СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с предложениями, которые имеют несколько придаточных. Умение составлять такие предложения из простых и схемы к ним (линейные и вертикальные)

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.»



Тема урока: Сложноподчинёнными предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели урока:

  • познакомить учащихся со сложноподчинёнными предложениями с несколькими придаточными;

  • ввести понятия однородное, последовательное, параллельное подчинение;

  • научить строить схемы СПП с несколькими придаточными (линейные и вертикальные);

  • подвести учащихся к пониманию того, что в сложноподчиненном предложении может быть 2 и более придаточных, связанных с главным разными видами подчинительной связи; 

  • формировать умения различать типы придаточных,

  • расставлять знаки препинания,

  • преобразовывать простые предложения в СПП; 

  • развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы; 

  • развивать навыки исследовательской деятельности; содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.

  • активизировать знания по фонетике (звуки – буквы, их количество в слове); морфологии (умение определять части речи, вспомнить разряды прилагательных, местоимений); повторить способы словообразования; виды подчинительной связи в словосочетаниях; виды односоставных предложений; отработать орфограммы (правописание безударных гласных в корне слова, О-Ё после шипящих, приставки на З- и С-, ПРИ-, ПРЕ-, правописание НЕ-НИ, Н-НН).

Планируемые результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • опознавать основные единицы синтаксиса;

  • анализировать различные виды предложений и словосочетаний и предложений с точки зрения их основной структурно-смысловой организации и организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • опознавать простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • «!РРЯ» использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

  • «!РРЯ» использовать справочники по пунктуации для определения нормативной постановки знаков препинания в письменной речи;

  • «!РРЯ» опознавать варианты грамматической нормы

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

  • участвовать в различных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта





Ход урока:

  1. Оргмомент

1. Психологический настрой на урок. (Приём «Интеллектуальная разминка»)

Вопросы, предлагаемые учащимся:

Сможете ли вы, не задумываясь, ответить на следующие вопросы:

  1. Кто был первым президентом России? /Ельцин Борис Николаевич/

  2. Какая страна является самой большой в мире по территории? /Россия/

  3. Самый высокий человек в мире? /Роберт Першинг Уодлоу, США/

  4. Посмотрите на список слов: распетушиться, съёжиться, ишачить, обезьянничать, проворонить, насвинячить, окрыситься, присобачить. Какие из них не обозначают «вести себя, как существо, обозначенное корнем слова»? (Использовано задание конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»)

  5. Грамматичекая разминка на повторение материала «Да. – НЕТ».

- Быстро прочитывая грамматические формулировки, отметьте верные утверждения словом «да», а неверные – словом «нет».

1.Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений.

2. В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

3. Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

4.Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью.

5. В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

6.Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

7.Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные, присоединительные.

8.Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

9.Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

10.Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

Ключ: 1. Нет. 2. Да. 3. Нет. 4. Нет. 5. Да. 6. Да. 7. Да. 8. Нет. 9. Да. 10. Да.

  1. Взаимопроверка.

- Проверьте написанное вами. Если все сделано без ошибок, поставьте «5», с одной-двумя ошибками -«4», с тремя-четырьмя – «3», более – «2».

- Поднимите руки, у кого «5», у кого – «4», у кого – «3», кто не справился.

II . Подготовка к изучению нового материала

1.Беседа.

  • Не совсем получилось? Подумайте, насколько это важно и нужно вам?

  • Сможем ли мы прожить без этого?  

  • Сможем ли мы это использовать в нашей жизни?

  • Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова успех, счастье?

  • Но что означают успех, счастье для самих людей?

Я думаю, что успех и счастье очень весомы в нашей жизни. Успех - добиться чего-то самостоятельно. Но ведь успех – это не обязательно трудный путь, это может быть путь созидания и удовольствия. И мне бы очень хотелось, чтобы на нашем с вами уроке было как можно больше созидания и радости от него.

  1. Изучение нового материала (Приём «Знание – в образ»: за 5 минут изучить материал параграфа 28 самостоятельно, отобразить суть в схеме (таблице) так, чтобы ребёнок смог с помощью тезисов обосновать). Знакомство с линейными и вертикальными схемами.

  2. Закрепление материала

  1. Записать предложение, расставить знаки препинания. Представьте себе, пожалуйста, жизнь как строительство, и вы поймёме, что же именно строит каждый из нас, что нам предстоить свершить.

  2. В ыберите схему, которая соответствует предложению. Начертите линейную схему этого предложения.

, и , и



3.Определите тип следующего предложения и постройте его схему. Этим люди и различаются: одни просто бредут по жизненному пути, а другие строят себя, стараясь выстроить жизнь–дом красивее и надёжнее.

Тип предложения –

Схема –

  • Можно ли сказать, что путь жизни – это метафора?

  1. Соотнесите схемы предложений с теми предложениями, которым они соответствуют.

1. [ ___ ===, (с. ===), (с.с. ===), и ===].

  1. [ ___ === ], (с.с. === ____ ) и (с.с. === ____).



3. [ ___ ===], (с. === ____ ) и ( === ____).


4. [ ===], (с. ____ ===), (с. === ____).

  1. А. Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная жизнь.

  2. Б. Я пож…лел, что напрас(?)но погубил цветок, который был хорош(?) в своем месте, и бросил его.

  3. В. В этот раз я уже обрадовался, когда раздался звонок и ко мне ввалился Юрка.

  4. Г. Ополченц… пр…несли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт.

Ключ: 1 – Б; 2 – Г; 3 – В; 4 – А.

  1. Графический диктант.

- Запишите предложения, подчеркните грамматические основы в предложениях, выделите границы предложений, постройте схемы предложений.

1. Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

Однородное подчинение с придаточными дополнительными (изъяснительными).

2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.

Неоднородное подчинение с придаточными обстоятельственным (времени) и дополнительным.

3. Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.

Последовательное подчинение с придаточными дополнительным (I ст.), обстоятельственным - места(II ст.)

  1. Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.

1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)

Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)

2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)

Хотя было поздно, комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…), [ ], (которая…)

3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)

  1. Устное выполнение упр. 167 (прочитать предложения, расставить знаки препинания, определить вид подчинения). Письменно составить схемы предложений.

  1. Домашнее задание:

На «3» - упр. 169

На «4» - сосставить предложения с несколькими придаточными, определить вид придаточных и тип подчинения:

1. [ ], (как…), (как…), (как…).

2. [ ], (когда…), (чтобы…).

3. (Когда…), [ ], (…которого…).

4. [ ], (что…), (которые…).

5. (Когда…), [ ], (хотя…).

6. [ ], (что…), (чтобы..).

На «5» - составить задания, содержащие заведомые ошибки по теме.

  1. Рефлексия

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я научился…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я попробую…

  • Мне захотелось…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!