СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словосочетания и предложения разных типов. Прямая речь.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: повторение и систематизация изученного. 

Просмотр содержимого документа
«Словосочетания и предложения разных типов. Прямая речь.»


Тема урока: Словосочетания и предложения разных типов. Прямая речь.

Тип урока: повторение и систематизация изученного.

Уровень подготовки класса: средний.

Цели урока:

Урок по русскому языку (11 класс)


– Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Тема нашего урока «Словосочетания и предложения разных типов. Прямая речь». Цель нашей работы – вспомнить, какие виды связи слов в словосочетании выделяются в языкознании, на какие типы по способу связи частей делятся предложения, а также уяснить, какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью.


– У вас на столах лежат тексты. Прочитайте их. Вы должны ответить на вопросы, данные после него.


Текст

Наедине с толпой

(1) Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых живо­трепещущих тем нашего времени.

(2) Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3) Наедине с толпой.

(4) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя современный человек в большом городе.

(5) Редкая поездка по столице обходится без метро. (6) Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. (7) Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8) Богатырское движение! (9) Дверь отлетает, парень ловко проскаки­вает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10) Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

(11) По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12) Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13) Но реко­мендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».

(14) Вышли на платформу. (15) Приближается поезд. (16) Нам пред­стоит сесть в вагон. (17) Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем - входят. (18) Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19) Она не в силах удержать себя – дож­даться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20) Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно – так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.

(21) О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не бу­дем. (22) Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23) А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить не­возможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину...

(24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25) Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26) Мы выну­ждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27) А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28) Воспи­танность в наши дни – это не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (29) Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и ос­торожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

(По 3. Паперному)


1. Какое утверждение соответствует позиции автора, выраженной в тексте?

1) (24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой.

2) (26) Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе.

3) (28) Воспитанность в наши дни – это не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим.


2. Определите стиль и тип речи. Объясните.

1) художественный; повествование

2) научно-популярный стиль; рассуждение

3) разговорный стиль; описание

4) публицистический стиль; описание с элементами рассуждения


– Мы определили позицию автора, стиль и тип речи. Ответьте, сможем ли мы найти в этом тексте наименьшую единицу синтаксиса?

(Конечно, это словосочетание.)

– Вспомним понятие «словосочетание».

Словосочетание – единица синтаксиса. Это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Главное слово – это слово, от которого мы ставим вопрос к зависимому. главное слово +зависимое слово - вопрос –


Как определить словосочетание? Главное слово в словосочетании может быть выражено различными самостоятельными частями речи.

Но нужно помнить! Словосочетаниями не являются:

Подлежащее и сказуемое – это предложение, а не словосочетание!

Однородные члены предложения,

Служебная часть речи + существительное,

Фразеологизм.


По своему значению все словосочетания отнесены к одной из групп:

Предмет и его признак

Действие и предмет

Признак и его степень

(Голубая луна, новый дом, удивляться чудесам, приготовиться к уроку, по-зимнему холодный, необычно уютный)


Виды связи в словосочетаниях

Согласование – вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово – существительное или местоимение; зависимое может являться прилагательным, причастием или местоимением. Вопросы: Какой? Который? Чей? Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.

Управление – вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы. Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к родине.

Примыкание – вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Задается вопрос: Как? Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, ее портрет, мальчик постарше.


Найдём и выпишем из предложений 11-12 примеры словосочетаний с разными видами связи.

(Зигзагообразными перебежками, спускаемся по эскалатору, спускаемся перебежками, стоять надо справа, проходить слева)


– Можем ли мы выделить словосочетание в 15 предложении?

(Нет, перед нами грамматическая основа.)


Мы говорили о словосочетании, а какую ещё единицу синтаксиса вы знаете?

(Предложение)

Что называется предложением?

Предложение – основная единица синтаксиса, наименьшая еди­ница общения. Предложение – слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба).


Все ли предложения одинаковы? Какие виды предложений вы знаете?

(Простые и сложные.)

Что называется простым предложением?

(Простое предложение – предложение с одной грамматической основой.)

Какие виды односоставных предложений по наличию грамматических основ вы помните?

(Двусоставные (два главных члена), односоставные (один главных член).


Сегодня мы обратимся к односоставным предложениям.


– Перед вами лежат таблицы «Виды односоставных предложений». Рассмотрим их.

Виды односоставных предложений

Назывные

Определённо-личные

Неопределённо-личные

Безличные

Главный член – подлежащее, выраженное сущ-ным в имен. падеже. Могут распространяться только согласованными и несогласованными определениями; могут содержать указательные частицы вон, вот

Глаголы 1 и 2-го лица в ед. и мн.ч. изъявительного и повелительного наклонений. Подлежащее в таких предложениях легко восстанавливается путём введения, подстановки личных местоимений я, ты, мы, вы

Глаголы 3-го лица множ. числа наст. или будущего времени; прошед вр. мн.ч

Сказуемое в безличных предложениях не указывает и не может указывать на действующее лицо. Сказуемое выражается безличными глаголами, безличной формой личного глагола, словами нет, не было (не оказалось. Не удалось и др.), неопределённой формой глагола, неопределённой формой в сочетании с безличным вспомогательным глаголом; словами состояния; краткими страдательными причастиями в форме среднего рода со словом быть или без него



Найдём примеры односоставных предложений в нашем тексте. (1-18)

Назывное: (8) Богатырское движение!

Определённо-личное: (4)Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя современный человек в большом городе.

(18) Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми.

Неопределенно-личное:

(14) Вышли на платформу.

Безличное: (12)Известно, что стоять надо справа, проходить слева.

(13)Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».

(16)Нам предстоит сесть в вагон.


Нельзя забывать о пунктуации в простом предложении.

Запятая ставится:

1. Между однородными членами, соединенными неповторяющимся союзом И, запятая не ставится.

О  и  О

Много лет жили и трудились в Сибири потомки Ермака.

Название книги может многое рассказать о её содержании и об авторе.

2. Простые предложения, входящие в состав сложносочиненного,  разделятся запятыми.

Панночка засмеялась, и девушки с криком увели её за собою.  Издали только мерещился огонёк,  и кони, чуя близкое стойло, торопились, насторожа уши и вковавши очи во мрак.

Запятая не ставится:

Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член.

 

В саду было сумрачно и пахло прелой листвой и грибами. (Было сумрачно и пахло прелой листвой и грибами (где?) в саду.)

Скоро опадут листья и начнутся дожди. (Опадут листья и начнутся дожди (когда?) скоро.)


Отличайте сложносочиненное предложение от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.


Сложносочиненные предложения

Простые предложения

с однородными  членами

В небольшой комнатке было душно, и прямо до смерти хотелось искупаться.

Это сложносочиненное предложение, состоящее из двух односоставных  безличных предложений; грамматические основы было душно и хотелось надеяться связаны соединительным союзом И.


Венька сделал пять шагов по палубе и шагнул прямо в реку.

Это предложение с удаленными друг от друга, однород­ными сказуемыми сделали шагнул, связанными соединительным союзом И.

Вся поверхность озера была покрыта белыми и розоватыми кувшинками, похожими на большие снежинки.(Предложение с однородными опреде­лениями).

Примечание. Запятая ставится перед союзом  да и: Он прекрасно говорил по-английски, да и по-французски знал неплохо.

Запятая не ставится: Перед одиночными соединительными или разделительными союзами: На лугу цвели ромашки и васильки. Я вам станцую или спою. 

Примечание. Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни рыба ни мясо, ни то ни сё, и день и ночь, ни сват ни брат и т. п.



Мы с вами находили в тексте простые предложения, но сказали, что есть и сложные.

Какие предложения мы называем сложными?

Сложное предложение – предложение, у которого две или более грамматические основы.

Сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные, а союзные – на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Бессоюзное предложение

Бессоюзное предложение – это сложное предложение, части которого соединены без помощи союзов.

Найдите в тексте.

(17) Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем – входят.

(22) Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины.

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение – это союзное сложное предложение, части которого соединены с помощью сочинительных союзов. Сочинительные союзы – это союзы и, а, но, да, или, либо, не только ... но и, как ... так и, или ... или, либо ... либо, ни ... ни, зато, то есть и др.

Части сложносочиненного предложения равноправны по смыслу.

Найдите в тексте.

(13)

Можем ли мы, используя сочинительный союз, трансформировать два простых предложения (15 и 16) в сложносочинённое?

(Приближается поезд, и нам скоро предстоит сесть в вагон.)


Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение – это союзное сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой. Части сложноподчиненного предложения соединены с помощью подчинительных союзов (что, если, потому что, когда и др.) или союзных слов (который, какой, что-местоимение и др.).

В сложноподчиненном предложении выделяют главную часть и придаточную часть (или придаточные части). От главной части можно задать вопрос к придаточной.

В зависимости от значения придаточные предложения разделяют на несколько типов: изъяснительные, определительные, обстоятельственные, присоединительные.

Порядок частей сложноподчиненного предложения не имеет значения: придаточная часть предложения может стоять перед главной частью или находиться внутри главной части.

Одной главной части может подчиняться несколько придаточных предложений.

Найдите СПП.

(4)


Сложные предложения с разными видами связи

В сложном предложении может быть больше двух частей. При этом между каждой парой частей сложного предложения может быть свой тип связи. Например, бывают предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями, а также предложения с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.

Найдите в тексте.

(9)


Мы вспомнили о простых и сложных предложениях. А с помощью каких предложений дословно передаются слова говорящих? (Предложений с прямой речью.)

В данном тексте мы не найдём таких предложений. Но можем ли мы трансформировать 27 предложение в предложение с П.р.? Сделайте это.


Автор говорит: «Именно тут и проявляется истинная воспитанность».

Вы получили карточки, на которых видите схемы предложений с прямой речью.

Составьте, следуя схемам 2 предложения.

Знаки препинания при прямой речи  

Схема предложения

Пример

  1. А: "П".

Я сказал ему: "Это письмо ждёт тебя уже три дня".

  1. А: "П?"

Вопрос застал нас врасплох: "А что, собственно, вы тут делаете?"

  1. А: "П!"

С порога он радостно закричал: "Привет!"

  1. А: "П..."

Я не знал, что сказать, поэтому растерянно протянул: "Да..."

  1. "П", – а.

"Это письмо ждёт тебя уже три дня", – сказал я ему.

  1. "П?" – а.

"А что, собственно, вы тут делаете?" – спросил кладовщик.

  1. "П!" – а.

"Привет!" – закричал он радостно прямо с порога.

  1. "П..." – а.

"Да..." – протянул я растерянно, потому что не знал, что сказать.

  1. А: "П", – а.

Он кивнул на папку: "Всё здесь", – и быстро ушёл.

  1. А: "П!", – а.

С порога он радостно закричал: "Привет!", – и мы широко улыбнулись друг другу.

  1. А: "П?", – а.

Вопрос кладовщика: "А что, собственно, вы тут делаете?", – застал нас врасплох.

  1. А: "П...", – а.

Я не знал, что сказать, поэтому только протянул: "Да...", – и повисла тишина.

  1. "П, – а, – п".

"Ципрея тигрис, – монотонно вещал лектор, – встречается в тёплых южных морях".

  1. "П, – а. – П".

"От перемены мест слагаемых сумма не меняется, – сказал учитель. – Сидоров, повтори, пожалуйста".

  1. "П? – а. – П".

"Неужели? – удивилась она. – Никто и не догадывался".

  1. "П! – а. – П".

"Ах, вот в чем дело! – догадался Перепёлкин. – Не думайте, что удивили меня".

  1. "П... – а. – П".

"Да... – протянул я. – И с этой мечтой придётся расстаться".

  1. "П, – а: – П".

"Как же, буду я снова контрольную за него писать, – надулась Аллочка, а потом заявила: – Ну, разве что за коробку конфет, на меньшее пусть не рассчитывает".


Как мы называем чужую речь, переданную в форме придаточного предложения? (косвенная речь)

Измените наше предложение с прямой речью в предложение с косвенной речью.

(Автор говорит, что именно тут и проявляется истинная воспитанность.)


В зависимости от интонации исходного предложения, меняется способ присоединения косвенной речи.


Цель высказывания в косвенной речи

Способ присоединения косвенной речи

Повествовательное предложение

ЧТО, БУДТО

Вопросительное предложение

Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ

Побудительное предложение

ЧТОБЫ


– Сегодня на уроке мы многое успели повторить. К каким темам мы обращались? (Словосочетания и предложения разных типов. Предложения с прямой речью.)

Изучение синтаксиса невозможно без изучения пунктуации, к ней мы сегодня тоже обратились.

Полученные знания помогут вам в дальнейшем.

Спасибо за внимание.


















Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от соотношения прямой речи и слов автора.

Пунктуация в предложениях с прямой речью показана в схемах. Буквы П, п в них обозначают прямую речь, первое слово которой пишется с прописной (П) или строчной (п) буквы; буквы А, а — слова автора, которые также начинаются или с прописной (А), или со строчной (а) буквы.

Прямая речь после слов автора

Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое словопрямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка — после них.

А: «П!»

Над самым ухом прозвучал басистый голос: «Эй, посторонись!» (Ю. Яковлев)

А: «П?»

Он приветливо спросил: «Вы давно изволили приехать в Ялту?» (А. Чехов)

А: «П...»

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: «Взор твой не ясен, неярок...» (А. Ахматова)

А: «П».

Кирила Петрович нахмурился и сказал, качая головою: «Тут замешалась Марья Кириловна».(А. Пушкин)

Прямая речь перед словами автора

Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова авторапишутся со строчной (маленькой) буквы.

«П!» — а.

« Да это бунт!» — закричал исправник (А. Пушкин).

«П?» — а.

«Что у вас стряслось?» — не выдержал Андрей(Д. Гранин).

«П..» — а.

«Я хотел бы купить крестьян...» — сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Н. Гоголь)

«П», — а.

«Я влюблена», — шептала снова старушке с горестью она (А. Пушкин).

Слова автора внутри прямой речи

Если слова автора разрывают прямую речь, то возможны три варианта постановки знаков препинания:

1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире,  вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.

«П, — а, — п».

«Вот княгиня Литовская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер». (М. Лермонтов)

«П, — а, — п!»

«Батюшка ты наш, — сказала она [Егоровна] пискливым голосом, — погубишь ты свою головушку!» (А. Пушкин)

«П, — а, — п?»

«А скажите, товарищ, — спрашивала она робко, — не числится ли за сотрудниками авансовой задолженности?» (И. Ильф и Е. Петров)

«П, — а,  п...»

«Где уж ему читать, — заговорил Ликоспастов, — у него времени нету современную литературу читать... Ну, шучу, шучу...» (М. Булгаков)

2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речиставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи. Знаки препинания в конце второй части прямой речирегулируются правилами, уже описанными выше.

 «П, — а. — П». «П, — а. — П?»

1)  «Столько времени протекло со дня нашей разлуки, — думал я. — Она, вероятно, забыла всё, что было тогда между нами». (А. Пушкин)

2)  «Как вы меня испугали, — сказала она, тяжело дыша, всё ещё бледная, ошеломлённая. — О, как вы меня напугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем?» (А. Чехов)

«П! — а. — П». «П! — а. — П!»

1) «Стой, братцы, стой! — кричит мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (И. Крылов) 2) «Не понимаю, чему вы радуетесь! — с удивле­нием сказал Лжедмитриев. — Человек погибает, а вы радуетесь!» (И. Ильф и Е. Петров)

«П? — а. — П». «П? — а. — П?»

1) «Куда вы? — сказал Иван Игнатьич, догоняя меня. — Иван Кузьмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришёл». (А. Пушкин) 2) «Вы с ним дрались? — сросил я. — Обстоятельства, верно, вас разлучили?» (А. Пушкин)

«П... — а. — П».

1) «Обожди... — сказал Морозко угрюмо. — Давай письмо». (А. Фадеев) 2) «Погоди... — высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Лёнька. — Как ты говоришь? Пыль?» (М. Горький)

3. В авторских словах, разрывающих прямую речь, могут быть два глагола со значением речи или мысли; первый из них относится кпрямой речи, стоящей перед словами автора, второй — к прямой речи после слов автора. В таких случаях перед второй частьюпрямой речи ставится двоеточие и тире.

«П, — а : — П».

1) «Нет, ничего, прекрасно, — отвечал Павел Петрович и погодя немного прибавил: — Брата не обманешь, надо будет сказать ему, что мы повздорили из-за политики». (И. Тургенев)

Прямая речь внутри слов автора

Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед ней после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, а после неё ставится тире или запятая (в зависимости от контекста), слова автора пишутся с маленькой буквы.

Тире после прямой речи ставится, если:

а) на месте разрыва слов автора прямой речью не должно быть никаких знаков препинания;

б) в конце прямой речи стоит вопросительный, восклицательный знак или многоточие.

Если на месте разрыва в словах автора должна стоять запятая, то она ставится после прямой речи.

А: «П» — а.

Одна пушкинская строка: «Тяжелёшенько вздохнула» — говорит больше, чем могли бы сказать целые страницы прозы или стихов (С. Маршак).

А: «П!» — а.

Я воротился, шагнул к ней и непременно б произнёс: «Сударыня!» — если бы только не знал, что это восклицание уже тысячу раз произносилось во всех русских великосветских романах (Ф. Достоевский)(тире после воскли­цательного знака, которым заканчивается прямая речь).

А: «П?» — а.

Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит по саду?» — когда опять всё утихло вокруг (И. Тургенев)(тире после вопросительного знака, которым заканчивается прямая речь).

А: «П...» — а.

Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак...» — повёл речь, прерванную питьём абрикосовой (М. Булгаков) (тире после мно­готочия, которым заканчивается прямая речь).

А: «П», а.

1) Я только посмотрел на неё, а она отвернулась и, сказавши: «Ступайте за мной, мой паж», пошла к флигелю (И. Тургенев) (запятая закрывает деепричастный оборот). 2) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздох­нул, помолчал и ушёл (А. Толстой) (запятая разделяет однородные сказуемые, связанные бессоюзно).