Приложение к уроку русского языка 9 класс
(в помощь учителю)
Слайд 1
Тема урока: Сложноподчинённое предложение
с придаточными изъяснительными
Слайд 2
Мы вечно будем прославлять ту женщину,
чьё имя – мать!
Муса Джалиль
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Ассоциативный ряд»
Морфологический разбор слов Любим Любовь Любимая Любя
Слайд 3 , 4
Синтаксический разбор предложений
- Мама - первое слово, главное слово в нашей судьбе
- Всё на свете могут наши мамы, только не умеют не стареть
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 5,6, 7,8
- От главной части к придаточной задать вопрос, подчеркнуть союзы и союзные слова, присоединяющие придаточные изъяснительные. Составить схему предложений
- Мы любим её как хорошего друга за то, что у нас с нею всё сообща.
- За то, что, когда нам становится туго, мы можем всплакнуть у родного плеча.
- За то, что всегда без утайки и прямо мы можем доверить ей сердце своё.
- И просто за то, что она наша мама, мы нежно и крепко любим её.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Стоп- кадр» (4 слова из логической цепочки)
Работа со связным текстом (воспоминание Олега Кошевого из романа А.Фадеева «Молодая гвардия
Словарная работа ПРОРУБЬ ЗАНОЗА ПОГНУШАЛИСЬ ГВАРДИЯ
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 9
Мама! Я помню твои руки с того мгновения, как я стал осознавать себя на свете… Я помню твои руки, не сгибающиеся, красные от студёной воды в проруби, где ты полоскала бельё, и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила…Нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались! Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты в жизни обижал больше, чем мать…
Не от меня ли, не от тебя ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери?
ЗАДАНИЯ для учащихся І группы
1.Составить «АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД»
МАМА…………………………………………………………
2.Выполнить МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА
ЛЮБИМ
3.Выполнить СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Мама перв(-)е слово главн(-)е слово в нашей су(- -)бе
4.От главной части к придаточной поставить вопрос. В главной части подчеркнуть поясняемое слово. Составить схему предложения
Мы люб(-)м её как хорошего друга за (то) что у нас с нею всё сообща.
5. Словообразовательный разбор и по составу
БЛАГОДАРНОСТЬ
ЗАДАНИЯ для учащихся 2 группы
1.Составить «АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД»
МАМА…………………………………………………………
2.Выполнить МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА
ЛЮБОВЬ
3.Выполнить СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Всё на свет(-) могут наш(-) мамы только (не) умеют (не) ст(-)реть.
4.От главной части к придаточной поставить вопрос. В главной части подчеркнуть поясняемое слово. Составить схему предложения
За (то) что когда нам становится туго мы можем вспл(-)кнуть
у р(-)дного пл(-)ча
5. Словообразовательный разбор и по составу
БЛАГОДАРНОСТЬ
ЗАДАНИЯ для учащихся 3 группы
1.Составить «АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД»
МАМА…………………………………………………………
2.Выполнить МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА
ЛЮБИМАЯ
3.Выполнить СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Мама перв(-)е слово главн(-)е слово в нашей су(- -)бе
4.От главной части к придаточной поставить вопрос. В главной части подчеркнуть поясняемое слово. Составить схему предложения
За (то) что всегда без утайки и прямо мы можем д(-)верить ей сер(-)це св(-)ё.
5. Словообразовательный разбор по составу
БЛАГОДАРНОСТЬ
ЗАДАНИЯ для учащихся 4 группы
1.Составить «АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД»
МАМА…………………………………………………………
2.Выполнить МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА
ЛЮБЯ
3.Выполнить СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Всё на свет(-) могут наш(-) мамы только (не) умеют (не) ст(-)реть
4.От главной части к придаточной поставить вопрос. В главной части подчеркнуть поясняемое слово. Составить схему предложения
И просто за (то) что она наша мама мы нежно и крепко любим её
5. Словообразовательный разбор по составу
БЛАГОДАРНОСТЬ
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ
1.1 Часть речи 1.1 Часть речи
1.2.Морфологические признаки 1.2. Морфологические признаки:
А) начальная форма (Им.п. ед.ч.) а) начальная форма (инфинитив)
Б) постоянные признаки: б)постоянные признаки:
- собственное или нарицательное - вид
- одушевлённое или неодушевлённое - спряжение
- род - переходность
- склонение в) непостоянные признаки:
В) непостоянные признаки: - наклонение
- падеж - число
- число. - время
1.3 Синтаксическая роль - лицо
- род
1.3 Синтаксическая роль
ПРИЧАСТИЕ
1.1 Часть речи (особая форма)
1.2. Морфологические признаки:
А) начальная форма (Им. П. ед. ч м.р.)
Б) постоянные признаки:
- действительное или страдательное
- время
- вид
В) непостоянные признаки:
- полная или краткая форма (у страдательных причастий)
- падеж (у причастий в полной форме)
- число
- род
1.3. Синтаксическая роль
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
1.1 Часть речи (особая форма глагола)
1.2 морфологические признаки:
А) начальная форма (инфинитив)
- вид
- неизменяемая форма
1.3 Синтаксическая роль
Для работы у доски
Записать слова Н.Островского в виде прямой речи :
поставить пропущенные знаки препинания,
составить схемы
ЕСТЬ ПРЕКРАСНЕЙШЕЕ СУЩЕСТВО НА
СВЕТЕ У КОТОРОГО МЫ ВСЕГДА В ДОЛГУ.
ЭТО МАТЬ!