Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ханакская ООШ»
МР «Табасаранский район»
Конспект открытого урока
на тему:
«Сложение и вычитание целых чисел»
Подготовил: Малаисинов Таиб Шахсинович,
учитель математики МКОУ «Ханакская ООШ»
Ханак-2018
Тема урока: Сложение и вычитание целых чисел.
Цель урока:
- закрепить у обучающихся формирование навыков сложения и вычитания целых чисел, совершенствовать вычислительные навыки;
- добиться понимания и воспроизведения построения алгоритмов сложения и вычитания целых чисел;
- развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь обучающихся, интерес к математике;
- воспитывать чувство ответственного отношения к учению, дружеские отношения в группах.
Задачи:
Обучающая – выработать умения применения правил сложения и вычитания целых чисел; совершенствовать вычислительные навыки при работе с положительными и отрицательными числами; проверить знания обучающихся.
Развивающая – развивать внимание, логическое и математическое мышление, вычислительные навыки. умение анализировать, математические и коммуникативные компетенции, интерес к предмету; расширять кругозор учащихся.
Воспитательная – воспитывать: аккуратность; целеустремленность; доброжелательное отношение друг к другу. побуждать учеников к взаимоконтролю, вызывать потребность в обосновании своих высказываний.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, компьютерная презентация РоwerPoint по теме: «Сложение и вычитание целых чисел».
Список литературы и Интернет-ресурсов:
Математика. 6 класс. Учебник. Бунимович … и др.
МАТЛОГ -математическая логика ( http://mathlog.ru )
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты: проявлять активность во взаимодействиях для решения коммуникативных и познавательных задач; умение контролировать процесс и результат математической деятельности.
Предметные: уметь вычитать и складывать целые числа, классифицировать и проводить сравнительный анализ, рассуждать и обобщать, аргументировано отвечать на вопросы собеседников, адекватно воспринимать устную речь, проводить информационно- смысловой анализ текста, приводить примеры.
Метапредметные:
- Регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
-Познавательные: умение проводить исследование, анализировать, сравнивать, извлекать из личного опыта, дифференцировать, делать выводы; умение структурировать полученную информацию, выбирать главное; умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности.
-Коммуникативные: умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности предметной и интеллектуальной; формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию, извлекаемую, в том числе из субъектного опыта, в словесной, символической формах; распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности классификация по заданным критериям, установление аналогий, умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Ход урока:
Самоопределение к деятельности, мотивация
Приветствие. Слайд№1
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята. Я рад снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?
- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.
Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: Я всё знаю, я всё умею, я буду стараться, у меня всё получится.
Инструктаж по работе с листом самооценки:
На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня я бы хотел начать урок с устного опроса.
-И так ребята, с какими новыми числами вы познакомились в этом году?
- А давайте вспомним, где в окружающем мире мы встречаемся с положительными и отрицательными числами.
В русском языке такие слова мы называем антонимами.
- Какие операции мы научились делать с ними?
- Что мы должны сделать на заключительном уроке?
-Значит, какая тема будет сегодняшнего урока?
-А какие цели мы должны сегодня достичь? Чтобы достичь нашей цели какую работу мы должны выполнить? Слайд№2
Актуализация знаний (блиц опрос)
ПРОВЕРЯЕМ (Найдите соответствующие части утверждений) Слайд№3 (устно проверка теоретических знаний)
Чтобы сложить два отрицательных числа, надо
Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо
Чтобы из данного числа вычесть другое, надо
из большего модуля слагаемых вычесть меньший
поставить перед полученным числом знак «-»
сложить модули отрицательных чисел
к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому
поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше
ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО (Блиц-опрос) Слайд№4 (решение примеров устно)
1) -6+?=-15 2) -16+23=?
3) -16-18=? 4) -37+?=-11
5) ?-5 =-8 6) -15+(-16)=?
Ответы:
6)-31.
1)-9;
2)7;
3)-34;
4)26;
5)-3;
Проверка домашнего задания
Таблица. Заполни пустые места таблицы. Слайд№5 (взаимопроверка)
Команды | «Звезда» | «Орёл» | «Трактор» | «Сокол» | «Чайка» |
Число забитых мячей | 49 | 37 | | 21 | 6 |
Число пропущенных мячей | | 28 | 23 | 35 | |
Разность забитых и пропущенных мячей | 33 | | 6 | | -22 |
Практический этап.
Работа в парах
Предложить пару чисел соседу -25 и 13, -6 и -12, 18 и -7
Сравнить
Найти сумму
Найти разность
Найти сумму модулей
Найти модуль разности
1)Выполняют в тетради самостоятельно Слайд№6
2)Взаимопроверка Слайд№7
3)Оценивание (ставят баллы в оценочный лист)
Решение задач
ЗАДАЧА ПРО СУММУ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ЧИСЕЛ
Учитель предложил Махмуду решить дома следующее задание: «Найти сумма всех целых чисел от - 499 до 501». Махмуд как обычно сел за работу, однако дело шло медленно.
А вы, ребята, как бы решили такое задание?
Слайд№8
Вопросы:
Какими числами являются некоторые слагаемые?
Чему равна сумма противоположных чисел?
Какие законы сложения можно применить?
ЗАДАЧА ПРО БЕНЗИН
Бензин замерзает при
t=-60.
Если уменьшить эту t на 18 и к разности прибавить
-36, то получим t замерзания спирта. Определить её.
Слайд№9
Вопрос:
Мы говорим: «Целые, положительные числа». Каким одним прилагательным можно заменить это словосочетание?
ЗАДАЧА ПРО ГУСЕНИЦУ
Куколки бабочек выносят t
до -8.
Если эту t увеличить на -34, а
затем уменьшить на -28, то
получим t, которую
выдерживают гусеницы
бабочек.
Какую температуру
выдерживают гусеницы?
Слайд №9
Вопрос: Сумма трёх слагаемых равна одному из них. Когда это возможно?
СРАВНЕНИЕ
а) -56 + 18 * -38;
б) -56 + 18 * 38;
в) -56 + (-18) * -38.
Слайд №10
Вопрос:
Сумма трёх слагаемых равна одному из них.
В каком случае это возможно?
Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция
Предлагаю ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Консультирую, советую, помогаю и обучаю способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.
Самостоятельная работа проводится в двух вариантах.
Вариант 1 Выполните сложение: а) -34+(-7) б) 9+(-42) в) -11+96 г) 0+(-84) д) -53+53 2) Выполните вычитание: а) -12-46 б) 59-(-18) в) 0-(-25) г) -38-(-38) д) 7-96 | Вариант 2 Выполните сложение: а) – 42 + (– 17) б) – 56 +9 в)78+(-12) г) -46+0 д)65+(-65) 2) Выполните вычитание: а)36-(-9) б)-76-15 в)0-(-98) г)9-75 д)-29-(-29) |
Итоговое закрепление материала.
Кросс-опрос
ЭПИГРАФ
Как нет на свете без ножек столов,
Как нет на свете без рожек козлов,
Собак без усов и без панцирей раков,
Так нет в арифметике чисел и действий без знаков!
Слайд№12
РАССТАВИТЬ ЗНАКИ
* 8 * (* 4) = | -4 |
* 8 * (* 4) = | -12 |
* 8 * (* 4) = | 4 |
* 8 * (* 4) = | 12 |
Слайд№13
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Дифференцированное домашнее задание. Слайд№14
1 уровень: Найти примеры из реальной жизни, где применяются сложение и вычитание отрицательных чисел.
2 уровень: Придумать десять примеров на сложение и вычитание целых чисел.
3 уровень: Карточки с примерами на сложение и вычитание целых чисел.
Рефлексия деятельности
Учитель: организует рефлексию учебной деятельности на уроке. - Какие виды заданий мы решали на уроке? Консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на урок
Учащиеся: Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия;
Подсчитывают количество баллов в листах самооценки. Выставляются оценки в журнал.