по теме «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Продуктивное повторение. Моделирование»
Дети знают предметный смысл сложения и вычитания, названия компонентов и результата действий сложения и вычитания, могут изображать сложение и вычитание чисел на числовом луче, использовать числовой луч как средства самоконтроля вычислений, имеют представление о целом и его частях, о взаимосвязи сложения и вычитания, знают таблицу сложения в пределах 10 и соответствующие ей случаи вычитания, двузначные числа, их разрядный состав, модель десятка, счёт десятками, названия десятков, чтение и запись двузначных чисел, сложение и вычитание десятков, прибавление (вычитание) к двузначному числу единиц (без перехода в другой разряд), увеличение (уменьшение) двузначного числа на несколько десятков.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
1.Организационный этап | Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания. | Дети проверяют свою готовность к уроку, записывают Число Классная работа | Коммуникативное УУД: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им |
2. Актуализация знаний и постановка проблемы | Учитель предлагает выполнить задание №112. Но обращает внимание на то, что дети должны записать только те выражения, значения которых могут быстро вычислить, а выражения вызывающие трудность пропустить Учитель задаёт прочитать №113 и выполнить его самостоятельно -А сейчас выполните №114, работая в парах. Давайте вспомним правила работы в парах. Скажем эти правила кратко. -Обратите внимание, что вычислять значение выражений не нужно. -Какое из правил работы в паре у вас получилось выполнить? Какое не получилось? -Выпишите на доску равенства, которые вызвали у вас затруднения в предыдущих трёх заданиях. Работать будем цепочкой -Почему возникло затруднение? -Что же делать? | Дети записывают равенства: 9+1=10 30+40=70 6+3=9 52+4=56 23+7=3 Но есть дети, которые записали: 8+7=15 9+5=14 6+5=11 Далее дети выполняют взаимопроверку. Дети читают задание №113 и выписывают в тетрадь равенства по составу числа: 9+1=10 3+7=10 и т.д. Но есть и такие дети, которые записывают 5+7=12, 6+5=11, 7+4=11 -Высказывай! -Слушай! -Оценивай! -Проверяй! Дети обсуждают задания и отмечают галочкой выражения, которые соответствуют заданию. Второклассники записывают на доску выражения, вычисление значения которых вызвало у них трудности 8+7 9+5 69+36 6+5 5+7 8+3 9+8 8+7 9+3 7+4 -Мы ещё не решали таких примеров. -Нужно открыть способ решения таких примеров. | Регулятивные УУД – контроль ранее усвоенных знаний и умений, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Личностное УУД- готовность оценивать свой учебный труд и работу одноклассника, принимать оценки одноклассника Коммуникативные УУД: работа в парах, планирование учебного сотрудничества - работа в парах, умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им Регулятивные УУД – планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий, контроль ранее усвоенных знаний и умений Познавательное –обобщение, постановка проблемы. Личностные УУД-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, |
3. Постановка учебной задачи | -Чем похожи все эти выражения? -Чему мы сегодня должны научиться? -Да, мы должны научиться складывать однозначные числа с переходом в другой разряд | - В каждом из них, кроме выражения 69+36, складывается два однозначных числа, а в результате получаются числа больше 10. В выражении 69+36 получается больше «круглого» числа» -Мы будем учиться складывать однозначные числа, когда получается больше 10. | Познавательное логическое УУД –сравнение Регулятивное УУД-целеполагание- постановка цели на основе проблемной ситуации, прогнозирование Личностные УУД -стремление преодолевать возникающие затруднения |
4.Физкульт минутка | Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись. Как пружинки мы присели И тихонько разом сели. | Дети повторяют движения | |
5.Формирование новых знаний и умений | -Некоторые ребята в классе сосчитали выражения с переходом через десяток. Поделитесь с нами, как вы размышляли. Будем объяснять на выражении 9+5 (Если дети предложили только 1 вариант, учитель сам предлагает другие варианты) А если к 8+5, то тоже таким способом (8+1+4)? Учитель подводит к тому, что нужно добавить до десятка. -Давайте потренируемся в дополнении числа до десятка. Выполним устно №116. - Как мы будем работать? Не забываем соблюдать правила работы в парах. -А может кто-то придумать похожие задания? -Рассмотрите рисунок в №117 (задание на интерактивной доске, сопровождается движением) – Сколько синих кругов в первом ряду? – Сколько красных кругов во втором ряду? – На что указывает вам стрелка на рисунке?
– Сколько красных кругов ещё осталось? – Объясните, что обозначают выражения под рисунком.
-Сделаем вывод. Как легче прибавить число, всё сразу или по частям? Сколько надо прибавить сначала? Сколько потом? | -Я присчитывал по одному: 9+1+1+1+1+1=14 -А я к 9 сначала прибавил 1, а потом прибавил 4: 9+1+4=14 (изображают свои действия при помощи моделей на интерактивной доске) 9+2+3 9+3+4 В процессе обсуждения приходят к выводу, что 1-й способ нерациональный, 3 и 4 трудные, т.к. новые, правильный 2 способ, т.к. к 10 прибавлять легко. -Нет, так трудно, лучше 8+2+3 -В парах. Потому что около этого номера нарисованы два человечка. Дети быстро проговаривают, что 9+1=10 8+2=10 7+3=10 Дети предлагают, например 6+4 5+5……. - 8. - 5. 8 синих кругов нужно дополнить до 10, прибавив к ним 2 красных круга. -Осталось 3 красных круга. -Сначала к кругам первого ряда добавили 2. В первом ряду получилось 10 кругов. Затем добавили ещё 3 и получилось 13 кругов. А второе выражение обозначает, что всего прибавили 5 кругов -Легче прибавить число по частям. Сначала надо прибавить столько, чтобы стало 10. Потом то, что осталось. | Познавательное общеучебное УУД –произвольное и осознанное построение речевого высказывания, моделирование. Познавательные логическое УУД- анализ, выдвижение гипотез Общеучебное - выбор эффективных решений Личностное УУД: интерес к способу решения Регулятивное УУД – контроль ранее усвоенных знаний и умений Творческое задание Познавательное общеучебное УУД –произвольное и осознанное построение речевого высказывания, информационный поиск, моделирование. Познавательное логическое УУД –обобщение |
6. Первичная проверка понимания с комментиро- ванием во внешней речи | Задание №118 выполняется фронтально. – Рассмотрите 1 рисунок. – На что указывает вам стрелка на рисунке?
– Сколько красных кругов ещё осталось прибавить? – Прочтите выражение, которое соответствует этому рисунку – Сколько всего прибавили к 6? Подобным образом рассматриваются и другие рисунки. Работа над заданием№119 идёт фронтально. (Задание выведено на интерактивную доску.) – Соотнесите рисунки с выражениями под ними. – Рассмотрите 1 рисунок. Назовите числа, которые нужно объединить – На что указывает вам стрелка на рисунке? – Как вы это выполните?
– Какое выражение соответствует этому способу? – Что означает выражение 9+6?
Аналогично рассматриваются и другие рисунки. Важно акцентировать внимание детей не только на составе числа 10, но и на количестве тех кругов, которые даны на рисунках вне треугольников.
| -6 синих кругов нужно дополнить до 10, добавив 4 красных круга. - Осталось прибавить 1 круг. 6+4+1 5 -Нужно объединить числа 9 и 6. -9 кругов в треугольнике нужно дополнить до 10, добавив 1. -Из 6 отдельных кругов возьмём 1 и добавим к 9 в треугольнике, получим 10 и 5 единиц. Получили число 15 9+1+5 - К 9 кругам в треугольнике прибавили 6 отдельных кругов Дополнив число кругов в треугольнике до 10, учащиеся получают предметную модель разрядного состава двузначного числа (1 дес. 5 ед.; 1 дес. 6 ед.; 1 дес. 4 ед. и т. д.) и устно находят значения выражений в каждой паре. | Познавательное общеучебное УУД –произвольное и осознанное построение речевого высказывания, информационный поиск, моделирование. Познавательное общеучебное УУД знаково-символические действия - использование моделей при работе над вычислительными приёмами Познавательное логическое УУД –обобщение |
7.Физкульт минутка | Раз - нагнуться, разогнуться Два – нагнуться. Потянуться Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять, шесть – тише сесть. | Дети повторяют движения. | |
8. Закрепление и обобщение | В начале урока мы высказали предположения о том, как складывать однозначные числа с переходом через десяток. Давайте составим памятку. - Как мы складывали числа? -Как мы складывали по частям? Составьте памятки в группах. Памятка Как сложить однозначные числа с переходом через десяток Прибавляем число по частям Сначала прибавляем столько, чтобы получилось 10 (дополним первое число до 10) Определим, сколько осталось прибавить. Для этого вспомним состав второго числа Прибавим к 10 оставшиеся единицы Прочитаем ответ. Проверим, какие памятки составили наши группы. -Сейчас вы будете выполнять задания по выбору. Те дети, кто ещё не уверен в своих силах до конца, решают №55 ТПО, те, кто считают, что всё поняли, но у них есть какие-то вопросы, выполняют №120, кто полностью уверен в своих силах, решают примеры с доски, которые мы выписали в начале урока. Пользуйтесь памяткой. (Учитель подходит и даёт словесную оценку.) | - Числа мы складывали по частям. -Сначала добавляли до десятка, а потом вспоминали состав числа, чтобы определить, сколько ещё нужно прибавить. Дети в микрогруппах составляют либо восстанавливают памятку из предложенных частей, исключив ненужные. Зачитываются и проверяются памятки (интерактивная доска) Дети делают выбор и работают самостоятельно. Поднимают руку. | Дифференцированное задание Познавательные УУД –анализ, обобщение, составление алгоритма Коммуникативные УУД -умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками, управление поведением партнёра. Регулятивные УУД – планирование, взаимоконтроль и коррекция Дифференцированное задание Регулятивные УУД –учиться работать по предложенному плану контроль и оценка-самоконтроль и самооценка Познавательное общеучебное УУД знаково-символические действия - использование моделей при работе над вычислительными приёмами. |
9. Итог урока Рефлексия | -Продолжим предложения -Сегодня на уроке я научился… -Теперь я знаю….. -Я запомнил…. -Я могу… Оцените свою работу на уроке Запишите домашнее задание №56(2), № 57 ТПО №1. Инструктаж по выполнению домашнего задания | Дети заканчивают предложения. Лестница успеха: Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку: уверен в своих знаниях в основном уверен нужно ещё повторить нуждаюсь в помощи Дети записывают. Задают уточняющие вопросы | Познавательные УУД: умение делать умозаключения Коммуникативные УУД: умение выстраивать речевые конструкции Регулятивное УУД- самооценка Регулятивное УУД – принимают и сохраняют учебные задачи |
5.Прочитаем ответ.
Прочитаем ответ.
Прибавляем число по частям.
Определим, сколько осталось прибавить. Для этого вспомним состав второго числа .
Представим число в виде суммы разрядных слагаемых.
Прибавим к 10 оставшиеся единицы.