Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. А. Куприн
Восьмое ноября
Классная работа
Замените словосочетания со связью управление синонимичными со связью согласование и запишите в тетради. Над какой орфограммой вы работали при выполнении этого задания? Ночь без луны - шутка без злобы - человек без чести- общество без классов - фильм без сюжета - работа без перебоев - фигура без формы - поступок без корысти - связь без союза -
Ночь без луны -
шутка без злобы -
человек без чести-
фильм без сюжета -
работа без перебоев -
фигура без формы -
поступок без корысти -
связь без союза -
Бе з л у нн ая ноч ь
бе з з лобная шутка
бе с ч ес т ный человек
бе с с южетный фильм
бе с п еребойная работа
бе с ф орме нн ая фигура
бе с к орыс т ный поступок
бе с с оюзная связь
Взаимопро-верка
- «5»- нет ошибок
- «4»- 1- 2 ошибки
- «3»- 3-5 ошибок
- «2»- более 5-ти ошибок
Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух и более простых
предложений.
Пожелтели кое-где листочки, и на озере по ночам кричали дикие гуси.
[ ], и [ ].
[ ], и [ ].
Ответ: 45
Цели урока:
сведения о сложных предложениях.
виды сложных предложений, средства связи между частями сложных предложений.
различать виды сложных предложений.
БСП
ССП
СПП
1.Прочти с правильной интонацией.
2.Выдели грамматическую основу (основы).
3.Обрати внимание на количество основ в предложении:
одна основа- простое предложение ( ПП ), две и более - сложное.
4.Обрати внимание на средство связи.
А. Союзов нет – бессоюзное (БСП).
Б. Союз сочинительный - ССП .
В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП .
Сравните
Прозвенел звонок и дети сели за парты.
Когда прозвенел звонок дети сели за парты.
Прозвенел звонок дети сели за парты.
Распределите союзы на две группы: сочинительные и подчинительные
и, если, а, пока, потому что, когда, так как, зато, едва, или, также, но, тоже , словно, будто, точно, хотя, однако, чтобы, либо, что, который
сочинительные подчинительные
и если словно
а пока будто
тоже потому что точно
или когда хотя
также так как чтобы
но зато что
однако едва который
либо
если словно
а пока будто
Упражнение 70 (выборочно)
Запишите предложения, обозначьте основы, укажите вид предложения, расставьте знаки препинания.
- 1. Вот наступит октябрь и покажутся вдруг журавли.
2. Я слышу печальные звуки которых не слышит никто.
3. И стало слышно как над крышей тоскливо воют провода.
8. Помню: луна смотрела в окно роса блестела на ветке.
14. Зима глухая бродит по дорогам и вьюга злая жалобно скулит.
15. Осень кончилась – сильный ветер заметает её следы!
Самостоятельная работа
Распределительный цифровой диктант
1.В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми. 2.Понять жизнь невозможно, если её не изучаешь. 3. Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной. 4.Когда роешься в книгах, время летит быстро. 5. Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз. 6. Слова и иллюзии гибнут, факты остаются. 7. В доме все уже легли, но никто не спал. 8. Покраснела рябина, посинела вода. 9. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый снег. 10.Я ловлю в далёком отголоске, что случится на моём веку .
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ССП
СПП
БСП
1
1
2
3
2
4
5
3
4
6
7
5
7
8
6
9
9
10
8
10
ССП
СПП
БСП
Рефлексия
- Повторили сведения о сложных предложениях.
- Изучили виды сложных предложений, средства связи между частями сложных предложений.
- Научились различать виды сложных предложений.
Рефлексия Заполни анкету (почеркни нужное)
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
Домашнее задание (дифференцированное)
Урок окончен. Спасибо за работу!