Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казанская школа №76 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект открытого урока по математике в 5 А классе «Письменное сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд»
Учитель-дефектолог (олигофренопедагог):
Макарова Лейсан Рустемовна
Дата проведения: 21.10.2022
Казань, 2022
Конспект урока – путешествия в цирк по математике в 5 классе на тему «Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд».
(урок – закрепление пройденного материала)
Пояснительная записка
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, поэтому тематические уроки эффективны, они активизируют мыслительную деятельность школьников, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, использовать это, как отправную точку для возникновения познавательного интереса к предмету.
Урок по данной теме проводится в 5 классе по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, базовый учебник – «Математика, 5 класс», Г.М. Капустина, М.Н. Перова.
Цель: Обобщение и систематизация знаний о нумерации чисел, их сложении и вычитании в пределах 100.
Задачи:
1. коррекционно-обучающая:
Обобщить знания о нумерации чисел в пределах 100;
2. коррекционно- развивающая:
Способствовать: коррекции аналитико-синтаксической деятельности на основе упражнений на сравнение, классификацию, соотнесение, обобщение; развитию навыков контроля, самоконтроля; развитию и коррекции речи.
3. коррекционно-воспитывающая:
Содействовать воспитанию положительной мотивации познавательной деятельности через нестандартную форму урока; прививать интерес к предмету.
Форма: урок - путешествие
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
На уроке использована фронтальная, самостоятельная и групповая формы работы.
Структура урока:
Цель: активизация познавательных процессов.
Объявить сегодняшнее число, тему урока, цели и задачи.
(- Сегодня 21.10.22г. С помощью каких чисел записана сегодняшняя дата?
(21, 10, 22)
- Что можем сказать про число 10? (21, 22).
- Что общего у этих чисел?
- Какое число лишнее? Почему?
(Один ученик работает на доске, остальные – в тетрадях).
Цель: выявить степень усвоения устных приёмов «+» и «-» и изучение математической терминологии, состав числа 10.
- Какое число меньше 10 на 6?
- Чему равна разность 10 и 7?
- На сколько 10 больше, чем 8?
- На сколько увеличили 9, если получили 10?
- На сколько 5 меньше 10?
- Какое число больше 3 на 7?
(Проверяется, дети сами ставят себе отметку)
Вы хорошо поработали, а поэтому достойны побывать на небольшом представлении. А где оно будет проходить, узнаете сами, если выполните следующее задание.
_92 + 78 _ 41 + 32
18 15 17 19
74 81 32 41
(р) (к) 93 (ц) 24 (и) 51
- Какой пример решён правильно?
- В чём ошибки в других примерах?
- Решите их правильно.
- Запишите в порядке возрастания?
- Расставьте соответствующие буквы.
24 51 74 93
(ц) (и) (р) (к)
- Какое число записано левее числа 51?
- Какое число записано правее числа 74?
- Какое число записано первым?
- Какое число записано последним?
а) – Чтобы попасть в цирк необходимо купить билеты. А для этого придётся выстоять большую очередь. Сколько же людей пришли сегодня на представление в цирк? Составим и решим задачу по краткой записи.
Взрослых – 71 ч.
Детей - ? ч., на 48 ч. меньше
Всего - ? ч.
71-48=23 ребёнка
71+23=94 человека
Ответ: 94 человека пришли в цирк.
б) – Кто в цирке самый весёлый? Правильно – клоун. Вот и сегодня он придумал одну историю, чтобы посмешить вас. Он нарочно перепутал все единицы измерения. Найдите ошибки клоуна и перескажите его историю правильно, расставив единицы измерения на свои места).
«Я встал пораньше, в 4 килограмма утра.
Позавтракал плотно, выпил 1 километр молока.
Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое, 5 центнеров.
Утром было холодно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я пошёл быстро, со скоростью 6 литров.
Пришёл, закинул удочки. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большую рыбу, длиной 50 минут и весом 3 километра. Отличная получилась уха!»
в) – Откройте книгу на стр. 28, № 2
Что мы должны помнить при сложении и вычитании чисел?
(работа с книгой).
г) – А кто в цирке самый загадочный? (фокусник).
- Вот к нам сегодня пришёл мистер ИКС – маг-волшебник. Чтобы раскусить его фокусы вы должны решить уравнения.
Х + 27 = 90 Х – 37 = 85 90 – Х = 36
- Этим вы займетесь дома.
- Что понравилось?
- Почему?
- Что бы вы ещё хотели увидеть?
- А пока у нас антракт. До встречи во втором отделении.
Подведение итогов урока.
Рефлексия
Самооценка
Подведите итог своей работы: Закончи фразу -
Было интересно…
У меня получилось…
Мне не понравилось…
Сегодня я узнал….
Урок для меня показался…
Итак, мы с вами побывали в цирке, немного узнали об истории цирка, познакомились с жанрами циркового искусства, многие из вас хорошо поработали, придерживаясь нашего девиза, покажите, какое у вас настроение к концу урока? Прикрепите к клоуну свои шарики:
- отличное – красный
- хорошее – желтый
- не очень хорошее - синий
Я была рада видеть вас на уроке. Хорошего вам настроения и успехов.
- Какое число меньше 10 на 6? - Чему равна разность 10 и 7? - На сколько 10 больше, чем 8? - На сколько увеличили 9, если получили 10? - На сколько 5 меньше 10? - Какое число больше 3 на 7? | - Какое число меньше 10 на 6? - Чему равна разность 10 и 7? - На сколько 10 больше, чем 8? - На сколько увеличили 9, если получили 10? - На сколько 5 меньше 10? - Какое число больше 3 на 7? |
- Какое число меньше 10 на 6? - Чему равна разность 10 и 7? - На сколько 10 больше, чем 8? - На сколько увеличили 9, если получили 10? - На сколько 5 меньше 10? - Какое число больше 3 на 7? | - Какое число меньше 10 на 6? - Чему равна разность 10 и 7? - На сколько 10 больше, чем 8? - На сколько увеличили 9, если получили 10? - На сколько 5 меньше 10? - Какое число больше 3 на 7? |
- Какое число меньше 10 на 6? - Чему равна разность 10 и 7? - На сколько 10 больше, чем 8? - На сколько увеличили 9, если получили 10? - На сколько 5 меньше 10? - Какое число больше 3 на 7? | - Какое число меньше 10 на 6? - Чему равна разность 10 и 7? - На сколько 10 больше, чем 8? - На сколько увеличили 9, если получили 10? - На сколько 5 меньше 10? - Какое число больше 3 на 7? |
- Какое число меньше 10 на 6? - Чему равна разность 10 и 7? - На сколько 10 больше, чем 8? - На сколько увеличили 9, если получили 10? - На сколько 5 меньше 10? - Какое число больше 3 на 7? | - Какое число меньше 10 на 6? - Чему равна разность 10 и 7? - На сколько 10 больше, чем 8? - На сколько увеличили 9, если получили 10? - На сколько 5 меньше 10? - Какое число больше 3 на 7? |
№1 - Решите примеры. - Запишите в порядке возрастания. - Расставьте соответствующие буквы. _92 + 78 _ 41 + 32 18 15 17 19 (р) (к) (ц) (и) | №1 - Решите примеры. - Запишите в порядке возрастания. - Расставьте соответствующие буквы. _92 + 78 _ 41 + 32 18 15 17 19 (р) (к) (ц) (и) |
№1 - Решите примеры. - Запишите в порядке возрастания. - Расставьте соответствующие буквы. _92 + 78 _ 41 + 32 18 15 17 19 (р) (к) (ц) (и) . | №1 - Решите примеры. - Запишите в порядке возрастания. - Расставьте соответствующие буквы. _92 + 78 _ 41 + 32 18 15 17 19 (р) (к) (ц) (и) |
№1 - Решите примеры. - Запишите в порядке возрастания. - Расставьте соответствующие буквы. _92 + 78 _ 41 + 32 18 15 17 19 (р) (к) (ц) (и) | №1 - Решите примеры. - Запишите в порядке возрастания. - Расставьте соответствующие буквы. _92 + 78 _ 41 + 32 18 15 17 19 (р) (к) (ц) (и) |
№1 - Решите примеры. - Запишите в порядке возрастания. - Расставьте соответствующие буквы. _92 + 78 _ 41 + 32 18 15 17 19 (р) (к) (ц) (и) | №1 - Решите примеры. - Запишите в порядке возрастания. - Расставьте соответствующие буквы. _92 + 78 _ 41 + 32 18 15 17 19 (р) (к) (ц) (и) |
Взрослых – 71 ч.
Детей - ? ч., на 48 ч. меньше
Всего - ? ч.
4а) Решите задачу по краткой записи. Взрослых – 71 ч. Детей - ? ч., на 48 ч. меньше Всего - ? ч. 4б)Найдите ошибки и перескажите его историю правильно, расставив единицы измерения на свои места). «Я встал пораньше, в 4 килограмма утра. Позавтракал плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое, 5 центнеров. Утром было холодно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я пошёл быстро, со скоростью 6 литров. Пришёл, закинул удочки. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большую рыбу, длиной 50 минут и весом 3 километра. Отличная получилась уха!» |
4а) Решите задачу по краткой записи. Взрослых – 71 ч. Детей - ? ч., на 48 ч. меньше Всего - ? ч. 4б)Найдите ошибки и перескажите его историю правильно, расставив единицы измерения на свои места). «Я встал пораньше, в 4 килограмма утра. Позавтракал плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое, 5 центнеров. Утром было холодно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я пошёл быстро, со скоростью 6 литров. Пришёл, закинул удочки. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большую рыбу, длиной 50 минут и весом 3 километра. Отличная получилась уха!» . |
4а) Решите задачу по краткой записи. Взрослых – 71 ч. Детей - ? ч., на 48 ч. меньше Всего - ? ч. 4б)Найдите ошибки и перескажите его историю правильно, расставив единицы измерения на свои места). «Я встал пораньше, в 4 килограмма утра. Позавтракал плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое, 5 центнеров. Утром было холодно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я пошёл быстро, со скоростью 6 литров. Пришёл, закинул удочки. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большую рыбу, длиной 50 минут и весом 3 километра. Отличная получилась уха!» |
№2
_92 + 78 _ 41 + 32
18 15 17 19
74 81 32 41
№1
1. Какое число меньше 10 на 6?
2. Чему равна разность 10 и 7?
3. На сколько 10 больше, чем 8?
4. На сколько увеличили 9, если получили 10?
5. На сколько 5 меньше 10?
6.Какое число больше 3 на 7?
92 + 78 _ 41 + 32
18 15 17 19
(р) (к) (ц) (и)