Дата: Урок: №21
Класс: 7
Тема: Сложение сил. Равнодействующая сил.
Лабораторная работа №7 «Сложение сил»
Тип урока: комбинированный
Цели:
образовательная: вести понятие равнодействующей силы всех сил, действующих на тело; научить графически изображать и вычислять модуль равнодействующей силы;
развивающая: продолжать расширять кругозор учащихся, формировать научное представление об устройстве материального мира; развивать речь, мышление, двигательную сферу, развивать познавательный интерес учащихся через использование литературных произведений; формировать умения (находить связи между физическими величинами и представлять их графически);
воспитательная: воспитание навыков коллективного труда, умений отстаивать свою точку зрения; применять полученные знания для объяснения различных природных явлений.
Задачи:
проверить степень усвоения материала темы на данном этапе изучения темы;
систематизировать знания;
развивать умения анализировать, синтезировать, наблюдать, делать выводы;
воспитать умения выстраивать взаимоотношения учащихся между собой и учителем.
УУД:
Учащиеся должны знать смысл понятий масса, вес, сила тяжести, сила трения, равнодействующая силы.
Учащиеся должны уметь отстаивать свою точку зрения, корректно относится к чужому мнению, воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих.
Постановка проблемы, формулировка темы и задачи урока.
С прошлых уроков вы знаете, что на тело действуют разные силы и обычно их больше чем одна. Но как узнать какая общая сила действует на тело?
Помните репку? Почему дед не смог сам вытянуть репку? А ему понадобилась помощь не только бабки, но и внучки и жучки и т.п.?
А почему в басне Крылова Лебедь рак и щука не смогли сдвинуть воз с места?
Все дело в сумме сил, приложенных к телу. Если в случае с репкой силы складывались, то в случае с возом – силы с которыми тянули воз компенсировали друг друга, то есть сумма их была равна нулю.
Тема сегодняшнего урока «Сложение сил. Равнодействующая сил».
Актуализация знаний
Прежде, чем вы научитесь складывать силы и находить равнодействующую необходимо вспомнить, какие силы вы знаете?
Давайте озвучим их называния и запишем на доске формулы.
Сила тяжести Fт=mg
Сила упругости Fу= -kl
Сила трения Fтр= µN, N= - mg
Вес P = mg
Изучение нового материала
Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей силой.
Тогда, равнодействующая сила F=F1+ F2
Тогда, равнодействующая сила F=F1+ F2- F3
Если на тело действуют силы по одной прямой, но направленные в противоположные стороны, то равнодействующая этих сил направлена в сторону большей по модулю силы, а её модуль равен разности модулей составляющих сил.
Тело под действием двух равных и противоположно направленных сил будет находиться в покое или двигаться равномерно и прямолинейно.
Задача: Сила F1 =20 Н и неизвестная сила F2 приложены к телу вдоль одной прямой. Каковы возможные значения силы F2 , если равнодействующая сил F1 и F2 равна 25 Н?
Решение:
Когда силы F1 и F2, приложенные к одному телу и направлены вдоль одной прямой, тогда
FР= F1 + F2
F2 = FР - F1 =25 Н -20 Н=5 Н
Ответ: 5 Н
Закрепление и систематизация
Лабораторная работа №7 «Сложение сил»
Цель: Убедиться, что равнодействующая нескольких сил, действующих на тело, равна векторной сумме этих сил
Оборудование: динамометр лабораторный – два, набор стограммовых грузов, нить.
Техника безопасности
Ход работы
Опыт № 1. Проверка правила сложения сил (случай одинаково направленных сил). К крючку динамометра прикрепите один или два груза. На пружину динамометра будет действовать сила F1. Если теперь к нижнему грузу прикрепить ещё один динамометр и подействовать вниз силой F2, то верхний динамометр покажет значение равнодействующей силы F. Занесите полученные данные в таблицу:
№ | Сила F1,Н | Сила F2 ,Н | Равнодействующая сила F,Н |
| | | |
С делайте чертёж, укажите силы F1,F2,F в масштабе 1 см – 1Н. Сделайте вывод, можно ли в этом случае равнодействующую силу рассчитать по формуле
F=F1+F2.
О пыт № 2. Проверка правила сложения сил (случай противоположно направленных сил). К крючку динамометра прикрепите три-четыре груза. На пружину динамометра будет действовать сила F1. Теперь к крючку динамометра прикрепите нить, пропустив её через витки пружины динамометра. Если к верхнему концу нити прикрепить динамометр и потянуть нить вверх, то тогда верхний динамометр покажет значение силы F2, а нижний – значение равнодействующей F. Занесите полученные данные в таблицу:
№ | Сила F1,Н | Сила F2 ,Н | Равнодействующая сила F,Н |
| | | |
Сделайте чертёж, укажите силы F1,F2,F в масштабе 1 см – 1Н. Сделайте вывод, можно ли в этом случае равнодействующую силу рассчитать по формуле
F=F1-F2.
Подведение итогов урока
Домашнее задание
§13, з. 13.1, 13.2