«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Куса»
Тема: Сложение многозначных чисел с переходом через десяток.
г. Куса 2021 г.
Учебно-методический комплекс: «Планета знаний».
Тема урока: Сложение многозначных чисел с переходом через десяток. Путешествуем по городам Европы
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД: |
Организационный момент | -Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! -Прочитайте высказывание известного педагога и мыслителя Песталоцци: «Счёт и вычисления – основа порядка в голове». (Слайд 1) -Как вы понимаете это высказывание? - Займёмся наведением порядка? -Нам предстоит сегодня очень много вычислять, размышлять, узнавать интересное, новое. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке. Читают, отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Целеполагание и мотивация | Игра «Я знаю …» Бросает мячик одному из учеников и задаёт вопрос: 4 страны 4 города 4 вида транспорта 4 единицы измерения времени 4 единицы измерения длины - Что объединяет все эти вопросы? -Кто из вас любит путешествовать? -В какие города вы путешествовали? - Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие, но не обычное, а математическое, вернее, посмотрим, как знание математики может пригодиться путешественнику. - А путешественники обычно ведут путевой дневник. Вот и мы откроем наши путевые дневники (т.е. тетради) и запишем дату. - Все ли готовы? 1. Проверьте осанку. Всё ли на месте? 2. Проверьте положение путевого дневника (ваших тетрадей). 3. Записи нужно делать чётко, разборчиво. | Отвечают на вопросы Китай, Япония, Россия, США Москва, Киев, Омск, Лондон Водный, наземный, воздушный Секунда, минута, час, век Мм, см, дм, км Относятся к перемещениям, к поездкам, путешествиям Ответы детей. | Коммуникативные: слушать и понимать речь других; договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в письменной и устной форме; уметь анализировать, классифицировать; уметь контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Личностные: смыслообразование. |
Актуализация знаний | - А сейчас мы с вами проверим ваши умения и навыки. Проведем математический диктант. (Взаимопроверка) Разность двух чисел 78 и 34 Произведение 12 и 4 Увеличить 38 на 16 У взрослого человека 6 литров крови, а у ребёнка в 2 раза меньше. Сколько литров крови у ребёнка? Утром Саша сделал 4 модели самолётов, что в 2 раза меньше, чем вечером. Сколько моделей он сделал вечером? (44, 48, 54, 3, 8) -Наше путешествие начинается, но куда же мы отправимся? -Давайте поскорее это выясним? На карточках записаны многозначные числа. (располагаются на доске) Необходимо числа расставить в порядке возрастания.(Приложение 1) 98 | 786 | 384, | 295 | 923 | 527 | А | В | О | П | Е | Р | Е | В | Р | О | П | А | - Какое число лишнее? -Дайте характеристику данному числу. - Какие разряды есть в числах? -Мы путешествуем по странам Европы. Сегодня будут работать турфирмы: «Планета», «Альбатрос», «Турист». Президенты турфирм получите пакеты с деловыми бумагами (задания в файлах). Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с заданиями. | Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Обучающиеся выражают свои мнения. Читают и записывают числа. Проверяют правильность выполнения задания друг у друга Расставляют буквы в порядке возрастания чисел. Отвечают на вопросы. Исключают лишнее число. Число 98 двузначное, четное, соседи 97 и 99. | Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в письменной и устной форме; уметь анализировать, классифицировать; уметь контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; отличать новое от уже известного с помощью учителя; Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно. Личностные: уметь видеть связь изученного материала с жизненными ситуациями. |
Познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать; Коммуникативные: объяснять, строить высказывание; формирование умений полно и точно выражать свои мысли Регулятивные: умение контролировать свою деятельность; формирование умения прогнозировать предстоящую работу; выполнять взаимопроверку, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Личностные: быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению |
Физкультминутка | - Сейчас мы с вами немного отдохнём и продолжим наш путь. Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А теперь быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. Приседай скорей со мной, Держим руки за спиной. Встали прямо, руки вбок, Влево — вправо поворот. Все, закончили. Ура! За занятия пора! | Повторяют движения за учителем. | |
«Открытие» нового знания детьми | -Мы путешествуем по странам Европы. - Какая тема нашего сегодняшнего урока? (слайд) - Какие страны Европы вы знаете? Их столицы ? (слайд) - Какие знания вы думаете нам пригодятся? - Сегодня будут работать турфирмы: «Планета», «Альбатрос», «Турист». Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с заданиями.(Приложение 2) - Однако с чего начинается путешествие? С планирования маршрута. Откроем учебник математики на стр. 33 №1 (Приложение 3) - Это карта Европы. В какие города мы отправимся из Москвы? (Из Москвы побываем в Париже, Вене, Афинах.) -Какие это государства? (Париж- столица Франции, Вена- Австрии, Афины- Греции). -Турфирмы, какие вы можете предложить нам маршруты для путешествия? Работа в группах (фирмах) по карте с обозначенными расстояниями. (слайд №2) Итак, назовите маршруты путешествий. Маршруты располагаются на доске: М-А-В-П-М = М-П-В-А-М 8673 км М-П-А-В-М = М-В-А-П-М 9091 км М-В-П-А-М = М-А-П-В-М 8602 км (Приложение 4) | Высказывают предположения: нам понадобится новая единица длины Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания в учебнике. | Познавательные: умение анализировать записи Регулятивные: умение контролировать свою деятельность Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли; формировать корректные высказывания для передачи своего мнения. Личностные: проявлять осознание успешности при освоении темы. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение выражать свои мысли. |
Первичное закрепление материала | - Время в пути для путешественника тоже имеет значение. -На чём предлагаете преодолевать расстояние между городами? (Можно на поезде, т.к. Европа и Россия находятся на одном материке, но это долго, лучше самолётом.) - Определим общее время перелетов по самому короткому маршруту (слайд) -Каким действием найти общее время? -Как удобнее сложить числа, обозначающие время? Один из учеников записывает решение на доске: 2ч + 1ч + 2ч + 3ч=8ч 10мин + 15мин + 40мин + 40мин= 105мин=1ч45мин 8ч + 1ч45мин = 9ч45мин Самостоятельная работа по вариантам. Найти общее время перелета по другим маршрутам по образцу. (слайд) 1вариант: 10 ч 50 мин 2 вариант: 9 ч 55 мин а) 3ч 40 мин + 2ч 15 мин +1ч 25мин+3 ч 30 мин =10 ч 50 мин б)3 ч 15 мин + 2ч 40 мин+ 1ч 50мин+2ч 10мин = = 9 ч 55 мин | Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Сложением. Сначала сложить часы. Сложить минуты. Перевести минуты в часы. Сложить полученные результаты. Записывают в путевые дневники (тетради) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; управление поведением партнера – контроль, коррекция; умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Регулятивные: выполнять взаимопроверку, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Личностные: проявлять осознание успешности при освоении темы. |
Физминутка | Гимнастика для глаз: Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. (повторить 2-3 раза) | Выполняют задание | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | - Главное в путешествии – новые впечатления и новые знания. В любой стране есть что-то интересное, какие-то достопримечательности. Но вот какие? Это нам предстоит выяснить, решив уравнения. А какие знания при выполнении этого задания нам пригодятся? - Как найти неизвестное слагаемое…. (уменьшаемое, вычитаемое) - Постарайтесь найти правильное решение, так как от этого зависит, сумеем ли мы разгадать слова. № 4 1 ряд- 1 столбик 2 ряд- 2 столбик 3 ряд- 3 столбик 4 столбик- образец записи на доске. Образец выполняем вместе: У – 496=263 347+Н=689 263+496=759 689- 347=342 У = 759 Н = 342 Самостоятельная работа по рядам: (1, 2, 3 столбики) Решите уравнения, найдите букву, запишите ее в таблицу под соответствующим числом. (карточки у каждого на парте) (Приложение 5) 280 | 230 | 158 | 120 | 150 | 342 | 317 | 342 | П | А | Р | Ф | Е | Н | О | Н | 250 | 317 | 661 | 545 | 80 | 150 | 70 | К | О | Л | И | З | Е | Й | Т | 230 | 759 | Э | 158 | Т | А | У | Э | Р | Проверка по слайдам. -В каких городах находятся эти достопримечательности? (Парфенон- в Афинах, Лувр- в Париже, Колизей- Риме, Тауэр- в Лондоне.) -Что вы знаете об этих достопримечательностях? - А где можно найти информацию об этом? Знакомство с достопримечательностями по слайдам. Знакомство с методом координат. - Мы определили самый короткий маршрут, посчитали время, потраченное на перелет. А что еще, с экономической точки зрения, нужно посчитать? (стоимость поездки) (слайд) - Как найти в таблице стоимость билета Москва-Вена (173), Вена-Москва (173) - Почему в некоторых клетках стоят прочерки? -Где вы пользуетесь такими таблицами, вспомните? - Просчитаете общую стоимость перелетов по трем маршрутам и выберете самый экономичный (дешевый) маршрут. Как будете выполнять вычисления? (в столбик) У доски- 3 человека, представителя от турфирмы. 1. 238+148+127+241=754- М-А-В-П-М 241+198+148+173=760- М-П-А-В-М 173+127+198+238=736- М-В-П-А-М | Выполняют самостоятельно задание. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
Рефлексия | -Где мы сегодня побывали? Что нового узнали? Чему научились? - Ребята, нарисуйте себя на одной из ступенек лестницы успеха: 1 – испытываю затруднения; 2 – усвоил новые знания, но мне нужна помощь; 3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике. (Приложение 6) | Выполняют работу самостоятельно. | Личностные: самооценка на основе критерия успешности. Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; оценивать результат собственной деятельности. Коммуникативные: контролировать свои действия; умение слушать других, вступать в диалоговую форму |
Домашнее задание | С 33 № 5 Вам нужно будет ответить на вопрос: сколько, разных маршрутов можно придумать, так чтобы в каждом городе побывать только один раз. Нужно достроить схему по образцу в учебнике. | Записывают домашнее задание. | |
3 – усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.