Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с
придаточным образа действия и степени»
Цель:
- познакомить учащихся со сложноподчиненным предложением с придаточными образа действия и степени;
- повторить теоретические сведения о сложноподчиненном предложении с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными ( места, времени, сравнения;
Задачи:
Образовательные:
Научиться отличать придаточные образа действия и степени от других придаточных обстоятельственных;
Научиться находить придаточные образа действия и степени в составе сложноподчинённого предложения;
Различать способы связи придаточных образа действия и степени с главным предложением;
Правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с данными придаточными.
Развивающие:
- развивать речь учащихся, память, положительные эмоции, логическое мышление, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе, аккуратность, дисциплинированность.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Сообщение новой темы, целей, задач урока
3. Орфографическая работа.
Протирать доску, съедобный гриб, шепот листвы, цыпленок, небрежность, пол-лимона , узкий мост, осенний день, глиняный кувшин, ярко-красный шарф, излагать свои мысли, преинтересный рассказ, темная ночь, стричь волосы, загореть на солнце, предложить помощь, вымокнуть под дождем, цветущее растение, подскочить от неожиданности, две свечи, я рассердилась, клеящий карандаш, замереть от восторга, пройти через чащу, усевшись под деревом, высоко над землей, как в воду глядел.
1. Написать транскрипцию слова съедобный, посчитать буквы и звуки;
2. Найдите в словарном диктанте фразеологизм, дайте определение, толкование.
3.Проверка орфографической работы.
4.Повторение ранее изученного материала.
5.1. Сообщение учащегося о сложном предложении
5.2. Расскажите о придаточных определительных
Относятся к имени существительному (местоимению) главной части сложноподчиненного предложения и отвечают на вопросы Какой? Который? Чей?
* И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.( А.С.Пушкин)
К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов: Который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда
!!! Придаточные определительные имеют строго определенное место в составе сложноподчиненного предложения: они стоят всегда после определяемого слова
5.3. Расскажите о придаточных изъяснительных
5.4. Расскажите о придаточных обстоятельственных
Обозначают место, время, цель, образ действия, условие и т.д. того, о чем сообщается в главной части сложноподчиненного предложения.
Отвечают на вопросы обстоятельств.
* Как солнце зимнее прекрасно, когда, бродя меж серых туч, на белые снега напрасно оно кидает слабый луч! ( М.Ю.Лермонтов)
5.5.Перечислите виды придаточных обстоятельственных
5.6. Какие виды придаточных мы с вами изучили?
( места, времени, сравнения)
5.7. Распределите предложения на 3 группы, расставьте знаки
препинания, постройте схемы предложений.
1. Куда река пошла там и русло будет ( пословица)
2. Когда граф вернулся Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать ( Л.Н. Толстой)
3.Мелкие листья ярко и дружно зеленеют словно кто их вымыл и лак на них навел. (И.С.Тургенев)
6. Работа с цитатой Н.Островского
«Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз. И прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…» Н. Островский
6.1. Прочитайте цитату.
6.2. Есть ли в тексте сложное предложение?
6.3. Определите вид СП ( сложноподчиненное)
6.4.Определите вид придаточного предложения ( образа действия и степени)- определить по таблице в учебнике
7. Итак, мы переходим к изучению новой темы урока «Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени».
Работа с учебником( теоретические сведения)
7.1. Придаточные образа действия и степени характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака и отвечают на вопросы: Как? Каким образом? В какой степени? Насколько?
Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия и степени.
К главному предложению это придаточное присоединяются двумя способами:
1. С помощью союзов: как, сколько, насколько
2. С помощью союзных слов: что, чтобы, как, будто, как будто, словно, точно.
1. Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе. ( К.Симонов) каким образом?
так , (как ).
2. Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ, сколько мне его слушать ( А. Герцен) в какой степени?
, (сколько ).
7.2. Типы придаточных образа действия и степени
Однозначные:
( если присоединяются к главному союзными словами как, сколько, насколько)
* Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе как?
так, (как ).
Двузначные:
( если присоединяются союзами; второе значение вносится союзом)
• Белые акации пахли так сильно, что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту( А.Куприн)
как? что из этого следует?
так , ( что ).
!!! значение степени осложнено значением следствия, которое вносится союзом что
7.3. Определите тип придаточного предложения:
* Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки .( К. Паустовский)
как?
с какой целью?
так , чтобы . -цель
!!! Значение образа действия осложнено значением цели, которое вносится союзом чтобы
*Это маленькое растение так сверкало у наших ног, будто оно было
действительно сделано из хрусталя.( К. Паустовский)
• как?
• так , будто .- сравнение
!!! Значение образа действия осложнено значением сравнения, которое вносится союзом будто
7.4. Работа с текстом.
Жизнь в ее глубоком внутреннем движении и творчество должны быть единым целым: только тогда рождается подлинная лирическая поэзия.
Существуют два разных пути этого слияния жизни и творчества. Одни поэты как бы творят свою жизнь, лепят свое поведение, самый свой облик так, чтобы их жизненная судьба легко и свободно переливалась в поэзию, в стих. Это во многом можно отнести, например, к Александру Блоку.
Сама его жизнь является перед нами как своего рода лирическая поэма-стройная и
законченная( хотя, конечно, вовсе не лишенная противоречий, тяжких испытаний, мучительной борьбы). Он как бы изваял свой облик и властно направлял свой путь среди бурь и хаоса того.
…Ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд- да будет тверд и ясен.
Познай, где свет, - поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума…
Совсем иным был творческий путь Сергея Есенина. К нему невозможно отнести эти строки, он не знал ( и как бы даже не захотел знать), где « стерегут нас ад и рай», где свет и тьма, «что в мире свято, что в нем грешно»…
Если Блок в известной мере «жил, как писал», то Есенин «писал, как жил». Оба эти пути вполне законны, и оба равно трудны. В. Кожинов
1. Докажите, что это текст, озаглавьте
2. Определите стиль, тип речи
3. Найдите в тексте СПП с придаточным обстоятельственным
4. Постройте схему
5. Контрольное тестирование:
1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора- филолога В. Кожинова?
1)Слияние глубокого внутреннего движения самой жизни и творчества – основа подлинной лирической.
2)Можно сказать, что А.Блок «жил, как писал»
3)Слияние жизни и творчества одинаково воплотились в судьбе и произведениях А.Блока и С.Есенина
4) Есенин «писал, как жил».
2. С помощью каких языковых средств осуществляется связь 1 и второго предложения?
1) союзы
2)местоимение
3)лексический повтор
4)вводное слово
3. Укажите антонимы в поэтических строках Блока
4. Выпишите из предложения 6 слово с нулевым окончанием- жизнь
5. Выпишите из предложения 6 словосочетание со связью примыкание- властно направлял
6.Укажите выразительные средства которые использует автор
1) эпитеты
2)метафоры
3)сравнение
4) риторический вопрос
5)градация
6. Проверка контрольного тестирования
7. Подведение итогов, выставление оценок.
8. Домашнее задание.