СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по новой теме,повтроение предыдущих тем,подготовка к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения»

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения

Тип урока – комбинированный
Цели урока: повторить материал о сложноподчиненных предложениях и их типах, познакомиться с придаточными сравнительными и способами их присоединения к главному предложению в составе СПП.
Личностные УУД. Умение работать самостоятельно и демонстрировать результат деятельности.
Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Коммуникативные УУД. Развитие навыка грамотной речи.

Оборудование: учебник, раздаточный материал,

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле.

Аристотель

Ход урока

I..Организационный момент

II..Актулизация знаний

1.Вопросы по дом.заданию

2.Фронтальный опрос.

В. Дайте определение сложного предложения.

Сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или более грамматических основ.

В. Какие виды сложных предложений вам известны?

ССП, СПП, БСП

В. Какие предложения называются сложносочиненными?

Предложения, в которые входят две или больше равноправных основ.

В. Какие предложения называются сложноподчиненными?

Предложения, в которых одно предложение подчиняется другому.

В. Какие типы обстоятельственных СПП вы уже знаете?

Места, времени, причины, цели, следствия, условия, уступки, образа действия, меры и степени

В. Как определить вид СПП? Приведите примеры.(записать в тетрадях,работа у доски)

По вопросу, союзам и союзным словам.

1. Мы идем на все, чтобы сделать богаче духовный мир человека.

Изъяснительное.

2. Если тебе скучно, спой.

Условия.

3. Надо создать себе такие условия, чтобы все делалось вовремя.

Определительное.

4.Для того чтобы выучиться говорить правду людям,надо научиться говорить ее самому себе.

Цели

В. Какой оборот мы употребляем, когда нам надо сравнить один предмет с другим?

Сравнительный.

В. Мы говорили о сравнении. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

СПП с придаточными сравнительными.







  1. Слово учителя.

Если нам надо что-то с чем-то сравнить или сопоставить, мы употребляем сравнительный оборот, используя сравнительные союзы. Сравнительные обороты являются в предложении обстоятельствами образа действия. Для сравнения предметов можно использовать не только сравнительные обороты, но и сложные предложения с придаточным сравнительным, которое поясняет содержание главного с помощью сравнения. Сравнение, сопоставление предметов и явлений в придаточных сравнительных выражено полнее и яснее, чем в других сравнительных конструкциях.

Сегодня мы

  • продолжим знакомство с придаточными обстоятельственными

  • поговорим о придаточных сравнительных

  • и составим таблицу для запоминания

Нам всегда хочется узнать подробнее обо всем, что происходит вокруг нас. Раскрыть информацию в речи нам помогают, в том числе и придаточные сравнительные.

Эти придаточные отвечают на вопросы как? и подобно чему?

Придаточные сравнительные помогают сопоставить два действия, явления или признака.

2.Работа по учебнику стр.101,102

Запись в тетрадях

3.Говорите со мной так (как?), как вы обычно общаетесь с людьми.

С громким звуком, как будто что-то взорвалось, открылась дверь. С чем сравнивается звук открытой двери? Чему подобен?

Он погрузился в эту историю (как?), как ныряльщик погружается в воду.

Придаточные сравнительные относятся ко всему главному предложению.

Средствами связи для придаточных сравнительных являются союзы как, будто, словно, точно, как бы, как будто, прямо как, точно как, как если бы, подобно тому как, всё равно что и т. д.

С этими союзами мы уже встречались, когда говорили о сравнительных оборотах. И поэтому очень важно не путать придаточные сравнительные со сравнительными оборотами.

Подсказкой обычно служит сказуемое, которое есть в придаточном сравнительном, или члены предложения, которые зависят от сказуемого.

Скрипка пела, как соловей. Как соловей – это сравнительный оборот. То есть, обособленное обстоятельство.

Скрипка пела, как поет соловей на закате дня. Кто? – соловей, что делает – поет. Есть подлежащее и сказуемое. Значит, это уже не сравнительный оборот, а придаточное сравнительное. В нем есть даже обстоятельство, которое зависит от сказуемого. Поет когда? – на закате дня.

На это обстоятельство нужно обратить особенное внимание. Дело в том, что вам могут встретиться предложения такого типа:

Скрипка пела, как соловей на закате дня.

Легко ошибиться и сказать, что предложение осложнено сравнительным оборотом. Ведь сказуемого мы не видим. Но зато мы видим обстоятельство, которое зависит от сказуемого. А значит, это сложное предложение с придаточным сравнительным. Просто придаточное сравнительное является неполным, сказуемое пропущено, но его легко восстановить.

Итак, чтобы отличить сравнительный оборот от придаточного сравнительного, нужно обратить внимание на наличие сказуемого или зависимых от него членов.

Придаточные сравнительные могут также присоединяться при помощи сочетания чемтем. При этом чем – это союз, а тем – указательное слово.

Примеры таких придаточных мы встречаем в поэзии, пословицах и поговорках:

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Чем больше науки, тем умнее руки.

Чем красивее роза, тем длиннее у нее шипы.

Придаточные сравнительные в сложноподчиненном предложении могут занимать позицию перед главным предложением, после главного и в середине главного.

Полюбите людей так, как любите себя.

[ так ], ( как ).

Как любите себя, так полюбите и людей.

( как ), [ так ].

Так же, как любите себя, полюбите людей.

[ так, ( как ), ].

Что же нам требуется запомнить?

Таблица-памятка (записать в тетрадях по подготовке к ОГЭ)

Придаточные сравнительные

1. Вопросы

как? подобно чему?

2. Средства связи

союзы: как, будто, словно, точно, как бы, как будто, прямо как, точно как, как если бы, подобно тому как, все равно что

3. К чему относятся

к главному предложению в целом

4. Место в СПП

перед, после или в середине главного предложения


  1. Запись опорного конспекта. (записать в тетрадях по подготовке к ОГЭ

Придаточное обычно располагается после главной части и относится ко всему главному. Средством связи главного и придаточного предложений служат сравнительные союзы как, точно, словно, будто, как будто, как если бы, точно как, чем, подобно тому как и др. Придаточные сравнительные отвечают на вопрос как? подобно чему?

Зарисуйте таблицу «Придаточные сравнительные» и в дальнейшем пользуйтесь ею в качестве памятки.

Придаточные сравнения часто бываю неполными:

Олег прыгал и гримасничал, как обезьяна в клетке.

Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу.

В СПП с придаточными сравнительными может быть сочетание (некоторые лингвисты считают это сочетание двойным союзом) чем... тем. Найти главное и придаточное в таких предложениях сложно, они очень тесно связаны, и части не могут существовать самостоятельно. Принято считать придаточным предложением часть с союзом чем, тогда как часть с союзом тем (или указательным словом, как полагают некоторые) считается главным предложением:

Чем глубже он вчитывался в корректируемый текст, тем сильнее было его удивление.

Чем дальше наша родина, тем она нам милей.

РАБОТА ПО КНИГЕ СЕНИНОЙ «Подготовка к ОГЭ»

( СТР 220 ЗАД.3,271 ЗАД.3,313 ЗАД.3) Проверка выполнения задания (ответы детей )

  1. Слово учителя.

Случается, что в главном предложении есть указательное слово так, в таком случае в придаточном предложении значение сравнения сочетается со значением образа действия:

Как осень роняет желтые листья, так скрипка роняет печальные звуки.

Во время изучения темы «Придаточные образа действия и степени», было упомянуто, что эти придаточные могут быть однозначными и многозначными, и об этом мы поговорим, когда будем рассматривать придаточные сравнительные.

В. Как вы думаете, что означает однозначность и многозначность образа действия?

Однозначными являются придаточные образа действия, меры и степени, если присоединяются союзными словами как, сколько, насколько и многозначными, если присоединяются союзами что, чтобы, словно, точно, будто, как будто:

Мы продвигались по сопкам так быстро, как мы и ожидали.

Придаточное имеет только одно значение – степени, потому что раскрывает содержание указательного слова так с этим значением.

Мы продвигались по сопкам так быстро, что явились на базу раньше времени.

Придаточное имеет два значения: степени, потому что раскрывает значение указательного слова так с этим значением, и следствия, так как присоединяется союзом что и указывает на результат того, о чём говорится в главном предложении.

Мы продвигались по сопкам так быстро, чтобы успеть на точку рандеву раньше всех.

Придаточное имеет значения степени и цели; последнее выражается союзом чтобы.

Мы продвигались по сопкам так быстро, будто участвовали в соревнованиях.

Придаточное имеет значение степени и сравнения, последнее выражено союзом будто.


Разбор типового тренировочного задания

4.Какое из предложений является СПП с придаточным сравнительным?

а) Исчезло счастье юных лет, как на лугах ваш легкий след (А.С. Пушкин).

б) Слова и взор волшебниц сих обманчивы… Как ножки их. (А.С. Пушкин).

в) Стоял задумчиво Евгений, как описал себя пиит. (А.С. Пушкин)

г) Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень и верная жена. (А.С. Пушкин)

Алгоритм выполнения задания:

  1. прочитать предложения;

  2. выделить в них главную и придаточную части;

  3. задать от главной части к придаточной вопрос;

  4. определить тип СПП по значению придаточного предложения;

  5. найти предложение, которое является СПП с придаточным сравнительным.

Ответ: в) Стоял задумчиво Евгений, как описал себя пиит. (А.С. Пушкин)

5.Закрепление.

В. К чему относится придаточное сравнительное?

Ко всему главному

В. Чем связывается придаточное сравнительное с главным?

Союзами

В. С каким обстоятельственным значением может сочетаться придаточное сравнительное?

Образа действия и степени

В. С какими конструкциями можно спутать придаточное сравнительное?

Сравнительным оборотом








  • тест

1.Чем может быть выражена подчинительная связь?

  • 1. Союзами

  • 2. Союзными словами

  • 3.Союзами или союзными словами

  • 4.Подчинительная связь может быть выражена союзами и союзными словами, а также может быть бессоюзной

  • 2. Согласны ли вы с высказыванием "Если между простыми предложениями в составе сложного есть союзы, значит оно сложноподчинённое"?

  • 1. Да

  • 2. Нет

  • 3.Как называются простые предложения в составе сложных, из которых одно подчиняется другому?

  • 1. главное и придаточное

  • 2. главное и второстепенное

  • 3.главное и зависимое

  • 4.Сколько придаточных предложений может зависеть от одного главного?

  • 1. Одно

  • 2.Два, если одно находится до главного, а другое после главного

  • 3. Три

  • 4. Четыре и более

  • 5.Чем является слово "что" в предложении "Я знаю, что ты хочешь мне сказать"?

  • 1. Союзом

  • 2.Союзным словом

  • 6.Чем является слово "который" в сложноподчинённом предложении "Я увидел дом, который хотел купить"?

  • 1. Союзом

  • 2. Союзным словом

  • 7.К какому типу относится придаточная часть в предложении "Нам известно, что король приказал вам"?

  • 1.Придаточное изъяснительное

  • 2.Придаточное определительное

  • 3. Придаточное цели

  • 4. Придаточное места и времени

  • 8.К какому типу относится придаточная часть в предложении "Хотите ли вы посмотреть книгу, которую я вчера купил"?

  • 1.Придаточное изъяснительное

  • 2. Придаточное определительное

  • 3.Придаточное цели

  • 4. Придаточное места и времени

  • ( проверка теста, выставление оценок)

«5»-8

«4»-6-7

«3»-5

«2»-0-4





  1. Рефлексия.

Вы все работали внимательно и сосредоточенно. Давайте попробуем охарактеризовать ваше душевное состояние во время урока.

Какие слова наиболее точно характеризуют вашу работу, состояние на уроке? Можете использовать приведенные здесь цитаты, а можете сформулировать сами

- Самое важное не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам. (Харуки Мураками)

- Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. (Б.Пастернак)

- Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь. (А.С.Пушкин)

- Я усталым таким еще не был. (С.А.Есенин)

-Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.(Л.Н. Толстой)

Домашнее задание: выучить теорию ,упр 158


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!