СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение. Основные виды сложных предложений»

 Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.   А. Куприн

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. А. Куприн

 Восьмое ноября  Классная работа

Восьмое ноября

Классная работа

 Замените словосочетания со связью управление синонимичными со связью согласование и запишите в тетради. Над какой орфограммой вы работали при выполнении этого задания?   Ночь без луны -  шутка без злобы -  человек без чести-  общество без классов -  фильм без сюжета -  работа без перебоев -  фигура без формы -  поступок без корысти -  связь без союза -   Ночь без луны - шутка без злобы - человек без чести- фильм без сюжета -  работа без перебоев - фигура без формы - поступок без корысти - связь без союза -

Замените словосочетания со связью управление синонимичными со связью согласование и запишите в тетради. Над какой орфограммой вы работали при выполнении этого задания? Ночь без луны - шутка без злобы - человек без чести- общество без классов - фильм без сюжета - работа без перебоев - фигура без формы - поступок без корысти - связь без союза -

Ночь без луны -

шутка без злобы -

человек без чести-

фильм без сюжета -

работа без перебоев -

фигура без формы -

поступок без корысти -

связь без союза -

Бе з л у нн ая ноч ь  бе з з лобная шутка бе с ч ес т ный человек бе с с южетный фильм бе с п еребойная работа бе с ф орме нн ая фигура бе с к орыс т ный поступок бе с с оюзная связь Взаимопро-верка «5»- нет ошибок «4»- 1- 2 ошибки «3»- 3-5 ошибок «2»- более 5-ти ошибок

Бе з л у нн ая ноч ь

бе з з лобная шутка

бе с ч ес т ный человек

бе с с южетный фильм

бе с п еребойная работа

бе с ф орме нн ая фигура

бе с к орыс т ный поступок

бе с с оюзная связь

Взаимопро-верка

  • «5»- нет ошибок
  • «4»- 1- 2 ошибки
  • «3»- 3-5 ошибок
  • «2»- более 5-ти ошибок
Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух и более  простых предложений. Пожелтели кое-где листочки, и на озере по ночам кричали дикие гуси.  [ ], и  [ ].  [ ], и [ ].

Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух и более простых

предложений.

Пожелтели кое-где листочки, и на озере по ночам кричали дикие гуси.

[ ], и [ ].

[ ], и [ ].

Ответ: 45

Ответ: 45

Цели урока: Повторить  сведения о сложных предложениях. Изучить   виды сложных предложений, средства связи между частями сложных предложений. Научиться   различать виды сложных предложений.

Цели урока:

  • Повторить

сведения о сложных предложениях.

  • Изучить

виды сложных предложений, средства связи между частями сложных предложений.

  • Научиться

различать виды сложных предложений.

БСП ССП СПП

БСП

ССП

СПП

1.Прочти с правильной интонацией. 2.Выдели грамматическую основу (основы). 3.Обрати внимание на количество основ в предложении:  одна основа- простое предложение ( ПП ), две и более - сложное.  4.Обрати внимание на средство связи.  А. Союзов нет – бессоюзное (БСП).  Б. Союз сочинительный - ССП .  В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП .

1.Прочти с правильной интонацией.

2.Выдели грамматическую основу (основы).

3.Обрати внимание на количество основ в предложении:

одна основа- простое предложение ( ПП ), две и более - сложное.

4.Обрати внимание на средство связи.

А. Союзов нет – бессоюзное (БСП).

Б. Союз сочинительный - ССП .

В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП .

Сравните  Прозвенел звонок и дети сели за парты. Когда прозвенел звонок дети сели за парты.  Прозвенел звонок дети сели за парты.

Сравните

Прозвенел звонок и дети сели за парты.

Когда прозвенел звонок дети сели за парты.

Прозвенел звонок дети сели за парты.

Распределите союзы на две группы: сочинительные и подчинительные    и, если, а, пока, потому что, когда, так как, зато, едва, или, также, но, тоже , словно, будто, точно, хотя, однако, чтобы, либо, что, который

Распределите союзы на две группы: сочинительные и подчинительные 

и, если, а, пока, потому что, когда, так как, зато, едва, или, также, но, тоже , словно, будто, точно, хотя, однако, чтобы, либо, что, который

сочинительные  подчинительные и  если словно а пока будто тоже потому что точно или когда хотя также   так как чтобы но  зато что однако  едва который либо   если словно а пока будто

сочинительные подчинительные

и если словно

а пока будто

тоже потому что точно

или когда хотя

также так как чтобы

но зато что

однако едва который

либо

если словно

а пока будто

Упражнение 70 (выборочно) Запишите предложения, обозначьте основы, укажите вид предложения, расставьте знаки препинания.   1. Вот наступит октябрь и покажутся вдруг журавли. 2. Я слышу печальные звуки которых не слышит никто.

Упражнение 70 (выборочно)

Запишите предложения, обозначьте основы, укажите вид предложения, расставьте знаки препинания.

  • 1. Вот наступит октябрь и покажутся вдруг журавли.

2. Я слышу печальные звуки которых не слышит никто.

3. И стало слышно как над крышей тоскливо воют провода. 8. Помню: луна смотрела в окно роса блестела на ветке.

3. И стало слышно как над крышей тоскливо воют провода.

8. Помню: луна смотрела в окно роса блестела на ветке.

14. Зима глухая бродит по дорогам и вьюга злая жалобно скулит. 15. Осень кончилась – сильный ветер заметает её следы!

14. Зима глухая бродит по дорогам и вьюга злая жалобно скулит.

15. Осень кончилась – сильный ветер заметает её следы!

 Самостоятельная работа  Распределительный цифровой диктант 1.В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми. 2.Понять жизнь невозможно, если её не изучаешь. 3. Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной. 4.Когда роешься в книгах, время летит быстро. 5. Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз. 6. Слова и иллюзии гибнут, факты остаются. 7. В доме все уже легли, но никто не спал. 8. Покраснела рябина, посинела вода. 9. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый снег. 10.Я ловлю в далёком отголоске, что случится на моём веку .   1 2   3   4     5   6    7   8   9 10   ССП СПП БСП

Самостоятельная работа

Распределительный цифровой диктант

1.В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми. 2.Понять жизнь невозможно, если её не изучаешь. 3. Бывают дни, когда жизнь представляется нам особенно ясной и слаженной. 4.Когда роешься в книгах, время летит быстро. 5. Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз. 6. Слова и иллюзии гибнут, факты остаются. 7. В доме все уже легли, но никто не спал. 8. Покраснела рябина, посинела вода. 9. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый снег. 10.Я ловлю в далёком отголоске, что случится на моём веку .

 

1

2

 

3

 

4

 

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

10

 

ССП

СПП

БСП

  1   1 2   3   2   4 5 3   4    6 7   5   7 8 6 9 9 10 8   10 ССП СПП БСП

 

1

  1

2

 

3

 

2

 

4

5

3

 

4

 

6

7

 

5

  7

8

6

9

9

10

8

 

10

ССП

СПП

БСП

Рефлексия Повторили  сведения о сложных предложениях.  Изучили виды сложных предложений, средства связи между частями сложных предложений.  Научились  различать виды сложных предложений.

Рефлексия

  • Повторили сведения о сложных предложениях.
  • Изучили виды сложных предложений, средства связи между частями сложных предложений.
  • Научились различать виды сложных предложений.
 Рефлексия Заполни анкету (почеркни нужное) 1.На уроке я работал                 активно / пассивно   2.Своей работой на уроке я      доволен / не доволен   3.Урок для меня показался       коротким / длинным   4.За урок я                                  не устал / устал   5.Мое настроение                      стало лучше / стало хуже   6.Материал урока мне был       понятен / не понятен                                                      полезен / бесполезен                                                      интересен / скучен

Рефлексия Заполни анкету (почеркни нужное)

1.На уроке я работал                 активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я      доволен / не доволен

3.Урок для меня показался       коротким / длинным

4.За урок я                                  не устал / устал

5.Мое настроение                      стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был       понятен / не понятен                                                     полезен / бесполезен                                                     интересен / скучен

Домашнее задание (дифференцированное)

Домашнее задание (дифференцированное)

 Урок окончен. Спасибо за работу!

Урок окончен. Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!