Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: « Сложноподчинённое предложение». Типы придаточных предложений. Придаточное обстоятельственное. 9 класс
Составила: учитель русского языка и литературы
школы №151 Яшнабадского района города Ташкента.
САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА
2020 Г.
Цели урока:
1.Обучающая – п ознакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи данного типа сложноподчиненных предложениях.
2.Развивающая- определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.
3.Воспитательная- воспитать интерес к предмету.
II. Проверка домашнего задания
1) Проверка письменного задания.
1. Задания для лингвистической разминки
1)Укажите ошибочное суждение.
1. В слове СПОСОБ все согласные глухие.
2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает.
3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.
4. В слове ЖЁСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.
1) Проверка письменного задания.
1.СПОСОБ - [ СПОСАП ] – в абсолютном конце слова происходит оглушение. [С], [П] – глухие согласные. Первый вариант нам не подходит.
2. БОЮСЬ - [ БАЙ , УС , ] – 5 букв, 5 звуков. Количество букв и звуков совпадает, следовательно, ОТВЕТ – 2
2) Вопросно-ответная беседа.
1.Какие предложения называются СПП?
2.Чем они отличаются от сложносочиненных?
3.На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?
4.Каким образом связаны главное и придаточное предложения?
5.Как различить союз и союзное слово?
6. К чему относятся придаточные изъяснительные?
3) Письменная работа.
1.ОПРЕДЕЛИТЬ ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
- Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила , читатель дорогой.
(Сложносочиненное предложение)
2. Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.
(Придаточное определительное)
3. Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления.
(Придаточное изъяснительное)
Полный синтаксический разбор.
- Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.
- (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчинённое)
3) Письменная работа.
2. Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному.
Образец : [Арсеньева поразило ( что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности).
[ ],(насколько ).
1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе.
2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые.
3. Уверен ( ), что он справится с заданием.
4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас.
5. Что волки жадны всякий знает ( ).
III. Объяснение нового материала. 1.Вступительное слово учителя
Придаточное обстоятельственное
- Места
- Времени
- Условия
- Причины
- Цели
- Сравнения
- Образа действия
- Меры и степени
- Уступки
- Следствия
2) Работа по материалу для наблюдений.
1. Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись.
(С придаточным условным)
2. Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли.
(Простое предложение)
3. Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть.
(С придаточным времени)
4. Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека.
(Простое предложение)
5.Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы.
(С придаточным цели)
6. Люблю грозу в начале мая.
(Простое предложение)
7. Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум.
(С придаточным места)
8. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предложение)
9. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить.
(С придаточным причины)
10. Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа.
(Простое предложение)
Ключ:
СПП ПП
1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10
Придаточное предложение места
Союзные слова
Вопросы
Где?
Куда?
Откуда?
Анализ предложений:
1.Откуда солнышко встанет, оттуда и лето красное придёт. (Пословица.)
2. Дерево валят туда, куда оно качнулось. (Пословица.)
3. Медведь остановился там, где только что стоял лось.
1. Задание: назвать придаточные обстоятельственные, определить их вид .
- Где ранее было устье реки.
(Места)
2. Куда ни взглянешь.
(Места)
2. Беседа с классом.
1. На что указывают придаточные предложения места?
2. На какие вопросы отвечают придаточные места?
3.С помощью чего прикрепляются придаточные места? Приведите примеры.
1 группа
Задание: по данным схемам составить СПП, определить значения придаточных.
- … туда, где… . 2) …сущ. , где… .
3) Там, где… ,… . 4) …сущ. , куда… .
5) …глаг. , куда… .
2 группа
Задание: дополнить главные предложения придаточными с союзным словом где.
Какие это придаточные?
- Теплоход остановился у того берега…
- Мы не знали…
3) Город Астрахань стоит там…
3 группа
Задание: перестроить простые предложения в СПП, заменяя выделенные второстепенные члены придаточными места.
- Город Коломна находится при впадении реки Москвы в Оку.
- Все бросились к месту приземления самолёта.
Лодка с силой ткнулась в берег у крутого поворота реки.
Придаточное предложение времени
Вопрос
Союзы
- Когда
- Едва
- Лишь
- Только
- Пока
- С тех пор как
- Лишь только
- Как только
- В то время как
- По мере того как
Когда?
С каких пор?
До каких пор?
Анализ предложений :
1.Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправился.
2. Не двинусь с места никуда, пока не наслушаюсь досыта незатейливой родниковой чистотой песенки.
3. Как стемнеет, устроим привал.
1.Когда ы достигли вершины горы. (Времени)
2.Как только мы отошли от бивака. (Времени)
Таблица 1.
Но самое трудное нас ожидало в лесу, когда мы вышли на поляну.
(Придаточное времени).
Скажите, когда отправляется поезд? (Придаточное изъяснительное.)
Таблица 2.
Но самое трудное нас ожидало в лесу, когда мы вышли на поляну.
(Придаточное времени).
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит чёрным лесистым краем.
(Придаточное определительное.)
1. В каком сложноподчинённом
предложении есть
придаточное времени?
1. Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнулись занавески. (Сергеев-Ценский).
2. Как только стало светать, мы двинулись дальше. (Катаев).
3. Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко. (Каверин).
Группа 1
1. Когда ты шутишь, я смеюсь.
2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой.
Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго с каких пор? до каких пор?
Придаточные времени относятся ко всей главной части.
Указательных слов, как правило, в главном предложении нет.
Средство связи – союзы (простые и составные).
Главное и придаточное предложения можно поменять местами.
Группа 2.
1. Когда ты шутишь, я смеюсь.
(Когда… ), [ ].
2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой.
[ ], (пока… ).
Группа 3
1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
[ ,(где… ), ].
2 . Когда ты шутишь, я смеюсь.
(Когда… ), [ ].
3 . Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась.
[ ], (пока… ).
3. Определите вид придаточного, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1. Куда река пошла, там и русло будет( пословица)
Куда ) , там .
придаточное места
2. Когда граф вернулся, Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать.( Л.Н. Толстой)
(Когда ), там . придаточное времени
Придаточное предложение меры и степени
Союзы, союзные слова
Вопросы
В какой степени?
- Так + (наречие)
- Что
- Как
- Сколько
- Насколько
В какой мере?
Анализ предложений :
1. Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ, сколько мне его слушать ( А. Герцен)
в какой степени?
, (сколько ).
2.Что мне не хотелось от них отделяться. (Степени)
3.Что даже осины замерли и не дрожали листьями.
(Степени)
4. Белые акации пахли так сильно, что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту( А.Куприн ) как? что из этого следует?
так , ( что ).
5. Это маленькое растение так сверкало у наших ног, будто оно было действительно сделано из хрусталя.( К. Паустовский)
как?
так , будто .
Придаточное предложение образа действия
Вопросы
Союзы
- Как
- Как будто
- Точно
- Чтобы
Каким образом?
Как?
Анализ предложений :
1. Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе. ( К.Симонов) каким образом?
так , (как ).
Придаточное предложение сравнения
Союзы
Вопрос
- Как
- Словно
- Точно
- Будто
- Как будто
- Подобно тому
- Подобно тому как
Как?
Анализ предложений :
1.Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел. (И.С.Тургенев)
словно и .
Придаточное сравнения
2. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы на траве.
как и .
Придаточное сравнительное
Придаточное предложение уступки
Союзы, союзные слова
Вопрос
- Хотя
- Несмотря на то что
- Пусть
- Пускай
- Как ни
- Что ни
- Куда ни
- Кто ни
- Где ни
- Сколько ни
Вопреки чему?
Несмотря на что?
Анализ предложений :
1. На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером. Средства связи – союз хотя.
2. Как ни странно , но вид бумажек немного успокоил председателя. И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать , но ближе к милому пределу мне все б хотелось почивать.
Карточка №1
Коль ты старый человек, дядей будешь нам на век. Если бы воробьям да силу побольше или бы, как быкам, рога, они бы до смерти закатали один другого. Какая же мы голь, когда кругом столько народу хуже нас живут! Ежели уж вы приглашаете, то я останусь.
Карточка №2
Водителю запрещается занимать левые полосы, если свободны правые полосы.
Водители и пешеходы обязаны руководствоваться сигналами регулировщика, даже если сигналы противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.
Карточка №3
В том случае, если краски наложены толстыми, с избытком масла мазками, происходит оседание красок. Если разбавленные маслом краски.
Нанесены на недостаточно просохшие нижележащие краски, также возникает оседание красок.
Придаточное предложение причины
Союзы
Вопросы
- Потому что
- Так как
- Ибо
- Оттого что
- Вследствие того что
- Благодаря тому что
- Тем более что
- В связи с тем
- Что
Почему?
По какой причине?
Отчего?
Анализ предложений :
1. Дети затаили дыхание и наблюдали за парящими в небе снежинками, потому что нарисованная загадочным художником картина была великолепна.
(Первое предложение - сложное, состоит из двух простых, второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом. Присоединяется к главному предложению с помощью союза «потому что»)
2.Дети наблюдали за парящими в небе снежинками, так что не слышно было даже дыхания.
Второе предложение - сложное, состоит из двух простых, второе предложение указывает на результат того, о чём говорится в первом. Присоединяется к главному предложению с помощью союза «так что»)
Придаточное предложение следствия
Вопрос
Союз
Что из этого следует?
Анализ предложений :
Придаточное причины стоит после главной части:
1. Снега было много, потому что он шёл три дня.
Стоит в середине:
2. Мы замёрзли, вследствие того что были легко одеты, и скорее побежали домой.
Может занимать позицию перед главной частью:
3. Так как наступила зима, морозы продолжались.
4.Потому что вдруг стало темно. (Причины)
Анализ предложений :
Придаточное следствия стоит после главной части:
1. Снега было много, так что мы могли построить крепость.
СПП с придаточным присоединительным
[ ], (с. слова ЧТО, ПОЧЕМУ, ОТЧЕГО…) придаточное содержит добавочное сообщение
2. Его не было дома , почему я и оставил записку.
1. Из предложенного материала учащиеся выписывают в три группы СПП с придаточными причины и следствия, которые стоят 1) перед главным; 2)после главного; 3) в середине главного; расставляют знаки препинания.
Первый снег.
Наступила зима, потому что выпал снег. Воздух может потеплеть, так что снег еще может растаять. Для детей первый зимний снег - настоящее раздолье, так что сразу же все выбегают на улицу и начинают строить снеговиков, играть в снежки, кататься на санках и лыжах. Главное, хорошо одеться, взять перчатки или варежки, так как снег может заморозить руки. Вследствие того что снег мягкий и пока ещё рыхлый, можно лепить снежки и строить снеговую башню. Я трудился со всей душой, оттого что мы были все вместе, и был рад наступившей зиме.
Придаточное предложение условия
Союзы
Вопрос
- Если
- Если бы
- Если…то
- Раз
- Когда (= если)
- Коли
- Когда бы
При каком условии?
1. Орфоэпическая разминка:
Спишите, расставьте ударение:
Звонят, углубить, свекла, свекольный, партер, жалюзи, баловать, исподволь, еретик, дремота.
(Проверка по цепочке)
2. Анализ предложений :
1. Если представляет себе тайгу в виде рощи. (Условия)
2. Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.
Это СПП с придаточным условия.
Анализ предложений :
1.Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Старый тополь у ворот. (Александрова)
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
2. Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С.Пушкин)
В последнем предложении союз когда имеет условное значение.
3. Самостоятельная работа.
По следующим схемам составьте СПП с придаточными условными или небольшие сочинения на тему «Моя малая родина» с использованием СПП с придаточными условия.
1. [ ], (если.. ).
2. (Раз.. ) , [ ].
3. [.. ,( если… ), ].
Придаточное предложение цели
Союзы
Вопросы
- Чтобы
- Для того чтобы
- Дабы
- С тем чтобы
- Затем чтобы
- Только бы
- Лишь бы
Зачем?
Для чего?
С какой целью?
1.Запишите под диктовку предложение.
Язык , чтобы оставаться средством общения , должен постоянно развиваться. (А. Корнилов)
1.О чем говорится в предложении? 2.Определите сопутствующую тему урока. (Роль языка в жизни общества)
(пов., невоскл., глав. часть – 1, придат. часть – 2, придаточная часть внутри главной, придаточное со значением цели, союз – чтобы .
[ , ( чтобы ), ].
2. Анализ предложений :
1. Чтобы оттуда осмотреть окрестности.
( Цели)
2. Я лишь хочу, чтобы взяла букет та девушка, которую люблю.
([ ], (союз чтобы ) – цели, уточняет цель действия).
Мы должны изучать родной язык, чтобы…
Нужно так относиться к родному языку, чтобы…
С помощью языка передается опыт поколений, чтобы…
IV. Закрепление .
1. Конструирование предложений.
Продолжите начатые предложения .
2. Составить предложения :
1.Для чего нам нужно учиться?
2.Зачем много читать?
3. С какой целью я хожу на уроки?
4. Для чего нужно делать домашнее задание?
5.Зачем мне изучать русский язык? 6.Зачем делать утреннюю зарядку?
7.С какой целью нужно дежурство в школе?
3. Выпишите в тетрадь СПП с придаточными обстоятельственными цели, произведите их синтаксический разбор.
1. Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности.
2. Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.
3. Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.
[ для того ], ( чтобы ).
4. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СХЕМАМ.
1. [ - = и = сущ.],(какой = )определительное
2. [ - = ],(так что = - )следствия
3. (Несмотря на то что - = ),[ - = ] уступки
4. [ = ],(если - = ) условия
5. [ = ], (так как = ) причины
6. [ - = и = ],(чтобы = ) цели
7. (По мере того как = - ),[ = и = ] времени
8. […,(куда = ), = - и - ] места
5. Работа по карточке.
Прочитайте текст. Напишите, как вы проводите свое свободное время. Для чего занимаетесь тем или иным видом деятельности?
Используйте в своей работе СПП с придаточными обстоятельственными цели.
Допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает и запоминает. Но ведь на то он и человек, чтобы непременно спросить: Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» Вопрос о том, для чего нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. И пусть лучше он возникнет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.
И. Милославский
6. БЛИЦ-ОПРОС.
-Какое предложение мы называем простым?
--Какое предложение мы называем сложным?
- Что такое ССП?
- На какие группы делится ССП?
- Что такое СПП?
- На какие группы делятся придаточные?
- Назовите виды обстоятельственных придаточных.
- Чем отличается ССП от СПП?
Подведение итогов.
Домашнее задание.