«Сложение и вычитание десятичных дробей», 5 класс.
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей
Тип урока: урок закрепления.
Цели:
Образовательные: повторить и закрепить навыки выполнения действий сложения и вычитания десятичных дробей; тренировать способность к практическому использованию. Создать условия самоконтроля усвоения знаний.
Развивающие: Развивать математическое мышление, логическую речь; способствовать формированию познавательной активности учащихся, развивать умения ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Воспитательные: Способствовать воспитанию позитивного отношения к труду, активность, внимание. Расширять кругозор учащихся. Превратить урок в увлекательное путешествие.
Формировать учебно-познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную компетенции.
Формы и методы обучения: эвристический, словесный, проблемный, наглядный.
Оснащение урока: раздаточный материал, электронная презентация.
Этапы урока.
Организационный момент.
Подготовка класса к работе.
Включение в деловой ритм.
Актуализация знаний.
Повторение:
алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;
устный счет; фиксация затруднения в деятельности; выявление уровня знаний; определение типичных недостатков.
Активизация знаний учащихся.
Постановка учебной задачи.
Создание проблемной ситуации.
Решение упражнений.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Итоги урока. Релаксация.
Оценки.
Домашнее задание.
Организационный момент.
Актуализация знаний
Историческая справка.
Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась пословица « Попасть в дроби». Как вы думаете, что она означает? (Попасть в тяжелое, трудное положение)
Я думаю, что мы выдержим все испытания, которые сегодня встретятся у нас на пути, и вместе преодолеем трудности.
Повторение: устный счет, алгоритм сложения и вычитания.
Активизация знаний. Создание проблемной ситуации.
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в удивительное место на Земле – необычный по своей красоте Чаткальский государственный биосферный заповедник, расположенный всего в 35 км от Ташкента.
Чаткальский заповедник — горно лесной заповедник в Узбекистане в Ташкентской области, в западных отрогах Чаткальского хребта, входящего в горную систему Тянь-Шаня.
Чаткальский государственный биосферный заповедник был организован в 1947 году.
Решение упражнений:
Выполнив последовательно эти задания, вы узнаете площадь, занимаемую заповедником (в квадратных километрах).
Задания:
- Из первой строки выберите наименьшее число.
- Из второй строки выберите наибольшее число.
- Из третьей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число.
- Найдите сумму выбранных чисел
54,21 | 54,35 | 54,98 |
71,63 | 71,66 | 71,25 |
165,28 | 400,6 | 231,37 |
Выполнив это задание, мы узнаем об одной из достопримечательностей заповедника.
Задания для графического диктанта:
- да,
- нет;
1) 7,5 – 0,6 = 7,9
2) 3,3 + 12 = 4,5
3) 5,02 + 3,8 = 8,1
4) 7,25 – 4,05 = 3,2
5) 1,37 + 13,7 = 27,4
6) 1 – 0,48 = 1,48
7) 16,4 + 12,3 = 28,7
8) 18,5 – 0,8 = 18,7
9) 7 – 0,13 = 6,87
10) 0,974 – 0,874 = 0,1
Петроглифы – наскальные рисунки древних людей. Изображены на плоских плитах и отвесных скалах. Обнаружены в урочище Каразау.
3) Решите уравнения и расшифруйте название самой крупной хищной птицы, обитающей в заповеднике.
1) 4 8, 3 6 + х = 7 8, 5;
2) у + 0,8 9 6 = 1, 0 7;
3) х - 7, 3 6 = 3, 0 4 ;
4) 9 - у = 1, 5;
5) 0, 7 4 - х = 0, 2 5
А | 7,5 | Д | 2,5 | Е | 3,174 | У | 0,174 | З | 8,9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | | | | | И | 10 |
К | 30,14 |
М | 10,4 |
О | 39,04 |
Й | 0,49 |
4) Вычислив значение этого выражения в метрах, узнаем, каков размах крыльев кумая.
5,2м - 2дм - 200см = ?м
5) Восстановите цепочку вычислений
при х = 1,8; 1,3; 1,6; 1,8; 2,4
и заполните таблицу. Вы узнаете название очень редкого животного, обитающего в заповеднике.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/27/s_5bacc8303dccb/958255_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/27/s_5bacc8303dccb/958255_4.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/27/s_5bacc8303dccb/958255_5.png)
х | 1,8 | 1,3 | 1,6 | 1,8 | 2,4 |
Ответ | | | | | |
Буква | | | | | |
Снежный барс, или ирбис – горное животное. На большинстве хребтов летом держится в 3000 – 4000 метрах над уровнем море, у нижней линии вечных снегов.
6) Под охраной заповедника находится 46 видов растений, включенных в Красную книгу. Среди них великолепное растение – ферула. Какой высоты в метрах может достигать ферула, узнаем, сложив 0,5 восемь раз.
Итоги урока. Рефлексия.
Вот и подошел к концу наш урок.
Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности – украсьте нашу поляну жёлтыми цветочками, кому было тяжело – синенькими. А кому не интересно было с нами путешествовать – красными.
Оценки.
Домашнее задание
Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввел в 1585 г. голландский математик и инженер Симон Стевин. Вот как он изображал дробь
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/27/s_5bacc8303dccb/958255_6.png)
Во Франции десятичные дроби ввел Франсуа Виет в 1579 г.; его запись дроби 14,382; 14/382; 14382. Придумайте свой способ изображения десятичной дроби.