Тема : Сложение и вычитание с круглым числом
Цели: Формировать понятие десятичного состава двузначного числа и умений выполнять сложение и вычитание на основе десятичного состава двузначных чисел (20 + 6, 6 + 20, 26 – 20, 26 – 6)
Задачи урока
образовательные:
Познакомить с приёмами вычислений вида 20+6; 26-20, 26-6
Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи;
воспитательные:
воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к учебному труду, аккуратности при работе в тетрадях.
воспитание уважения к себе и окружающим (не перебивать, уметь слушать друг друга).
развивающие:
Развитие познавательных УУД
выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);
ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником.
Развитие коммуникативных УУД
принимать участие в работе парами и группами;
воспринимать мнение других людей о математических явлениях;
понимать необходимость использования правил вежливости.
Развитие регулятивных УУД
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
проговаривать вслух последовательность производимых
действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
Формы и методы обучения: формы – фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа; методы – словесные, наглядные, практические.
Основные термины и понятия: круглые числа, десятичный состав числа.
Организация пространства: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа.
Образовательные ресурсы: Математика М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова – 1 класс, Рабочая тетрадь к учебнику , презентация к уроку, карточки для групповой работы, картинка ракеты, звуковые записи – физминутка, звуки природы.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем.
И решать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
Учитель: - Конечно же, ребята постараются показать, чему они научились.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Самоопределение (мотивирование к деятельности)- Сегодня на уроке мы отправимся в далёкое, интересное космическое путешествие. Мы посетим разные планеты, на одной из которых познакомимся с новым приёмом вычислений, а также закрепим полученные знания при решении задачи и числовых выражениях.
Все - на старт. Готовы, дети?
Полетим мы на ракете.
Улыбнёмся мы друг другу
И быстрей прогоним скуку.
С каким настроением вы отправляетесь в полёт?
3. Актуализация знаний и фиксация затруднений
- Ребята, для того, чтобы сесть в космический корабль, вам нужно приобрести билет. Для этого решите пример (который указан на карточке, лежащей у каждого из вас на партах) назовите ответ и получите свой билет.
7+3=10 10+5=15 19-9=10
12-2 =10 8+2=10 10-3=7
18-8=10 14-10=4 10-8=2
10-6 =4 10+8=18 15+0=15
- Итак, все заняли свои места, пристегнулись?
- Но корабль не взлетит, пока не произойдёт отсчёт от 10 до 100 десятками в прямом и обратном порядке.
(счёт по цепочке)
Как называются числа, состоящие из десятков? (круглые)
- Пуск!
- Наш космический корабль набирает скорость и держит путь. Но навстречу ему движутся неопознанные объекты – это числа.
Чтобы избежать с ними столкновения нужно их заменить на сумму разрядных слагаемых (десятки и единицы). (Работа в группах.)
37 84 51 96 28 75 43 17 62
Проверьте, есть ли замечания?
- Молодцы! Преодолели препятствие.
- Что случилось? Наш корабль попадает под метеоритный дождь. Облетая метеориты, он совершает путь в виде фигуры. А какой, давайте узнаем. Приготовьте линейку и простой карандаш.
(ученики соединяют нужные числа прямыми линиями, получая фигуру).
В данном числе 1 десяток и 3 единицы.
2.Соседями этого числа являются числа 19 и 17.
3.Это число меньше 17, но больше 15.
4.Два слагаемых 4 и 6 в сумме дают это число.
Проверка выполненного задания Слайд №4
- Какую фигуру описал космический корабль?
(ломаная линия, не замкнутая, состоящая из трёх звеньев). А можно ли из этой фигуры получить замкнутую ломаную линию? Каким образом?
- Какая геометрическая фигура получилась?
( многоугольник).
- Какое число осталось лишним? (17).
- Охарактеризуйте число 17.
(число 17 – двузначное, потому что в записи числа использовано две цифры 1 и 7; у числа есть соседи 16 и 18; в числе 17 – 1 десяток и 7 единиц, всего 17 единиц).
- Назовите два слагаемых, в сумме которые дадут 17.
С числом 17 мы ещё встретимся и поработаем.
А сейчас приготовились!!! Приземляемся на планету «Красоты».
4. Минутка чистописания
Пальцы надо нам размять,
Чтоб ракетой управлять.
Каждый пальчик свой потрём,
Их сожмём и разожмём.
- Откройте свои тетради, запишите сегодняшнюю дату, к.р.
- Жители планеты Красоты хотят, чтобы вы научились правильно и красиво писать число 17.
Посмотрите, как нужно правильно писать.
(учитель делает показ на доске цифр 1 и 7).
Пропишите число 17.
Следите за посадкой.
- Итак, мы потратили много сил, приземляемся на планету «Отдыхайка», которая предлагает отдохнуть.
5. Физкультминутка (Музыка)
Мы отлично потрудились
И немного утомились.
Приготовьтесь, все ребятки!
Танцевальная зарядка!
6. Постановка учебной задачи
- Ребята, мы с вами неожиданно оказались на планете «Изучайка».
Жители планеты просят вас сравнить записи на доске
40+20 40+2 63-60
-Чем похожи?
-Чем отличаются?
Какая тема нашего урока? (Сложение и вычитание с круглыми числами)
-Что мы должны узнать?
-Чему научиться?
-Зачем вам это надо?
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом людям в мире
надо знать пока:
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!
7.Построение проекта выхода из затруднения
- Рассмотрите пример.
- Может быть, кто-нибудь решит этот пример без подсказок?
(Выслушиваются варианты решения)
Это число 24 записано суммой разрядных слагаемых 20+4 Решите следующие примеры
4+20
24-20
24-4
Сделаем вывод:
Сложение и вычитание этих чисел выполняется на основе десятичного состава двузначных чисел
- Давайте закрепим наши полученные знания.
8. Первичное закрепление
- Набираем скорость, летим, вокруг различные планеты и мы направляемся на планету «Решайкина».
- Откройте учебник на стр.71,№4 (у доски с комментированием)
Жители планеты «Решайкина» предлагают вам решить следующее задание.
№6, стр. 71
( Устно). Работа в паре.
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
РТ стр.42 №4 – записать ответ. Самопроверка. Оцените свою работу.
Физкультминутка для глаз
Мы на Землю поглядим,
Ей привет передадим.
Глубоко мы все подышим,
Звуки космоса услышим.
Мы с вами попали на планету Тишины. Здесь очень красиво и в тени высоких деревьев всегда можно отдохнуть. Отдохнем и мы. Поудобнее устройтесь на своих местах, закройте глаза и представьте, что вокруг вас чужеземные деревья, поют птицы.
(Звучит запись пения птиц)
- Сделаем разминку для глаз. Не открывая глаза, «посмотрите» вверх, вправо, влево, вниз, сделайте глазами круговые движения, посмотрите на кончик носа, зажмурьте глаза, а теперь медленно их откройте.
Ну что, немного отдохнули? Тогда отправимся дальше!
10. Включение в систему знаний и повторение
-- Жители этой планеты целый год решают одну задачу и никак не могут её решить. Ребята, поможем им в решении задачи?
стр.71, задача 5
-- Запишите в тетрадь.
- Как жителям этой планеты стало весело, что вы помогли в решении этой задачи Отправляемся дальше на другую планету. –
- Набираем скорость, летим, вокруг различные планеты и мы направляемся на планету «Всезнайкина».
На этой планете все жители очень творческие и задания, которые они предлагают, тоже творческие.
Работа в тетрадях с. 42-43 №1, №2, №3.
8. Итог урока- Ну что, ребята, пора возвращаться домой.
Из космоса прилетели
И за парты тихо сели.
Продолжаем свой урок,
Чтоб закончить точно в срок.
Какое увлекательное путешествие мы с вами совершили на космическом корабле, побывав на разных планетах!
- Понравилось путешествие? Почему?
- Что должны были вы усвоить?
- Чему научились?
9. Рефлексия
Если вам сегодня на уроке было интересно, вы легко выполняли все задания -то поднимите красную звёздочку. Если вы на уроке затруднялись в чём – то, жёлтую звёздочку, если путешествие не понравилось, то звёздочку зеленого цвета.
Каждая из звезд сияет своим блеском и по-своему красива. Будьте и вы как звезды: сияйте, приносите другим свой свет, тепло души и сердца, радуйте и согревайте окружающих.
Спасибо за урок!
Итак, начинаем урок математики.
-У вас на партах лежат геометрические фигуры. Что это за фигуры?
-Какого они цвета?
-В одной старинной притче, говорится о том , что всех людей можно разделить на несколько групп. Это люди- знающие, которые уже все знают, обозначим их красным цветом.
Люди- ищущие, они хотят знать и ищут знания(синий цвет).
И люди- спящие, они ничего не хотят знать и ничего не ищут( желтые).Подумайте и покажите тот цвет к которому вы себя можете отнести, это же задание по желанию могут выполнить и наши гости.
-Сейчас вы заглянули внутрь себя и подумали, какой вы человек. Я подумала вместе с вами и выбрала синий цвет, потому что отношу себя к людям, которые ищут знания и продолжают учиться. И сегодня на уроке мы вместе пойдем по школьной дороге в поисках знаний.
Самоопределение деятельности.
Учитель: - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем.
И решать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
Учитель: - Конечно же, ребята постараются показать, чему они научились.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.