СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- познакомить учащихся со сложноподчиненным предложением с придаточными образа действия и степени;

- повторить теоретические сведения о сложноподчиненном предложении с  придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными ( места, времени, сравнения;

Задачи:

Образовательные:

Научиться отличать придаточные образа действия и степени от других придаточных обстоятельственных;

Научиться находить придаточные образа действия и степени в составе сложноподчинённого предложения;

Различать способы связи придаточных образа действия и степени с главным предложением;

Правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с данными придаточными.

Развивающие:

- развивать речь учащихся, память, положительные эмоции, логическое мышление, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе, аккуратность, дисциплинированность.

Просмотр содержимого документа
««Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени»»

Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с

придаточным образа действия и степени»


Цель:

- познакомить учащихся со сложноподчиненным предложением с придаточными образа действия и степени;

- повторить теоретические сведения о сложноподчиненном предложении с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными ( места, времени, сравнения;

Задачи:

Образовательные:

Научиться отличать придаточные образа действия и степени от других придаточных обстоятельственных;

Научиться находить придаточные образа действия и степени в составе сложноподчинённого предложения;

Различать способы связи придаточных образа действия и степени с главным предложением;

Правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с данными придаточными.

Развивающие:

- развивать речь учащихся, память, положительные эмоции, логическое мышление, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе, аккуратность, дисциплинированность.


Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Сообщение новой темы, целей, задач урока

3. Орфографическая работа.

Протирать доску, съедобный гриб, шепот листвы, цыпленок, небрежность, пол-лимона , узкий мост, осенний день, глиняный кувшин, ярко-красный шарф, излагать свои мысли, преинтересный рассказ, темная ночь, стричь волосы, загореть на солнце, предложить помощь, вымокнуть под дождем, цветущее растение, подскочить от неожиданности, две свечи, я рассердилась, клеящий карандаш, замереть от восторга, пройти через чащу, усевшись под деревом, высоко над землей, как в воду глядел.

1. Написать транскрипцию слова съедобный, посчитать буквы и звуки;

2. Найдите в словарном диктанте фразеологизм, дайте определение, толкование.

3.Проверка орфографической работы.

4.Повторение ранее изученного материала.

5.1. Сообщение учащегося о сложном предложении

5.2. Расскажите о придаточных определительных

 Относятся к имени существительному (местоимению) главной части сложноподчиненного предложения и отвечают на вопросы Какой? Который? Чей?

* И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.( А.С.Пушкин)

К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов: Который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда

!!! Придаточные определительные имеют строго определенное место в составе сложноподчиненного предложения: они стоят всегда после определяемого слова

5.3. Расскажите о придаточных изъяснительных

5.4. Расскажите о придаточных обстоятельственных

 Обозначают место, время, цель, образ действия, условие и т.д. того, о чем сообщается в главной части сложноподчиненного предложения.

 Отвечают на вопросы обстоятельств.

* Как солнце зимнее прекрасно, когда, бродя меж серых туч, на белые снега напрасно оно кидает слабый луч! ( М.Ю.Лермонтов)

5.5.Перечислите виды придаточных обстоятельственных

5.6. Какие виды придаточных мы с вами изучили?

( места, времени, сравнения)

5.7. Распределите предложения на 3 группы, расставьте знаки

препинания, постройте схемы предложений.

 1. Куда река пошла там и русло будет ( пословица)

 2. Когда граф вернулся Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать ( Л.Н. Толстой)

 3.Мелкие листья ярко и дружно зеленеют словно кто их вымыл и лак на них навел. (И.С.Тургенев)


6. Работа с цитатой Н.Островского

«Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз. И прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…» Н. Островский

6.1. Прочитайте цитату.

6.2. Есть ли в тексте сложное предложение?

6.3. Определите вид СП ( сложноподчиненное)

6.4.Определите вид придаточного предложения ( образа действия и степени)- определить по таблице в учебнике

7. Итак, мы переходим к изучению новой темы урока «Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени».

Работа с учебником( теоретические сведения)

7.1. Придаточные образа действия и степени характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака и отвечают на вопросы: Как? Каким образом? В какой степени? Насколько?

Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия и степени.

К главному предложению это придаточное присоединяются двумя способами:

1. С помощью союзов: как, сколько, насколько

2. С помощью союзных слов: что, чтобы, как, будто, как будто, словно, точно.

 1. Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе. ( К.Симонов) каким образом?

  так , (как  ).

 2. Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ, сколько мне его слушать ( А. Герцен) в какой степени?

 , (сколько  ).

7.2. Типы придаточных образа действия и степени

Однозначные:

( если присоединяются к главному союзными словами как, сколько, насколько)

* Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе как?

  так, (как  ).

Двузначные:

( если присоединяются союзами; второе значение вносится союзом)

• Белые акации пахли так сильно, что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту( А.Куприн)

как? что из этого следует?

   так , ( что  ).

!!! значение степени осложнено значением следствия, которое вносится союзом что

7.3. Определите тип придаточного предложения:

* Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки .( К. Паустовский)

как?

с какой целью?

так , чтобы . -цель

!!! Значение образа действия осложнено значением цели, которое вносится союзом чтобы

*Это маленькое растение так сверкало у наших ног, будто оно было

действительно сделано из хрусталя.( К. Паустовский)

• как?

• так , будто .- сравнение


!!! Значение образа действия осложнено значением сравнения, которое вносится союзом будто

7.4. Работа с текстом.

Жизнь в ее глубоком внутреннем движении и творчество должны быть единым целым: только тогда рождается подлинная лирическая поэзия.

Существуют два разных пути этого слияния жизни и творчества. Одни поэты как бы творят свою жизнь, лепят свое поведение, самый свой облик так, чтобы их жизненная судьба легко и свободно переливалась в поэзию, в стих. Это во многом можно отнести, например, к Александру Блоку.

Сама его жизнь является перед нами как своего рода лирическая поэма-стройная и

законченная( хотя, конечно, вовсе не лишенная противоречий, тяжких испытаний, мучительной борьбы). Он как бы изваял свой облик и властно направлял свой путь среди бурь и хаоса того.

…Ты, художник, твердо веруй

В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить все, что видишь ты.

Твой взгляд- да будет тверд и ясен.

Познай, где свет, - поймешь, где тьма.

Пускай же все пройдет неспешно,

Что в мире свято, что грешно,

Сквозь жар души, сквозь хлад ума…

Совсем иным был творческий путь Сергея Есенина. К нему невозможно отнести эти строки, он не знал ( и как бы даже не захотел знать), где « стерегут нас ад и рай», где свет и тьма, «что в мире свято, что в нем грешно»…

Если Блок в известной мере «жил, как писал», то Есенин «писал, как жил». Оба эти пути вполне законны, и оба равно трудны. В. Кожинов

1. Докажите, что это текст, озаглавьте

2. Определите стиль, тип речи

3. Найдите в тексте СПП с придаточным обстоятельственным

4. Постройте схему

5. Контрольное тестирование:

1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора- филолога В. Кожинова?

1)Слияние глубокого внутреннего движения самой жизни и творчества – основа подлинной лирической.

2)Можно сказать, что А.Блок «жил, как писал»

3)Слияние жизни и творчества одинаково воплотились в судьбе и произведениях А.Блока и С.Есенина

4) Есенин «писал, как жил».

2. С помощью каких языковых средств осуществляется связь 1 и второго предложения?

1) союзы

2)местоимение

3)лексический повтор

4)вводное слово

3. Укажите антонимы в поэтических строках Блока

4. Выпишите из предложения 6 слово с нулевым окончанием- жизнь

5. Выпишите из предложения 6 словосочетание со связью примыкание- властно направлял

6.Укажите выразительные средства которые использует автор

1) эпитеты

2)метафоры

3)сравнение

4) риторический вопрос

5)градация

6. Проверка контрольного тестирования

7. Подведение итогов, выставление оценок.

8. Домашнее задание.