СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарный план урока  русского языка по теме "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них"  в 9 классе. Это  урок комплексного применения знаний и умений (закрепления).

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.»

Тема урока: «СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ;
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ» (продолжение)

Цель:совершенствовать знания обучающихся о способах подчинения в предложениях с несколькими придаточными; создать условия для ознакомления с постановкой знаков препинания в предложении с несколькими придаточными.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (закрепления).

Планируемые результаты (предметные): умеют определять тип подчинения, особенности каждого типа подчинения; работают над формированием навыка определения грамматической основы.

Личностные результаты: имеют устойчивую мотивацию у самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Метапредметные результаты: владеют всеми видами речевой деятельности. Познавательные: объясняют языковые явления, создают и преобразуют модели и схемы для решения задач; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; регулятивные: осуществляют целеполагание, планирование, рефлексию; коммуникативные: осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Лингвистическая разминка

Орфоэпия и фонетика

Расставить ударения в словах, написанных на доске, сделать фонетический разбор выделенных слов

Новорождё`нный, афе`ра, ку`хонный, обеспе`чение, кварта`л, огни`во, пригово`р, приня`ть, бытие`, проце`нт, пуло`вер, раку`шка, столя`р, танцо`вщица, опе`ка, украи`нский, фено`мен, цеме`нт, щаве`ль, экспе`рт, щё`лка

  1. Проверка домашнего задания (фронтальная работа)

  2. Постановки цели и задач урока.

Какую тему мы прошли на прошлом уроке? (СПП с несколькими придаточными)

- Какие виды подчинения придаточных вам известны?

-Достаточно ли одного урока для ознакомления с новыми понятиями?

-Предположите, какой будет тема и цель сегодняшнего урока?

(СПП с несколькими придаточными. Продолжить работу над закреплением темы. Научиться определять тип подчинения в СПП с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания в СПП с несколькими придаточными)

Слово учителя.

- Вы уже знаете, что в СПП может быть две части – одна главная, другая – зависимая, придаточная. В этом случае постановка запятой проблем не вызывает, но здесь сложность иного рода – способен ли пишущий увидеть, что его предложение сложное, состоящее из двух частей. Другого рода сложности возникают при постановке знаков препинания в СПП, где к одной главной части относятся несколько придаточных. Многие школьники научились считать части СПП и ставить запятую на границе частей, но им трудно следить за типом объединения придаточных частей с главной и между собой. Сегодня на уроке мы рассмотрим случаи постановки запятой (или её отсутствия) между частями СПП с несколькими придаточными.

4. Работа над темой урока

1. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока (стр. 109)

2. Разбор предложений, объяснение постановки знаков препинания в них. (Работа учеников у доски)

А) Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока дышать я умею, я буду идти вперёд.

(Придаточные части однородны, и между ними нет сочинительного или разделительного союза)

Б) Слышу, и как дубы ведут беседу, и как лесной ручей бежит в овраг.

(Придаточные однородны и между ними есть повторяющиеся сочинительные союзы)

В) Саша вспоминает, что, когда макет работал, было пасмурно, а сегодня солнечный, жаркий день.

(На стыке двух подчинительных союзов вторая часть союза (то, так) отсутствует)

Запятая не ставится

А) Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти и кто побеждает смерть.

(Однородные придаточные соединены одиночным сочинительным союзом)

Б) Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.

(На стыке двух подчинительных союзов после придаточной части есть вторая часть сложного союза то)

3.Выполнение упражнений учебника

Упражнения 170, 171

ФИЗМИНУТКА

4.Выполнение разноуровневых заданий

1-й уровень – базовый

Спишите предложения, определите грамматическую основу, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Определите тип подчинения в данных предложениях. Нарисуйте схемы предложений.

  1. В (то) же время м..лькала у меня мысль что я спрятался что я не всхлипываю что маменька (не) увидит моих слёз. (Придаточные одного вида, главная часть одна.)

  2. Она любила п..жаловаться когда была голодна и треб..вала чтобы он непр..менно её ж..лел. (Придаточные разных видов, главная часть одна.)

  3. Я открыл их тогда когда услышал что до б..рега (не) далеко. (Придаточные разных видов, главная часть одна.)

  4. Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что (то) чудесное. (Придаточные разных видов, главная часть одна.)

2-й уровень – повышенный

Спишите предложения, определите грамматическую основу, препинания, вставьте пропущенные буквы. Определите тип подчинения в данных предложениях . Нарисуйте схемы предложений.

  1. Мы во..вращаемся к старым книгам поскольку они во..вышают..ся над частностями поскольку они открыты для совреме..ых значений.

  2. В это время обыкновенно (не) прилично х..дить дамам потому что русский народ любит изъ..сняться такими резкими выражениями каких они верно не услышат даже в т..атре.

  3. А чтобы не др..знили ребятишки нищим он (Носопырь) притворился коровьим лекарем н..сил на боку холщ..вую с красным крестом сумку где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки зверобоя.

  4. Хотя фронт пр..двинулся к самому к..налу шестая батарея оставалась маленьким островком до которого в полной мере не док..тилась т..жёлая волна войны.

  1. Тренинг «начинающего редактора»

Задание. Прочитайте текст, определите причину речевых недочётов. Спишите, устраняя неоправданное повторение слова который. Для этого замените придаточные определительные причастными оборотами.

Всё молчало кругом. Леонтьев вдруг представил себе весь этот лесной край, который погружён в ночную тишину, все эти дебри, которые завалены буреломом и валежником, овраги, безымянные озёра, пущи, которые отрезаны от мира туманами,сон птиц в густых кронах деревьев, где, наверно, гораздо теплее, чем на земле, тусклую воду болот, дороги, которые давно заброшены, - весь этот заповедный край, который потерял сейчас дневные краски и казался ему надёжной защитой, потому что всё скрывала, всё прятала тихая темнота.

(К.Г.Паустовский)

6.Ознакомление с памяткой (работа в парах с раздаточным материалом)

Памятка «Последовательность разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными)

  1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)

  2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное)

  3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

  4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т.п.).

  5. Определить тип подчинения придаточных (Однородное, параллельное, последовательное)

Образец разбора СПП с несколькими придаточными

[Всякий человек знает], (что ему нужно делать не то, (что разъединяет его с людьми), а то, (что соединяет его с ними)).

[глаг. ], ( с. что мест., (с.с. что), мест.), (с.с.что).

изъяснит. мест.-определ. мест.- определ.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяют союзом что), 2-е и 3-е придаточные – придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое?, присоединено союзным словом что?)

5.Рефлексия. Подведение итогов урока.

Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»

Задание. Опираясь на знания, полученные на уроках, и опорную схему, составьте лингвистическое высказывание на тему «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными



однородное подчинение







параллельное подчинение












Последовательное подчинение




















комбинированное подчинение




















Рефлексия настроения

(картинки)

  1. Домашнее задание

  1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

  2. Выполнить письменно упражнение 172

  3. Творческое задание (по выбору учащихся). Подобрать из художественных произведений или составить самостоятельно примеры СПП с несколькими придаточными (6-7 предложений)



























Разноуровневые задания

1-й уровень – базовый

Спишите предложения, определите грамматическую основу, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Определите тип подчинения в данных предложениях. Нарисуйте схемы предложений.

  1. В (то) же время м..лькала у меня мысль что я спрятался что я не всхлипываю что маменька (не) увидит моих слёз. (Придаточные одного вида, главная часть одна.)

  2. Она любила п..жаловаться когда была голодна и треб..вала чтобы он непр..менно её ж..лел. (Придаточные разных видов, главная часть одна.)

  3. Я открыл их тогда когда услышал что до б..рега (не) далеко. (Придаточные разных видов, главная часть одна.)

  4. Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что (то) чудесное. (Придаточные разных видов, главная часть одна.)

2-й уровень – повышенный

Спишите предложения, определите грамматическую основу, препинания, вставьте пропущенные буквы. Определите тип подчинения в данных предложениях . Нарисуйте схемы предложений.

  1. Мы во..вращаемся к старым книгам поскольку они во..вышают..ся над частностями поскольку они открыты для совреме..ых значений.

2.В это время обыкновенно (не) прилично х..дить дамам потому что русский народ любит изъ..сняться такими резкими выражениями каких они верно не услышат даже в т..атре.

3.А чтобы не др..знили ребятишки нищим он (Носопырь) притворился коровьим лекарем н..сил на боку холщ..вую с красным крестом сумку где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки зверобоя.

4.Хотя фронт пр..двинулся к самому к..налу шестая батарея оставалась маленьким островком до которого в полной мере не док..тилась т..жёлая волна войны.





Тренинг «начинающего редактора»

Задание. Прочитайте текст, определите причину речевых недочётов. Спишите, устраняя неоправданное повторение слова который. Для этого замените придаточные определительные причастными оборотами.



Всё молчало кругом. Леонтьев вдруг представил себе весь этот лесной край, который погружён в ночную тишину, все эти дебри, которые завалены буреломом и валежником, овраги, безымянные озёра, пущи, которые отрезаны от мира туманами,сон птиц в густых кронах деревьев, где, наверно, гораздо теплее, чем на земле, тусклую воду болот, дороги, которые давно заброшены, - весь этот заповедный край, который потерял сейчас дневные краски и казался ему надёжной защитой, потому что всё скрывала, всё прятала тихая темнота.

(К.Г.Паустовский)













































Памятка «Последовательность разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными»



Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)

  1. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное)

  2. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

  3. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т.п.).

  4. Определить тип подчинения придаточных (Однородное, параллельное, последовательное)

Образец разбора СПП с несколькими придаточными

[Всякий человек знает], (что ему нужно делать не то, (что разъединяет его с людьми), а то, (что соединяет его с ними)).

[глаг. ], ( с. что мест., (с.с. что), мест.), (с.с.что).

изъяснит. мест.-определ. мест.- определ.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяют союзом что), 2-е и 3-е придаточные – придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое?, присоединено союзным словом что?)

















Задание. Опираясь на знания, полученные на уроках, и опорную схему, составьте лингвистическое высказывание на тему «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными



однородное подчинение











параллельное подчинение












Последовательное подчинение























комбинированное подчинение