Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветствует учащихся, настраивает на работу. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
Проверка домашнего задания. | Организует работу с упражнением 184 (с. 90-91). | Устно выступают на одну из предложенных тем. |
Сообщение темы урока. | - Тема нашего урока посвящена одной из единиц синтаксиса – предложению. Сегодня мы рассмотрим сложное предложение. | |
Постановка задач урока. | - Сегодня нам необходимо вспомнить, что называется сложным предложением. Также мы будем находить в тексте сложные предложения, выделять средства связи в них. | |
Целенаправленное повторение ранее пройденного материала. | - Сейчас вспомним сведения о синтаксисе как разделе лингвистики (организует работу с упр.195 на стр.97). - Используя данный план, расскажите, что изучает синтаксис. - Приведите примеры, иллюстрирующие те пункты плана, которые касаются уже изученных вами синтаксических явлений. | Работают с планом, отвечают. Приводят примеры. |
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала: Слово учителя. Цифровой диктант (Цель: отрабатывать умение различать простые и сложные предложения). | - Сложным является предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно. - В цифровой ряд запишите только те цифры, под номерами которых продиктованы сложные предложения: 1) - Открывайте тетради, запишите число и классная работа. | Делают запись в тетрадях. |
Изучение нового материала: Работа с учебником (Цель: знакомство с видами сложных предложений) Слово учителя | - Внимательно рассмотрите схему на с. 98 и расскажите о видах вложных предложений. - Сложные предложения делятся на союзные (в качестве средства связи частей, кроме интонации, выступают союзы и союзные слова) и бессоюзные (части соединены интонационно). Союзные предложения делятся на сложносочиненные ( части соединены с помощью сочинительных союзов) и сложноподчиненные (средство связи – подчинительные союзы и союзные слова). - Приведите примеры сочинительных и подчинительных союзов. | Работают со схемой. Приводят примеры. |
Первичное закрепление материала: Самостоятельная работа (Цель: формировать умение придумывать предложения по данным схемам). Работа у доски (Цель: закреплять умение определять вид сложного предложения, составлять его схему и проводить синтаксический анализ). | Организует работу с упражнением 197 (2) на стр.99. Диктует учащимся предложения. | Выполняют упражнение 197 (2), придумывают предложения по данным схемам. Устная проверка по цепочке Записывают предложения, определяют его вид, составляют схему и проводят синтаксический анализ. |
Обобщение изученного материала: Работа по карточкам (Цель: развивать умение составлять сложные предложения из 2-х простых, определять их вид и средства связи. | - Данные простые предложения преобразуйте в одно сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. | Выполняют задание. Затем зачитывают получившиеся предложения, называют их вид и средства связи в них. |
Задавание домашнего задания. | Упражнение 199 (с.100) - Вам нужно будет списать текст, соблюдая орфографические и пунктуациооные нормы, сотавить схемы сложных предложений и определить их вид. | Записывают домашнее задание. |
Подведение итогов урока. | Выставление отметок. – Что называется сложным предложением? – На какие группы делятся сложные предложения. Приведите примеры. - Было ли вам интересно на уроке? - Что понравилось? - Что было трудным? | Отвечают на вопросы, приводят примеры. |