«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
I.Организационный момент
Слайд 1
Здравствуйте ребята. Садитесь. Вы начали изучать раздел математики, который называется «Обыкновенные дроби». Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по страницам истории, узнаем нечто интересное и новое. Чтобы попасть в это виртуальное путешествие, нам нужно повторить всё, что мы знаем о дробях. Это и будет нашим билетом для знакомства с новой информацией.
Слайд 2
Прочитайте дроби.
;
;
;
…
;
;
;
…
Назовите числитель, знаменатель…….
Чем отличаются дроби 1 строчки от дробей 2 строчки? Как называются такие дроби? Какие ещё дроби называются неправильными? Приведите пример.
Слайд 3
Повторим правила сравнение дробей.
Верно или неверно?
;
= 1;
;
1;
;
1;
1
1-2 правило; 3,4,5 правило; 6 правило; 7, 8 правила.
Слайд 4
Наше путешествие начинается с Древней Индии.
С древних времён людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длину, время, площадь, вести расчёты за купленные или проданные товары.
Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.
Слайд 5
Современное обозначение дробей берёт своё начало в Древней Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель снизу, и не писали дробной черты.
Слайд 6
И вот мы уже в Китае
Слайд 7
В древнем Китае вместо дробной черты использовалась точка.
Слайд 8
Продолжаем путешествие и попадаем в Италию.
Слайд 9
Первым дробную черту ввёл итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи) в 1202 году. Черта дроби постоянно стала использоваться лишь около 300 лет назад.
Слайд 10
Переносимся в Грецию
Слайд 11
Названия «числитель и «знаменатель» ввёл в употребление в XIII веке греческий монах учёный-математик Максим Плануд.
Слайд 12
И, наконец, мы попадаем во времена Древней Руси.
Слайд 13
Дроби на Руси называли ДОЛЯМИ.
Позже в первых учебниках математики в XVII веке -
ЛОМАННЫМИ ЧИСЛАМИ.
В старых руководствах находили
следующие названия дробей…
Слайд 14
(Прочесть самой названия дробей)
- Какие названия дробей мы употребляем в настоящее время? (половина, треть)
Слайд 15
В старину на Руси использовались монеты ( прочитать самой)
Слайд 16
С первого класса мы изучаем числа, которые используем при счёте, как они называются? Сначала мы с ними знакомились, так же как знакомились с дробями. Научились сравнивать натуральные числа. Так же как сейчас сравнивали дроби с одинаковыми знаменателями. Натуральные числа мы умеем складывать, вычитать, умножать и делить. С дробями мы этого делать не умеем.
Итак, чему сегодня мы будем учиться?
Это и есть наша тема урока.
Слайд 17
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. (Открыли тетради, записали дату, тему урока).
Какую цель поставим перед собой?
Слайд 18
Научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми
знаменателями.
Что нужно сделать для того, чтобы научится этому?
Слайд 19
Узнать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Научиться применять его при выполнении действий дробей с одинаковыми знаменателями.
Слайд 20
Продолжаем путешествие по Древней Руси. Гуляя по улицам, мы заходим в булочную, покупаем каравай и делим его на 26 равных частей. Сначала мы съели 10 частей, потом ещё 13. Сколько всего частей каравая мы съели? Сколько частей у нас осталось?
( Дети решают задачу, я записываю на доске)
Спрашиваю детей. Формулировка правил.
-Откройте учебник на стр.155 и найдите правила. Эти правила вы будете учить к следующему уроку.
Устно предлагаю примеры фронтально детям. Молодцы. Спросить, кто не понял.
Слайд 21
Физминутка
Что бы попасть в страну, в которой жил учёный – математик, придумавший названия числитель и знаменатель, выполним веселые задания.
Если я назову правильную дробь, вы поднимите руки в стороны. Если неправильную – присядете, если назову натуральное число поднимите руки вверх.
Слайд 22
Отдохнули. Теперь задача, где мы постараемся применить правила сегодняшнего урока.
За хлеб на рынке заплатили 1 полушку, за молоко – 2 полушки. Хватит ли одной копейки, чтобы расплатиться за товар? Сколько сдачи получит покупатель?
Переведём задачу на современный язык.( 1 полушка -?; ¼ копейки)
Слайд 23
Условие задачи
Слайд 24
Решение задачи.
Слайд 25
Самостоятельная работа
I вариант
+
=7/9
-
;=13/100
+
-
=16/35
II вариант
+
;=6/8
-
;=21/90
+
-
=28/44
взаимопроверкой и оцениванием.
Слайд 26
В древности утверждали, что математика и музыка – сёстры.
В Древней Греции обучение музыкальному искусству считалось обязательным для воспитания и образования гражданина. Музыка являлась важнейшим средством воздействия на нравственный мир человека. Здесь зародились такие понятия как мелодия, гармония, ритм, хор, оркестр, рапсодия, симфония. Музыка всегда сопровождала все спортивные соревнования, а также Олимпийские игры.
Слайд 27
Музыка связана с нотами. Нотам характерна длительность. Оказывается дроби могут совпадать с длительностью нот.
Слайд 28
С длительностями нот можно выполнять действия сложения и вычитания, так же как и с дробями.
Вы видите здесь дроби с разными знаменателями. Сегодня вы эти дроби сложить не сможете. Это всё у вас впереди.
На этой музыкальной ноте наше путешествие закончилось.
ИТАК, какая была тема урока?
Чему мы должны были научиться?
Поднимите руки, кто не понял, как выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?
Какой можно сделать вывод, достигли мы цели нашего урока?
Что больше всего запомнилось вам сегодня?
Слайд 29
Домашнее задание
п. 26, №1039, №1041.
Для желающих – подготовить презентацию из 3-х слайдов «Интересное из мира дробей».