Здравствуйте, ребята!
Слайд 1
Хочу начать урок со знаков вопроса. Посмотрите на слайд! Что видим?
Какая схема лишняя и почему?
Какую тему мы изучаем? Сформулируйте.
Дайте х-ку каждому предложению
Слайд 2
Сегодня на урока мы продолжим работу над сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными.
Какова же наша задача на этот урок? – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять вид связи в предложениях с несколькими придаточными, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания.
Мы говорили о значимости этой темы, о ее месте в итоговой аттестации в 9-11 классах, поэтому каждый ученик должен стремиться максимально проявить себя.
В ходе урока будут оцениваться индивидуальные ответы, а также работа каждого на каждом этапе урока. Сумма полученных в течение урока баллов – оценка вашего труда, ваших знаний, которая будет выставлена в конце урока.
Слайд 3 4
Заполните схему, расскажите по ней все , что знаете о предложении.
Рассказ ученика о видах связи в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.
Слайд 5 -8
Вспомните виды подчинения в предложении с несколькими придаточными
СЛАЙ 11
Для закрепления теоретического материала проведем игру «Веришь – не веришь» (Ребята в тетрадях ставят номер вопроса и ответ «да» или «нет». )
Верите ли вы, что в СПП с несколькими придаточными выделяют такие виды подчинения, как последовательное, параллельное и однородное? (да).
Верите ли вы, что при последовательном подчинении придаточные предложения одинаково относятся к главному? (нет).
Верите ли вы, что при последовательном подчинении первое придаточное зависит от главного и называется придаточным первой степени, а придаточное второй степени зависит от первого придаточного? (да).
Верите ли вы, что при последовательном подчинении рядом могут оказаться два подчинительных союза? (да).
Верите ли вы, что параллельное подчинение еще называют неоднородным? (да).
Верите ли вы, что при параллельном подчинении придаточные предложения по-разному относятся к одному и тому же главному? (да).
Верите ли вы, что при однородном подчинении придаточные предложения отвечают на разные вопросы? (нет).
Верите ли вы, что при однородном подчинении придаточные предложения могут быть соединены сочинительным союзом «и» и тогда запятая между ними не ставится? (да).
Верите ли вы, что при однородном подчинении придаточные предложения, связанные союзом «и» могут иметь общий подчинительный союз? (да).
Верите ли вы, что в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными может быть только один вид подчинения? (нет).
Слайд 12
Проверка Итоговая запись в тетрадях:
1.да 2.нет 3.да 4.да 5.да 6.да 7.нет 8.да 9.да 10.нет.
После записи один ученик комментирует ответы после повторного прочтения каждого вопроса. При возникновении спорной ситуации ребята обращаются к тексту параграфа.
Ученики, правильно ответившие на все вопросы, получают 1 балл.
Слайд 13- 14
Цифровой диктант. Подготовьте таблицу, как на слайде. (на слайде и на карточках предложения написаны без знаков препинания).
1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.
2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.
3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
5.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.
Слайд 15
Проверка последовательное – 1,3 параллельное – 5 однородное – 2,4.
Слайд 16. «Синтаксическое лото»
Соотнеси схему с предложением.
Запись под диктовку.
Задания: расставить запятые, подчеркнуть грамматическую основу в предложениях, отыскать соответствующую схему.
[ ,(с. ), (с.с. ), и ].
[ ], (с.с. ) и (с.с. ).
[ ], (с. ) и (с. ).
[ ], (с. ), (с. ).
4.Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная жизнь.
1.Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош(?) в своем месте, и бросил его.
3.В этот раз я уже обрадовался, когда раздался звонок и ко мне ввалился Юрка.
2. Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт.
Слайд 17. Комплексный анализ текста
Ребята получают карточки с текстом для анализа.
Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.
Задания. 1.Подсчитать, сколько грамматических основ в предложении.
2.Выписать грамматические основы.
3. Определить вид подчинения.
4.Заменить словосочетание лицейский товарищ со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления.
5.Выписать цифры, соответствующие выделению вводного слова.
6.Выписать цифры, соответствующие обособленному обстоятельству, выраженному деепричастным оборотом.
7.Выписать слово с безударной чередующейся гласной в корне.
8.Выписать слово с непроизносимым согласным в корне.
9.Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
10.Выписать подчинительные союзы.
Ответы.
1.3
2.И. И. Пущин покинул и поступил
доказать
можно приносить
3.Последовательное
4.Товарищ по Лицею
5.3, 4
6.7
7.Блестящую
8.Чувства
9.Приносить
10.Чтобы, что
Спасибо за работу. Все вы постарались максимально проявит себя, проверить свои знания. Теперь подсчитайте баллы, полученные во время урока, их количество соответствует вашей оценке за урок.
Вы оценили себя, обратили внимание на то, что не удалось, над чем надо поработать на следующих уроках и дома.
На следующем уроке мы продолжим работу над данной темой. Особое внимание уделим постановке знаков препинания в предложениях с последовательным подчинением, особенно тех случаев, когда рядом находятся два подчинительных союза. На это обратите особое внимание при подготовке дома, выполняя упражнение 134 учебник «Русский язык» для 9 класса С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др.). Отметьте те предложения, в которых есть союзы, стоящие рядом.