СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение сил. Равнодействующая

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложение сил. Равнодействующая»

Дата: Урок: №21

Класс: 7

Тема: Сложение сил. Равнодействующая сил.

Лабораторная работа №7 «Сложение сил»

Тип урока: комбинированный

Цели:

образовательная: вести понятие равнодействующей силы всех сил, действующих на тело; научить графически изображать и вычислять модуль равнодействующей силы;

развивающая: продолжать расширять кругозор учащихся, формировать научное представление об устройстве материального мира; развивать речь, мышление, двигательную сферу, развивать познавательный интерес учащихся через использование литературных произведений; формировать умения (находить связи между физическими величинами и представлять их графически);

воспитательная: воспитание навыков коллективного труда, умений отстаивать свою точку зрения; применять полученные знания для объяснения различных природных явлений.

Задачи:

    • проверить степень усвоения материала темы на данном этапе изучения темы;

    • систематизировать знания;

    • развивать умения анализировать, синтезировать, наблюдать, делать выводы;

    • воспитать умения выстраивать взаимоотношения учащихся между собой и учителем.

УУД:

  • Учащиеся должны знать смысл понятий масса, вес, сила тяжести, сила трения, равнодействующая силы.

  • Учащиеся должны уметь отстаивать свою точку зрения, корректно относится к чужому мнению, воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию.


Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих.

  1. Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.

С прошлых уроков вы знаете, что на тело действуют разные силы и обычно их больше чем одна. Но как узнать какая общая сила действует на тело?

Помните репку? Почему дед не смог сам вытянуть репку? А ему понадобилась помощь не только бабки, но и внучки и жучки и т.п.?

А почему в басне Крылова Лебедь рак и щука не смогли сдвинуть воз с места?

Все дело в сумме сил, приложенных к телу. Если в случае с репкой силы складывались, то в случае с возом – силы с которыми тянули воз компенсировали друг друга, то есть сумма их была равна нулю.

Тема сегодняшнего урока «Сложение сил. Равнодействующая сил».

  1. Актуализация знаний

Прежде, чем вы научитесь складывать силы и находить равнодействующую необходимо вспомнить, какие силы вы знаете?

Давайте озвучим их называния и запишем на доске формулы.

Сила тяжести Fт=mg

Сила упругости Fу= -kl

Сила трения Fтр= µN, N= - mg

Вес P = mg

  1. Изучение нового материала

Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей силой.






Тогда, равнодействующая сила F=F1+ F2





Тогда, равнодействующая сила F=F1+ F2- F3

Если на тело действуют силы по одной прямой, но направленные в противоположные стороны, то равнодействующая этих сил направлена в сторону большей по модулю силы, а её модуль равен разности модулей составляющих сил.

Тело под действием двух равных и противоположно направленных сил будет находиться в покое или двигаться равномерно и прямолинейно.

Задача: Сила F1 =20 Н и неизвестная сила F2 приложены к телу вдоль одной прямой. Каковы возможные значения  силы F2 , если равнодействующая сил F1 и F2 равна 25 Н?

Решение:

Когда силы  F1 и  F2, приложенные к одному телу и направлены вдоль одной прямой, тогда                                            

FР=  F1 + F2

F2 =  FР -  F1 =25 Н -20 Н=5 Н

Ответ: 5 Н

  1. Закрепление и систематизация

Лабораторная работа №7 «Сложение сил»

Цель: Убедиться, что равнодействующая нескольких сил, действующих на тело, равна векторной сумме этих сил

Оборудование: динамометр лабораторный – два, набор стограммовых грузов, нить.

Техника безопасности

Ход работы

Опыт № 1. Проверка правила сложения сил (случай одинаково направленных сил). К крючку динамометра прикрепите один или два груза. На пружину динамометра будет действовать сила F1. Если теперь к нижнему грузу прикрепить ещё один динамометр и подействовать вниз силой F2, то верхний динамометр покажет значение равнодействующей силы F. Занесите полученные данные в таблицу:

Сила

F1

Сила

F2

Равнодействующая сила

F,Н






С делайте чертёж, укажите силы F1,F2,F в масштабе 1 см – 1Н. Сделайте вывод, можно ли в этом случае равнодействующую силу рассчитать по формуле

F=F1+F2.


О пыт № 2. Проверка правила сложения сил (случай противоположно направленных сил). К крючку динамометра прикрепите три-четыре груза. На пружину динамометра будет действовать сила F1. Теперь к крючку динамометра прикрепите нить, пропустив её через витки пружины динамометра. Если к верхнему концу нити прикрепить динамометр и потянуть нить вверх, то тогда верхний динамометр покажет значение силы F2, а нижний – значение равнодействующей F. Занесите полученные данные в таблицу:

Сила

F1

Сила

F2

Равнодействующая сила

F,Н






Сделайте чертёж, укажите силы F1,F2,F в масштабе 1 см – 1Н. Сделайте вывод, можно ли в этом случае равнодействующую силу рассчитать по формуле

F=F1-F2.

  1. Подведение итогов урока

  2. Домашнее задание

§13, з. 13.1, 13.2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!