Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Следует запомнить. Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.
- Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
- Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
- Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
- Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.
СПП с двумя или несколькими придаточными делятся на:
- 1. СПП с последовательным подчинением:
(первое придаточное относится к главному, второе – к этому придаточному)
Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.
[ ] , (потому что…глаг.), (союз что…).
Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что и если , что и когда , так что и хотя , то запятая между союзами ставится . Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться. [ …глаг. ] , (что, (если…), … ) . Запятая не ставится в том случае, если далее идёт вторая часть союза – ТО или ТАК Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться. [ …глаг. ] , (что (если…), то …).
СПП с двумя или несколькими придаточными делятся на:
- 2. СПП с однородным подчинением:
( придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными (соподчинёнными))
Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевали птицы, когда ещё не просохла роса на тенистых полянках парка, весь лагерь пришёл провожать Альку.
[ обст. врем., (когда…), (когда…), … ] .
Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах:
1. Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.
2. Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.
3. Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни.
4. Когда дождик пошел и все вокруг засверкало, мы по тропе... вышли из леса.
5. Все узнали, что приехала барыня, и что Капитоныч пустил ее , и что она теперь в детской...
СПП с двумя или несколькими придаточными делятся на:
- 3. СПП с неоднородным подчинением:
(придаточные относятся к одному общему для них главному предложению, но являются разными по значению - неоднородными)
Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.
(Когда …), [ ] , (так как …).
Потренируемся? Запишите. Составьте схемы предложений. Определите вид подчинения придаточных (последовательное, однородное, неоднородное).
- Я узнал, что залив этот похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него не исследована.
- Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали и что они, скорее всего, заблудились в болоте.
- Собрались мало-помалу и другие соседи, стали думать, как нам выручить детей, если только они ещё живы.
- Талант в том, чтобы увидеть там, где другие не замечают.
- Я наблюдал, как светлели предрассветные сумерки и над рекой занималась алая заря.