Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 5
«PRO-функциональную грамотность: новые задачи-лучшие решения-2024»
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Составитель:
Горбачева Антонина Олеговна,
учитель физики и математики
г. Советская Гавань
2024г
Занятие «Сложение и вычитание десятичных дробей» разработано для педагогических работников общеобразовательных учреждений дополнительного и общего образования и содержит актуальный материал, необходимый для изучения темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» на уроках математики. Основной упор идет на функциональную грамотность.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Целевая аудитория: 5 класс
Организационный этап
У каждого из вас на столах лежат карточки самооценки (приложение 1). Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу.
Постановка учебной задачи
Сейчас мы с вами пройдемся по математическим знаниям, и вы попробуете ответить на мои вопросы.
1 Она бывает барабанная, охотничья и математическая (дробь)
Видите, какое многозначное слово дробь.
- С каким значением работаем мы с Вами? (С математическим).
А теперь мы с вами составим кластер, в тетрадях и вместе со мной на доске, выпишем все виды дробей
КЛАСТЕР (смешанные, обыкновенные, правильные, неправильные, десятичные)
Актуализация знаний
РАБОТА В ПАРАХ. У вас на столах карточки с приближенными и точными значениями, подчеркните ручкой точные, а простым карандашом приближенные значения
число планет в Солнечной системе 9; Т
начало циркового представления в 14:00; Т
число ромашек в Белгороде 157 987 000; П
число деревьев в школьном саду 35; Т
площадь поля 48 гектаров; П
число детей в данной семье 3; Т
в автопарке 38 автобусов. Т
В классе 20 учащихся Т
Спортсмен подкинул мяч примерно на 3 метра П
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
НА ДОСКЕ. Рассмотрим следующую задачу:
У Кати 15р 20коп. она купила леденец за 12р 10 коп. Сколько денег осталось у Кати (3р 10 коп.) ЧТО мы делаем в первую очередь? (Вычитаем десятичные дроби)
Таким образом, что мы сегодня вспомним (как правильно вычитать десятичные дроби)
Какая же будет тема урока? (Сложение и вычитание десятичных дробей)
Абсолютно верно.
А теперь давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока
Наша цель на уроке - обобщить знания по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.
Запишите тему урока в тетрадь.
Применение знаний и умений в новой ситуации
ЗАДАЧА 1. В школьном буфете продаются пирожки четырёх видов различной стоимости
30р 25к 25р 10к 40р 35р 50к
Миша очень проголодался к концу учебного дня и решил пойти в буфет подкрепиться. В буфете он увидел, что остались только пирожки с картофелем - 5 штук. У Миши было с собой только 150 рублей. Он положил их на прилавок и попросил 2 пирожка. Чему будет равна сдача? (99р 80 коп)
25,10+25,10=50,2
150-50,2=99,8
ЗАДАЧА 2 . В 6 классе учатся 11 детей. Из них 6 девочек и 5 мальчиков. Девочки любят пирожки со сладкой начинкой, а мальчики - с мясом. Артём хочет купить всем своим одноклассникам и себе по одному пирожку. Но в буфете оказалось, что пирожков с повидлом осталось 3 штуки, с картофелем и зеленью - 11, с мясом - 5 штук и с творогом 6 штук. Известно, что у Артёма 445 рублей. Сможет ли Артём осуществить свою идею и каким образом, чтобы никто из одноклассников не остался без пирожка?
(Так как пирожков с мясом для мальчиков всего 5, то их надо купить все и заплатить 5∙40=200 рублей.
На пирожки для девочек остается 445-200=225 рублей
Так как пирожков с повидлом всего 3, то в любом случае их не хватит для всех девочек. Пирожков с творогом 6, на них потребуется 6∙35,5=213 рублей. 213 меньше чем 225 ,Значит, купить 6 одинаковых пирожков для девочек получится.)
ЗАДАЧА 3. Собранную клубнику разложили в 5 ящиков. В первом ящике клубники было 4,2 кг , во втором меньше, чем в первом на 2,3 кг. В четвертом ящике на 3,7 кг больше, чем в пятом, но меньше, чем в третьем на 1,3 кг. Сколько килограммов клубники собрали, если в четвертом ящике – 7,8 кг ? (31,9 кг)
4,2-2,3=1,9
7,8-1,3=6,5
7,8+3,7=11,5
1,9+6,5+11,5=31,9КГ
РЕФЛЕКСИЯ
Итак, вы сегодня решили несколько взрослых жизненных задач. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.
Собираются карточки самооценки и выставляются оценки за работу на уроке
Приложение 1
Карточка самооценки за урок
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
Лист самооценки. Ф.И.__________________________. Класс:_______________. Дата:__________ |
Вид работы на этапах урока | Этап №1 | Этап №2 | Этап №3 | Итоговая оценка за урок. | |
Кластер | Ответы на вопросы (точное или приближённое значение величин) | Задачи из жизненных ситуаций | |
Оценка | | | | | |
Карточка самооценки за урок
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
Лист самооценки. Ф.И.__________________________. Класс:_______________. Дата:__________ |
Вид работы на этапах урока | Этап №1 | Этап №2 | Этап №3 | Итоговая оценка за урок. | |
Кластер | Ответы на вопросы (точное или приближённое значение величин) | Задачи из жизненных ситуаций | |
Оценка | | | | | |