак и его степень
(Голубая луна, новый дом, удивляться чудесам, приготовиться к уроку, по-зимнему холодный, необычно уютный)
Виды связи в словосочетаниях
Согласование – вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово – существительное или местоимение; зависимое может являться прилагательным, причастием или местоимением. Вопросы: Какой? Который? Чей? Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.
Управление – вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы. Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к родине.
Примыкание – вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Задается вопрос: Как? Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, ее портрет, мальчик постарше.
– Найдём и выпишем из предложений 11-12 примеры словосочетаний с разными видами связи.
(Зигзагообразными перебежками, спускаемся по эскалатору, спускаемся перебежками, стоять надо справа, проходить слева)
– Можем ли мы выделить словосочетание в 15 предложении?
(Нет, перед нами грамматическая основа.)
– Мы говорили о словосочетании, а какую ещё единицу синтаксиса вы знаете?
(Предложение)
– Что называется предложением?
Предложение – основная единица синтаксиса, наименьшая единица общения. Предложение – слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба).
– Все ли предложения одинаковы? Какие виды предложений вы знаете?
(Простые и сложные.)
– Что называется простым предложением?
(Простое предложение – предложение с одной грамматической основой.)
– Какие виды односоставных предложений по наличию грамматических основ вы помните?
(Двусоставные (два главных члена), односоставные (один главных член).
– Сегодня мы обратимся к односоставным предложениям.
– Перед вами лежат таблицы «Виды односоставных предложений». Рассмотрим их.
Виды односоставных предложений
Назывные | Определённо-личные | Неопределённо-личные | Безличные |
Главный член – подлежащее, выраженное сущ-ным в имен. падеже. Могут распространяться только согласованными и несогласованными определениями; могут содержать указательные частицы вон, вот | Глаголы 1 и 2-го лица в ед. и мн.ч. изъявительного и повелительного наклонений. Подлежащее в таких предложениях легко восстанавливается путём введения, подстановки личных местоимений я, ты, мы, вы | Глаголы 3-го лица множ. числа наст. или будущего времени; прошед вр. мн.ч | Сказуемое в безличных предложениях не указывает и не может указывать на действующее лицо. Сказуемое выражается безличными глаголами, безличной формой личного глагола, словами нет, не было (не оказалось. Не удалось и др.), неопределённой формой глагола, неопределённой формой в сочетании с безличным вспомогательным глаголом; словами состояния; краткими страдательными причастиями в форме среднего рода со словом быть или без него |
– Найдём примеры односоставных предложений в нашем тексте. (1-18)
Назывное: (8) Богатырское движение!
Определённо-личное: (4)Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя современный человек в большом городе.
(18) Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми.
Неопределенно-личное:
(14) Вышли на платформу.
Безличное: (12)Известно, что стоять надо справа, проходить слева.
(13)Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».
(16)Нам предстоит сесть в вагон.
Нельзя забывать о пунктуации в простом предложении.
Запятая ставится:
1. Между однородными членами, соединенными неповторяющимся союзом И, запятая не ставится. О и О | Много лет жили и трудились в Сибири потомки Ермака. Название книги может многое рассказать о её содержании и об авторе. |
2. Простые предложения, входящие в состав сложносочиненного, разделятся запятыми. | Панночка засмеялась, и девушки с криком увели её за собою. Издали только мерещился огонёк, и кони, чуя близкое стойло, торопились, насторожа уши и вковавши очи во мрак. |
Запятая не ставится: Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член. | В саду было сумрачно и пахло прелой листвой и грибами. (Было сумрачно и пахло прелой листвой и грибами (где?) в саду.) Скоро опадут листья и начнутся дожди. (Опадут листья и начнутся дожди (когда?) скоро.) |
Отличайте сложносочиненное предложение от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Сложносочиненные предложения | Простые предложения с однородными членами |
В небольшой комнатке было душно, и прямо до смерти хотелось искупаться. Это сложносочиненное предложение, состоящее из двух односоставных безличных предложений; грамматические основы было душно и хотелось надеяться связаны соединительным союзом И. | Венька сделал пять шагов по палубе и шагнул прямо в реку. Это предложение с удаленными друг от друга, однородными сказуемыми сделали шагнул, связанными соединительным союзом И. Вся поверхность озера была покрыта белыми и розоватыми кувшинками, похожими на большие снежинки.(Предложение с однородными определениями). |
Примечание. Запятая ставится перед союзом да и: Он прекрасно говорил по-английски, да и по-французски знал неплохо.
Запятая не ставится: Перед одиночными соединительными или разделительными союзами: На лугу цвели ромашки и васильки. Я вам станцую или спою.
Примечание. Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни рыба ни мясо, ни то ни сё, и день и ночь, ни сват ни брат и т. п.
– Мы с вами находили в тексте простые предложения, но сказали, что есть и сложные.
– Какие предложения мы называем сложными?
Сложное предложение – предложение, у которого две или более грамматические основы.
Сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные, а союзные – на сложносочиненные и сложноподчиненные.
Бессоюзное предложение
Бессоюзное предложение – это сложное предложение, части которого соединены без помощи союзов.
– Найдите в тексте.
(17) Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем – входят.
(22) Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины.
Сложносочиненное предложение
Сложносочиненное предложение – это союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью сочинительных союзов. Сочинительные союзы – это союзы и, а, но, да, или, либо, не только ... но и, как ... так и, или ... или, либо ... либо, ни ... ни, зато, то есть и др.
Части сложносочиненного предложения равноправны по смыслу.
– Найдите в тексте.
(13)
– Можем ли мы, используя сочинительный союз, трансформировать два простых предложения (15 и 16) в сложносочинённое?
(Приближается поезд, и нам скоро предстоит сесть в вагон.)
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненное предложение – это союзное сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой. Части сложноподчиненного предложения соединены с помощью подчинительных союзов (что, если, потому что, когда и др.) или союзных слов (который, какой, что-местоимение и др.).
В сложноподчиненном предложении выделяют главную часть и придаточную часть (или придаточные части). От главной части можно задать вопрос к придаточной.
В зависимости от значения придаточные предложения разделяют на несколько типов: изъяснительные, определительные, обстоятельственные, присоединительные.
Порядок частей сложноподчиненного предложения не имеет значения: придаточная часть предложения может стоять перед главной частью или находиться внутри главной части.
Одной главной части может подчиняться несколько придаточных предложений.
– Найдите СПП.
(4)
Сложные предложения с разными видами связи
В сложном предложении может быть больше двух частей. При этом между каждой парой частей сложного предложения может быть свой тип связи. Например, бывают предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями, а также предложения с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
– Найдите в тексте.
(9)
– Мы вспомнили о простых и сложных предложениях. А с помощью каких предложений дословно передаются слова говорящих? (Предложений с прямой речью.)
– В данном тексте мы не найдём таких предложений. Но можем ли мы трансформировать 27 предложение в предложение с П.р.? Сделайте это.
Автор говорит: «Именно тут и проявляется истинная воспитанность».
– Вы получили карточки, на которых видите схемы предложений с прямой речью.
– Составьте, следуя схемам 2 предложения.
Знаки препинания при прямой речи
Схема предложения | Пример |
А: "П". | Я сказал ему: "Это письмо ждёт тебя уже три дня". |
А: "П?" | Вопрос застал нас врасплох: "А что, собственно, вы тут делаете?" |
А: "П!" | С порога он радостно закричал: "Привет!" |
А: "П..." | Я не знал, что сказать, поэтому растерянно протянул: "Да..." |
"П", – а. | "Это письмо ждёт тебя уже три дня", – сказал я ему. |
"П?" – а. | "А что, собственно, вы тут делаете?" – спросил кладовщик. |
"П!" – а. | "Привет!" – закричал он радостно прямо с порога. |
"П..." – а. | "Да..." – протянул я растерянно, потому что не знал, что сказать. |
А: "П", – а. | Он кивнул на папку: "Всё здесь", – и быстро ушёл. |
А: "П!", – а. | С порога он радостно закричал: "Привет!", – и мы широко улыбнулись друг другу. |
А: "П?", – а. | Вопрос кладовщика: "А что, собственно, вы тут делаете?", – застал нас врасплох. |
А: "П...", – а. | Я не знал, что сказать, поэтому только протянул: "Да...", – и повисла тишина. |
"П, – а, – п". | "Ципрея тигрис, – монотонно вещал лектор, – встречается в тёплых южных морях". |
"П, – а. – П". | "От перемены мест слагаемых сумма не меняется, – сказал учитель. – Сидоров, повтори, пожалуйста". |
"П? – а. – П". | "Неужели? – удивилась она. – Никто и не догадывался". |
"П! – а. – П". | "Ах, вот в чем дело! – догадался Перепёлкин. – Не думайте, что удивили меня". |
"П... – а. – П". | "Да... – протянул я. – И с этой мечтой придётся расстаться". |
"П, – а: – П". | "Как же, буду я снова контрольную за него писать, – надулась Аллочка, а потом заявила: – Ну, разве что за коробку конфет, на меньшее пусть не рассчитывает". |
– Как мы называем чужую речь, переданную в форме придаточного предложения? (косвенная речь)
– Измените наше предложение с прямой речью в предложение с косвенной речью.
(Автор говорит, что именно тут и проявляется истинная воспитанность.)
В зависимости от интонации исходного предложения, меняется способ присоединения косвенной речи.
Цель высказывания в косвенной речи | Способ присоединения косвенной речи |
Повествовательное предложение | ЧТО, БУДТО |
Вопросительное предложение | Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ |
Побудительное предложение | ЧТОБЫ |
– Сегодня на уроке мы многое успели повторить. К каким темам мы обращались? (Словосочетания и предложения разных типов. Предложения с прямой речью.)
Изучение синтаксиса невозможно без изучения пунктуации, к ней мы сегодня тоже обратились.
Полученные знания помогут вам в дальнейшем.
Спасибо за внимание.
Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от соотношения прямой речи и слов автора.
Пунктуация в предложениях с прямой речью показана в схемах. Буквы П, п в них обозначают прямую речь, первое слово которой пишется с прописной (П) или строчной (п) буквы; буквы А, а — слова автора, которые также начинаются или с прописной (А), или со строчной (а) буквы.
Прямая речь после слов автора
Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое словопрямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка — после них.
А: «П!» | Над самым ухом прозвучал басистый голос: «Эй, посторонись!» (Ю. Яковлев) |
А: «П?» | Он приветливо спросил: «Вы давно изволили приехать в Ялту?» (А. Чехов) |
А: «П...» | Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: «Взор твой не ясен, неярок...» (А. Ахматова) |
А: «П». | Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая головою: «Тут замешалась Марья Кириловна».(А. Пушкин) |
Прямая речь перед словами автора
Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова авторапишутся со строчной (маленькой) буквы.
«П!» — а. | « Да это бунт!» — закричал исправник (А. Пушкин). |
«П?» — а. | «Что у вас стряслось?» — не выдержал Андрей(Д. Гранин). |
«П..» — а. | «Я хотел бы купить крестьян...» — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Н. Гоголь) |
«П», — а. | «Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она (А. Пушкин). |
Слова автора внутри прямой речи
Если слова автора разрывают прямую речь, то возможны три варианта постановки знаков препинания:
1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире, вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.
«П, — а, — п». | «Вот княгиня Литовская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер». (М. Лермонтов) |
«П, — а, — п!» | «Батюшка ты наш, — сказала она [Егоровна] пискливым голосом, — погубишь ты свою головушку!» (А. Пушкин) |
«П, — а, — п?» | «А скажите, товарищ, — спрашивала она робко, — не числится ли за сотрудниками авансовой задолженности?» (И. Ильф и Е. Петров) |
«П, — а, п...» | «Где уж ему читать, — заговорил Ликоспастов, — у него времени нету современную литературу читать... Ну, шучу, шучу...» (М. Булгаков) |
2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речиставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи. Знаки препинания в конце второй части прямой речирегулируются правилами, уже описанными выше.
«П, — а. — П». «П, — а. — П?» | 1) «Столько времени протекло со дня нашей разлуки, — думал я. — Она, вероятно, забыла всё, что было тогда между нами». (А. Пушкин) 2) «Как вы меня испугали, — сказала она, тяжело дыша, всё ещё бледная, ошеломлённая. — О, как вы меня напугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем?» (А. Чехов) |
«П! — а. — П». «П! — а. — П!» | 1) «Стой, братцы, стой! — кричит мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (И. Крылов) 2) «Не понимаю, чему вы радуетесь! — с удивлением сказал Лжедмитриев. — Человек погибает, а вы радуетесь!» (И. Ильф и Е. Петров) |
«П? — а. — П». «П? — а. — П?» | 1) «Куда вы? — сказал Иван Игнатьич, догоняя меня. — Иван Кузьмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришёл». (А. Пушкин) 2) «Вы с ним дрались? — сросил я. — Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (А. Пушкин) |
«П... — а. — П». | 1) «Обожди... — сказал Морозко угрюмо. — Давай письмо». (А. Фадеев) 2) «Погоди... — высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Лёнька. — Как ты говоришь? Пыль?» (М. Горький) |
3. В авторских словах, разрывающих прямую речь, могут быть два глагола со значением речи или мысли; первый из них относится кпрямой речи, стоящей перед словами автора, второй — к прямой речи после слов автора. В таких случаях перед второй частьюпрямой речи ставится двоеточие и тире.
«П, — а : — П».
1) «Нет, ничего, прекрасно, — отвечал Павел Петрович и погодя немного прибавил: — Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики». (И. Тургенев)
Прямая речь внутри слов автора
Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, а после неё ставится тире или запятая (в зависимости от контекста), слова автора пишутся с маленькой буквы.
Тире после прямой речи ставится, если:
а) на месте разрыва слов автора прямой речью не должно быть никаких знаков препинания;
б) в конце прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие.
Если на месте разрыва в словах автора должна стоять запятая, то она ставится после прямой речи.
А: «П» — а. | Одна пушкинская строка: «Тяжелёшенько вздохнула» — говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы или стихов (С. Маршак). |
А: «П!» — а. | Я воротился, шагнул к ней и непременно б произнёс: «Сударыня!» — если бы только не знал, что это восклицание уже тысячу раз произносилось во всех русских великосветских романах (Ф. Достоевский)(тире после восклицательного знака, которым заканчивается прямая речь). |
А: «П?» — а. | Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» — когда опять всё утихло вокруг (И. Тургенев)(тире после вопросительного знака, которым заканчивается прямая речь). |
А: «П...» — а. | Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак...» — повёл речь, прерванную питьём абрикосовой (М. Булгаков) (тире после многоточия, которым заканчивается прямая речь). |
А: «П», а. | 1) Я только посмотрел на неё, а она отвернулась и, сказавши: «Ступайте за мной, мой паж», пошла к флигелю (И. Тургенев) (запятая закрывает деепричастный оборот). 2) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздохнул, помолчал и ушёл (А. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые, связанные бессоюзно). |