СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них»

Русский язык 9 класс Тема. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них

Цель: дать понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; составлять схемы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными; развивать умение правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование познавательной активности, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели.

Метапредметные:

Познавательные: умение работать с информацией, сравнивать предложения, делать выводы.

Регулятивные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные: владение навыками диалогической речи, умение работать в парах, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Предметные: умение на практике применять теоретические знания о структуре СПП, развитие навыков пунктуационного оформления сложноподчинённого предложения.

Оборудование: учебник, таблица «Виды придаточных предложений», карточки для игры «Мозаика», дорожные карты, мелодия для релаксации

Сценарий урока

I. Организационный этап

-Я рада всех вас видеть! Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

II. Актуализация опорных знаний. Мотивационный этап.

1. Лингвистическая разминка (слова на доске)

Расшифруйте словосочетание: СЛЕЖОНО ПРОДИЛЕНЕЖЕ (сложное предложение)

1. Перед изучением новой темы мы должны вспомнить то, что нам уже известно о сложном предложении. (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БАЛЛ)

Задание Заполните «слепую» таблицу

– Расскажите о классификации сложных предложений.

– Как нам отличить ССП от СПП?

– Где пригодятся вам эти знания? (знания пригодятся на экзамене при выполнении задания 2)


Подготовка к ГИА

Задание: среди данных предложений найти СПП и выписать номера этих предложений:

1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо.

2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь.

3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи.

4.Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть.

5.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.

6. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем.

7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса.

8.Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу.

9.Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде.

Ключ: СПП – 1, 3, 4, 7, 8

САМОПРОВЕРКА. «5» - 0 ошибок, 4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки

III. Целеполагание и планирование учебных действий

1. Наблюдение над грамматическим материалом.

Задание. Подчеркните грамматическую основу, укажите вид приточных предложений. Объясните постановку знаков препинания.

  • Ч уть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко.

[ там], (где ). (СПП с придат. места)

  • К огда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.


(Когда ), [ сущ.], (которая ……..).

(СПП с придат. времени и придат. определит.)

2 Сообщение темы, цели урока.

– Чем отличаются эти предложения? Подумайте над темой урока.

– Сегодня мы продолжим работу над СПП, но будем говорить о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными и знаках препинания при них.

Запишите тему урока «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них»

– Какова цель нашего урока? (уметь находить в тексте СПП с несколькими придаточными, научиться составлять схемы таких предложений и правильно расставлять знаки препинания в СПП)

– Зафиксируйте цель в дорожной карте.

IV. «Открытие» нового знания

Изучение теоретического материала (в дорожной карте)

Сложноподчинённые предложения могут содержать 2 и более придаточных. Такие предложения называются многочленными.

Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному предложению, но и друг другу:

Скоро выяснилось, что билеты будут продаваться, когда подойдет автобус.


[ ], (что ), (когда ).

СПП с придаточными изъяснительным и времени


V. Первичное закрепление

Задание: подчеркнуть грамматическую основу, составить схему предложения, определить вид придаточных – дифференцираванно: 1- слабым, 2- сильным

1) Когда придёт весна, природа вновь оживёт, чтобы жизнь получила продолжение. (СПП с придат. времени и цели)


(Когда ), [ ], (чтобы ……..).

2) Когда тебе приходится трудно, нужно понимать, что тучи рассеются, что всё наладится. (СПП с придат. времени, изъяснит.)


(Когда ), [ ], (что ……..), (что ……..).


РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПАУЗА (под музыку)

Предлагаю принять удобное положение и закрыть глаза. Послушайте мелодию итальянского композитора Антонио Вивальди «Времена года». Как вы думаете, какое время года изобразил нотами маэстро? Какие картины возникнут у вас во время звучания мелодии?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

– Отдохнули, а теперь снова включимся в работу.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Игра «Мозаика» (устно)+ запятые (карточки)

Задание. Из разрозненных частей СПП с несколькими придаточными необходимо составить предложения.

Игра проводится в парах, в виде соревнования: «У кого быстрее получится предложение?». Затем необходимо собрать получившиеся предложения в связный текст. 1 – 2 сильные учащиеся, 3 – 4 слабые учащиеся.

1.Язык – самое выразительное

он станет отступать

если он перестанет обращать внимание на свой язык и станет думать

чем человек обладает

что он овладел им уже в достаточной мере

2. За своим языком, устным и письменным, надо следить постоянно и

обращайте внимание на свой язык

который стремится поднять уровень своей культуры и образованности

если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком

3.Если вам приходится часто публично выступать

чтобы ваши выступления не были длинными

то следите

4. Чтобы выступление было интересным

что вы говорите

должно быть интересным для вас все

1.Язык – самое выразительное, чем человек обладает, если он перестанет обращать внимание на свой язык и станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. 4 запятые

2. За своим языком, устным и письменным, надо следить постоянно и, если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком, который стремится поднять уровень своей культуры и образованности, обращайте внимание на свой язык. 3 запятые

3.Если вам приходится часто публично выступать, то следите, чтобы ваши выступления не были длинными. 2 запятые

4. Чтобы выступление было интересным, должно быть интересным для вас все, что вы говорите. 2 запятые

Оценивание:

составили 2 предложения – 4 балла (по 2 балла за предложение)

составили из предложений текст – 1 балл

VII. Включение в систему знаний и умений. ТЕСТ-КАРТА

1) Укажите, какая из схем соответствует предложению (1 балл)

Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.


А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как ) +


Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )



В) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )


2) Поставьте пропущенные знаки препинания (4 балла: по 1 балу на каждую запятую+ точка!!!)

Она засмотрелась на небо покрытое живыми следами исчезающего солнца словно там находилось счастье которое было сделано природой

Она засмотрелась на небо, покрытое живыми следами исчезающего солнца, словно там находилось счастье, которое было сделано природой.

Взаимопроверка. Оценивание.

VIII. Рефлексия:

– Вспомните, какую цель вы ставили перед собой. Достигнуты ли они?

– Что нового узнали на уроке?

Приём «SMS»

На бумажных мобильных телефонах напишите мне SMS–сообщение о том, как прошёл урок, усвоен ли вами материал или нужно еще всё внимательно изучить.

. Самооценивание

Результатом вашей деятельности станет средний балл. Произведите расчёт и выведите оценку за урок (сумму баллов разделить на 3). Не забудьте прибавить к сумме дополнительный балл!

– Кто получил сегодня наивысший балл? Молодцы!

Х. Домашнее задание:

  1. Выучить теорию §28,ответить на вопросы (с. 105).

  2. Выполнить на выбор:

  1. упр.171;

  2. из задания 2 (для подготовки к ОРЭ) выписать 2 СПП с несколькими придаточными, составить схемы и определить вид придаточных предложений.

Подготовка к ГИА

Задание: среди данных предложений найти СПП и выписать номера этих предложений:

1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо.

2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь.

3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи.

4.Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть.

5.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.

6. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем.

7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса.

8.Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу.

9.Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде.

Оценивание: «5» - 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки


Игра «Мозаика»

Задание. Из разрозненных частей СПП с несколькими придаточными необходимо составить предложения. Установите последовательность этих предложений.

Оценивание:

составили 2 предложения – 4 балла (по 2 балла за предложение)

составили из предложений текст – 1 балл

ТЕСТ-КАРТА

1) Укажите, какая из схем соответствует предложению (1 балл)

Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.



А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )


Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )



В) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )


2) Поставьте пропущенные знаки препинания (4 балла)


Она засмотрелась на небо покрытое живыми следами исчезающего солнца словно там находилось счастье которое было сделано природой


Оценивание: «5» - 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки





Подготовка к ГИА

Задание: среди данных предложений найти СПП и выписать номера этих предложений:

1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо.

2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь.

3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи.

4.Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть.

5.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.

6. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем.

7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса.

8.Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу.

9.Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде.

Оценивание: «5» - 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки


Игра «Мозаика»

Задание. Из разрозненных частей СПП с несколькими придаточными необходимо составить предложения. Установите последовательность этих предложений.

Оценивание:

составили 2 предложения – 4 балла (по 2 балла за предложение)

составили из предложений текст – 1 балл

ТЕСТ-КАРТА

1) Укажите, какая из схем соответствует предложению (1 балл)

Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.



А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )


Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )



В) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )


2) Поставьте пропущенные знаки препинания (4 балла)


Она засмотрелась на небо покрытое живыми следами исчезающего солнца словно там находилось счастье которое было сделано природой


Оценивание: «5» - 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки

Язык – самое выразительное

он станет отступать

если он перестанет обращать внимание на свой язык и станет думать

чем человек обладает

что он овладел им уже в достаточной мере


За своим языком, устным и письменным, надо следить постоянно и

обращайте внимание на свой язык

который стремится поднять уровень своей культуры и образованности

если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком


Если вам приходится часто публично выступать

чтобы ваши выступления не были длинными

то следите


Чтобы выступление было интересным

что вы говорите

должно быть интересным для вас всё






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!