Тема: Сложное предложение.
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Сложное предложение», совершенствовать синтаксические навыки, анализировать сложные предложения разных типов, совершенствовать орфографические навыки.
Задачи:
Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Тип урока: обобщение знаний
1.Проверка домашнего задания
Разбор предложения
II.Работа по теме урока
–Какие предложения называются сложными?
-Какие типы сложных предложений вы знаете?
-Какие предложения называются сложносочинёнными?
-Какие отношения могут быть между частями сложносочинённого предложения?
•Соединительные (со значением одновременности, последовательности, причины и следствия)
•противительные
•сопоставительные
•присоединительные
-Какие предложения называются сложноподчинёнными?
-Из каких частей состоят сложноподчинённые предложения?
-Назовите основные типы придаточных предложений.
- Назовите виды обстоятельственных предложений.
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.
-
Анализ предложений.
Учащиеся записывают предложения, комментируют постановку знаков препинания, определяют виды сложных предложений (работа «по цепочке»), составляют схемы предложений.
а) Разговор показался ему (Пьеру) интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли. (Л.Толстой.)
б ) Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (А.С.Пушкин.)
в) Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небе на востоке уже начало светлеть. (Б.Полевой)
г) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком. (а.С.Пушкин.)
д) Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей. (И.Гончаров.)
е) В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.
2.Вставить союзы, отметить, какие смысловые отношения они выражают.
1)Давно уже не слышно было….звона колокольчика, … стука колёс по кремнистой дороге, …бледный старик всё ещё стоял на одном и том же месте в глубокой задумчивости (ни…ни, а).2) Но вот на табор кочевой нисходит сонное молчанье, … слышен в тишине ночной лишь лай собак … коней ржанье (и,да).
3)…длинный сук её за шею зацепит вдруг, … из ушей златые серьги вырвет силой, …в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, …выронит она платок(то…то).(А.С.Пушкин.)
3.Найти ошибки и исправить предложения:
1)Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.2) Вечером мы были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка. 3)Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.4) В последние годы наши писатели создали немало таких произведений, где показаны лучшие люди нашего времени. 5) Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.
Повторение материала о бессоюзном сложном предложении.
Представим сведения о бессоюзном сложном предложении в виде схемы.
Рассказ учащихся по схеме о бессоюзном сложном предложении.
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
Анализ примеров.
а)Старинная русская игра была нежна и печальна: перебор «Камаринской» угадывался в ней за тоскливым зовом ладов, густые хрипловатые вздохи басов протяжно оттеняли ладовую перекличку, щемящие переходы были целомудренно-чисты, и от всего веяло неведомой силой, неведомой горечью. (В.Белов.)
б) Трубы подняли воинский лагерь на заре. Едва умылись, кто в ручье, кто росой. Сотские стали скликать своих. Утро было ясное, бестуманное, отрядами в молчании сходились к середине луга. Пахло ладаном – перед войском явились попы с кадильницами, потом показался санный возок с хоругвями, его сопровождали верховые в тёмных рясах. На иных белые клобуки. Из саней вышел высокий человек в рогатой митре и парчовой ризе. (В.Возовиков.)
Объяснение трудных слов:
Митра – позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения представителями высшего православного духовенства и некоторыми заслуженными священниками.
Клобук – высокий монашеский головной убор с покрывалом, а также вообще монашеский головной убор.
Хоругвь – 1. В старину: войсковое знамя; 2. Принадлежность церковных шествий – укреплённое на древке полотнище с изображением Христа, святых. (В тексте – второе значение.)
Риза – 1. Облачение, одежда священника при богослужении; 2. Оклад на иконе.
Оклад – тонкое металлическое покрытие на иконе, оставляющее открытым только изображение лица и рук.
В) А солнце уже опускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух. (А.И.Гончаров.)
Г)…Вдруг что-то шумно упало в воду: я хвать за пояс – пистолета нет. О, тут ужасное подозрение закралось мне в душу, кровь хлынула мне в голову! Оглядываюсь – мы от берега около пятидесяти сажен, а я не умею плавать! Хочу оттолкнуть её от себя – она как кошка вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море. (М.Ю.Лермонтов.)
Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на одну из тем:
«На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения» - Н.М. Шанский (по тексту упр. 450)
«В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» - Л.Т. Григорян (по тексту упр.450)