СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.»

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Следует запомнить. Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений). Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым). Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Следует запомнить. Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  • Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  • Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  • Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  • Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.
СПП с двумя или несколькими придаточными делятся на: 1. СПП с последовательным подчинением:  (первое придаточное относится к главному, второе – к этому придаточному) Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте. [ ] , (потому что…глаг.), (союз что…).

СПП с двумя или несколькими придаточными делятся на:

  • 1. СПП с последовательным подчинением:

(первое придаточное относится к главному, второе – к этому придаточному)

Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.

[ ] , (потому что…глаг.), (союз что…).

Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы  что и если ,  что и когда ,  так что и хотя ,  то запятая между союзами ставится .  Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.   [ …глаг. ] , (что, (если…), … ) .   Запятая не ставится в том случае, если далее идёт вторая часть союза – ТО или ТАК  Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.   [ …глаг. ] , (что (если…), то …).

Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что и если , что и когда , так что и хотя , то запятая между союзами ставится . Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться. [ …глаг. ] , (что, (если…), … ) . Запятая не ставится в том случае, если далее идёт вторая часть союза – ТО или ТАК Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться. [ …глаг. ] , (что (если…), то …).

СПП с двумя или несколькими придаточными делятся на: 2. СПП с однородным подчинением: ( придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными (соподчинёнными)) Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевали птицы, когда ещё не просохла роса на тенистых полянках парка, весь лагерь пришёл провожать Альку.  [ обст. врем., (когда…), (когда…), … ] .

СПП с двумя или несколькими придаточными делятся на:

  • 2. СПП с однородным подчинением:

( придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными (соподчинёнными))

Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевали птицы, когда ещё не просохла роса на тенистых полянках парка, весь лагерь пришёл провожать Альку.

[ обст. врем., (когда…), (когда…), … ] .

Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах: 1. Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился. 2. Он раздражителен и когда здоров, и когда болен. 3. Я верю,  что  ничто не проходит бесследно  и что  каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни.  4. Когда  дождик пошел  и  все вокруг засверкало, мы по тропе... вышли из леса.  5. Все узнали,  что  приехала барыня,   и что  Капитоныч пустил ее ,   и что  она теперь в детской... 

Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах:

1. Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.

2. Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.

3. Я верю,  что  ничто не проходит бесследно  и что  каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. 

4. Когда  дождик пошел  и  все вокруг засверкало, мы по тропе... вышли из леса. 

5. Все узнали,  что  приехала барыня,   и что  Капитоныч пустил ее ,   и что  она теперь в детской... 

СПП с двумя или несколькими придаточными делятся на: 3. СПП с неоднородным подчинением: (придаточные относятся к одному общему для них главному предложению, но являются разными по значению - неоднородными) Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.  (Когда …), [ ] , (так как …).

СПП с двумя или несколькими придаточными делятся на:

  • 3. СПП с неоднородным подчинением:

(придаточные относятся к одному общему для них главному предложению, но являются разными по значению - неоднородными)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

(Когда …), [ ] , (так как …).

  Потренируемся?  Запишите. Составьте схемы предложений. Определите вид подчинения придаточных (последовательное, однородное, неоднородное).     Я узнал, что залив этот похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него не исследована. Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали и что они, скорее всего, заблудились в болоте. Собрались мало-помалу и другие соседи, стали думать, как нам выручить детей, если только они ещё живы. Талант в том, чтобы увидеть там, где другие не замечают. Я наблюдал, как светлели предрассветные сумерки и над рекой занималась алая заря.

Потренируемся? Запишите. Составьте схемы предложений. Определите вид подчинения придаточных (последовательное, однородное, неоднородное).

  • Я узнал, что залив этот похож на исполинский конденсатор соли и что вся местность вокруг него не исследована.
  • Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали и что они, скорее всего, заблудились в болоте.
  • Собрались мало-помалу и другие соседи, стали думать, как нам выручить детей, если только они ещё живы.
  • Талант в том, чтобы увидеть там, где другие не замечают.
  • Я наблюдал, как светлели предрассветные сумерки и над рекой занималась алая заря.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!