СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.»

«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

( 9 класс)

Цель: усвоение знаний СПП с придаточным обстоятельственными.

Задачи урока: практические

- уметь находить придаточные обстоятельственные в СПП,

- отрабатывать навык постановки знаков препинания,

-составлять схемы предложений со всеми видами придаточных,

-совершенствовать монологическую и диалогическую речь,

-повторить опознавательные признаки сложного предложения, закрепить знания по разделам «Фонетика», «Орфография», «Синтаксис».



Ход урока.

1.Организационный момент.

I. Слово учителя. Мотивация.

Мне бы хотелось, чтобы эпиграфом к нашему уроку стал афоризм: «Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами». Но чтобы добиться целей, поставленных перед собой, каждому из нас необходима уверенность. Послушайте мудрую притчу «Всё в твоих руках» и сделайте для себя вывод.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”

– Друзья, все в ваших руках!

2Фонетико-орфографическая разминка. «Я выбираю…»

Загляни, как Пушкин встарь, в толковый и орфографический словарь…

( «Своя игра»)



Раздел

русского языка










фонетика

3

3

3

4

4

4

5

5

5

орфография

3

3

3

4

4

4

5

5

5

синтаксис

3

3

3

4

4

4

5

5

5

Цель разминки: повторить и закрепить знания учащихся, усвоенные при изучении разделов: фонетика, орфография, синтаксис.

Методика проведения: ученик выбирает раздел и оценку, которую хочет получить за это задание. Продолжительность ответа 1минута. (Оценка заносится в рабочий лист ученика. За урок будет выставлена оценка – средний балл за все задания на уроке)

Задание по фонетике.

«3»-1.Сколько букв и звуков в слове сильдерей (9 букв,8 звуков)

2.Назовите мягкие согласные в слове Татьяна.(Т, Й)

3.Сделайте транскрипцию слова солнце.

«4»-1.Сколько букв и звуков в слове считалка (8 букв, 7 звуков)

2.Дайте характеристику первого звука в слове ель (Й-согл,мяг, непарн, зв, непарн)

3.Дайте характеристику первого звука в слове щука (щ-согл, мягк, непарн, глух,непарн)

«5»-1.Назовите только твердые непарные звуки (ш, ц,ж)

2.В каком слове букв больше, чем звуков (короткий, воробьи, ширина, свет, дума)

3.Составьте схему « Звуки русского языка»

Задание по орфографии.

«3»-1. Объясните правописание корня слова прикасаться.

2. Объясните правописание корня слова прорастать.

3.Почему и какая пишется в словах приставка: пришел, прибежал, приехал.

«4»-1.Найдите слово, в корне которого после шипящей пишется о ( пережевывать, жесткий, обжора, пшенный, печенка)

2.Найдите слово, в котором в суффиксе пишется одна н (стеклянный, временный, оловянный, бессмысленный, шерстяной).

3.Найдите слово, в котором пишется после ц буква ы (цилиндр, цинга, циклоп, на цыпочках, цифра)

«5»1. Найдите слово , в котором нет двойной согласной –с- (режиссер, ассоциация, профессия, компромиссы, ресурсы)

2.Найдите слово, которое пишется слитно ( пол-Европы, пол-лимона, полуоборот, пол-России, пол-апельсина)

3.Объясните все орфограммы в слове перевоплотиться. Перевоплощение Плотничанье Плотный Уплотнение

Задания по синтаксису.

«3»-1.Тип односоставного предложения. На фабрике изготовляют детские игрушки.(неопр.-личн)

2. Тип односоставного предложения. Почему не идешь отдыхать?( опред.-личн)

3.Чем осложнено предложение Не сбылись, мой друг, пророчества пылкой юности.

«4»-1.Дайте определение СПП с придаточным определительным.

2.Дайте определение СПП с придаточным изъяснительным.

3.Укажите вид связи в словосочетании ветка рябины (управ), лист клена, ремень солдата.(управ)

«5» 1.Укажите в каком словосочетании вид связи примыкание (летел над пропастью, почуял снег, плетется рысью (примык.), его лошадка, растущий организм)

2.Определите вид придаточного. Картина, которую я вижу перед собой, напоминает мне детство.( опред)

3.Определите вид придаточного На той березе, которая росла возле дома, мы прибили скворечник.(опред)

3.Актуализация знаний.

Давайте вспомним темы предыдущих уроков: о чём мы говорили? что изучали?

Предложение

П П

СП

С СП

СПП

БСП

Обратим пристальное внимание на СПП. Что вы уже знаете об этом виде сложных предложений?

Соотнесите понятия (карточки с понятиями развешаны по классу): 1) определение – согласование – СПП с придаточными определительными; 2) дополнение – управление – СПП с придаточными изъяснительными; 3) обстоятельство (не показываю) – примыкание – СПП с придаточными обстоятельственными (выбор зависит от вопроса)

4. Продолжи предложения. Составь сложные предложения по началу, схемы, определи вид придаточных.

Я желаю вам чтобы……

Пусть будет у вас день который…..

Вам представлено предложение, нужно разобрать его по членам предложения и подумать: чем оно интересно?

Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлечённо поиграть в футбол.

в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия (когда? при каком условии?)

вечером – обстоятельство времени (когда? в какое время?)

несмотря на дождь – обстоятельство уступки (несмотря на что? вопреки чему?)

во двор - обстоятельство места (куда? в какое место?)

поиграть – обстоятельство цели (зачем? с какой целью?)

увлеченно – обстоятельство образа действия (как? каким образом?)
очень – обстоятельство степени (как? в какой степени?)

5. Формулировка темы и цели урока.

А теперь ещё раз обратите внимание на это предложение, вспомните предыдущие темы уроков, «включите ассоциации» и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: СПП с придаточными обстоятельственными.

Какова цель урока? Как вы можете её обозначить?

Цель: изучить СПП с придаточными обстоятельственными, их виды и свойства.

3) обстоятельство – примыкание – СПП с придаточными обстоятельственными (выбор зависит от вопроса)

Выдвижение гипотезы

Что вы можете предположить о придаточных обстоятельственных уже сейчас?

Существует много видов придаточных обстоятельственных, они отвечают на вопросы обстоятельств.

Проверка гипотезы.

Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, нужно выполнить задание.

Определите вид придаточных. Составьте схемы предложений. ( ученики у доски)

Когда солнце село, птицы продолжали петь. ( времени)

Если я приду домой пораньше, я успею поиграть. (условия) с и с. с обратиться к учебнику

Лев рявкнул так громко (как громко? до какой степени громко?), что все вздрогнули. (степени)

Он бежал так, (как?) как раньше не бегал (образа действия)с. с как

Люди бежали оттуда (откуда бежали?), откуда доносились взрывы(места)

Лампа заслонена бумажным щитом, (зачем? С какой целью), чтобы свет не разбудил Серёжу (цели)

Обоз тронулся с места рано, (почему?) потому что было нежарко (причины)

Виды обстоятельств

Вопросы

образа действия или степени

как? каким образом?

места

где? куда? откуда?

времени

когда?

условия

при каких условиях?

причины

почему

цели

зачем?



Наша гипотеза подтвердилась или нет? (ответы обучающихся)

Сделайте вывод:

- придаточных обстоятельственных, вероятно, так же много, как и обстоятельств, и отвечают они на вопросы, на которые отвечают в простом предложении обстоятельства: ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ?, КАК? и другие;

- придаточные обстоятельственные присоединяются к главному предложению при помощи союзов и союзных слов;

- придаточные обстоятельственные могут стоять перед главным предложением, после главного и в середине главного предложения;

Давайте обратимся к учебнику стр.

6.Закрепление нового.

А теперь проверим себя, как вы усвоили новую тему. Самостоятельная работа.

Задание: записать текст, расставив знаки препинания, указав вид придаточного. Самопроверка.



Весна.

Когда пр…шла весна наступили теплые дни. Там где раньше л…жал снег весело бегут ручьи. Куда н… взглян…шь всюду расцветают подснежники. Если посмотр…шь на весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга. Когда просыпает(?)ся природа от зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой. Люди приходят туда чтобы насладит(?)ся красотой родной природы.



Весна.

Когда пришла весна, наступили теплые дни. (времени) Там, где раньше лежал снег, весело бегут ручьи. (места) Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. (места) Если посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. (условия) Когда просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. (времени) Люди приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы. (цели)

1-2 ош – «4», 3-5 ош – «3», 6 и более – «2»

2) Запись предложения.

Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть-чуть, потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.

- Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)

Задания (подготовка к ОГЭ)

- Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)

- Обозначить грамматические основы (1) милосердие начнёт согревать; 2) каждый сделает, потратит, приложит)

- Сделать схему предложения [ ], (если).

- Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление», «примыкание» (например, наши души, потратит минуту,)



3) Дифференцированная работа.

А) Творческая работа в парах.

  Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким образом? когда? если? зачем? и др., а в ответах были сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.





4) Тестирование с последующей взаимопроверкой (задания по типу ОГЭ).

1) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным. 

1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.

2. Нет истины, где нет любви.

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.



2) Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени 

1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. (2) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. (3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей.



3) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели

(1) Алёша стоял с растерянным, потрясённым лицом. (2) Ведь это он носил почту в тридцать пятую квартиру! (3) Значит, это он виноват во всем! (4) Но никто из нас не попрекнул Алешу. (5) Мы были потрясены не меньше, чем он. (6) Мы стали придумывать, как отомстить Овцову. (7) Наташка предложила протянуть вдоль подъезда веревочку, чтобы Овцов споткнулся.

4) Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

– Спасибо,(1) – сказал Назаров,(2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

– Нет,(6) нет,(7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.

5) Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал.

Взаимопроверка

Ключ Слайд № 13

1) 2 2) 2 3) 7 4) 5, 8 5) 3

Работа с текстом. Выразительное чтение текста

(1)И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. (2)В нем вся она  — наша Россия. (3)В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.

(4)Все доступно нашему языку. (5)Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен все выразить, изобразить и передать.

(6)В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. (7)В нем ласковые шорохи и хрусты. (8)В нем травяные шелесты и вздохи. (9)В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий. (10)В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие и плески чуть слышные. (11)В нем вся, поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений…

(12) Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой четкой, честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая власть, в своем целомудрии, в своей кованности и ритмической гибкости, кажется, что это звучат сами именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем, что скрыто за ними. (13)А когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные,  то водворяется молчание, насыщенное высказанными несказанностями…

(14)Это язык острой, режущей мысли. (15)Язык трепетного, рождающегося предчувствия. (16)Язык волевых решений и свершений. (17)Язык парения и пророчеств. (18)Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.

(19)Это язык зрелого самобытного национального характера. (20)И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его — его язык…

(21)Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его  — в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. (22)Не любить его, не блюсти его  — значит не любить и не блюсти нашу Родину.

  1. Докажите, что данный отрывок является текстом. (Предложения связаны общей темой, идеей. Предложения связаны не только по смыслу, но и грамматически. Материал изложен последовательно, логически связан.

  2. Определите тему, идею (основную мысль) текста ( Тема текста – Россия нам в дар дала дивный, могучий, поющий язык;

основная мысль - носители русского языка должны достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую его зовет – его язык…)

  1. Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ

( Стиль речи публицистический, в текста явно проступает авторская позиция. И.А.Ильин поднимает важную проблему бережного отношения к русскому языку. Речь автора призывная, эмоциональная. Для характеристики русского языка используются синонимы – выразить, изобразить, передать; речевые повторы, обратный порядок слов ( « И еще еще один дар дала нам наша Россия…»); лексику высокого стиля – «покорен и властен», «зерцало божественных видений», « в ризах его органически выросшего правописания»… Синтаксический строй текста характеризуется использованием рядов однородных членов «В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи», многосоюзием «В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий», синтаксическим параллелизмом «Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов», неполными предложениями).

  1. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?

( Эпитеты: наш дивный, наш могучий, наш поющий язык; метафоры: ризах его правописания; олицетворения: травянистые вздохи… )

7. Итоги урока.

Домашнее задание.

1. Выучить теоретический материал.

2. Составить 10 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными или выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 8-9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.

Этап рефлексии.

В конце урока я предлагаю вам оценить ваши знания. У каждого на парте лежит листок самооценки. Возьмите его, внимательно прочитайте и проставьте те цифры, которые считаете нужными. Этот листок вы оставите для меня в качестве обратной связи.

Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою подготовку к предстоящим экзаменам в 9 классе

«Знаю», «умею» - это 1 балл,

«нет», «не уверен» - 0 баллов.

Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

Знание теоретического материала: ___________

Умение определять смысловые отношения в СПП: ___________

Умение конструировать СПП: ____________

Умение находить СПП с придаточными обстоятельственными в тексте: __________

Умение работать с текстом: _____________

------------------ Оценка

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!