СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённые предложения с разными видами связи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит тестовые задания по подготовки к ОГЭ, теоретический материал по теме, включает аналитическую работу для учащихся и материал для закрепления темы урока.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённые предложения с разными видами связи»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. ГОТОВИМСЯ К ОГЭ. ПОВТОРЕНИЕ.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.

ГОТОВИМСЯ К ОГЭ.

ПОВТОРЕНИЕ.

Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) НЕ ВЫПОЛНЕННОЕ (вовремя задание) — НЕ с прилагательным пишется раздельно, потому что нельзя заменить слово синонимом. 2) ЧУГУННОЕ (литьё) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем. 3) ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения. 4) (кофе) ГОРЯЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется. 5) (повернули на) ЮГО-ВОСТОК — сложные имена прилагательные, образованные повторением слов, пишутся через дефис. Ответ: 24.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) НЕ ВЫПОЛНЕННОЕ (вовремя задание) — НЕ с прилагательным пишется раздельно, потому что нельзя заменить слово синонимом.

2) ЧУГУННОЕ (литьё) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.

3) ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.

4) (кофе) ГОРЯЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.

5) (повернули на) ЮГО-ВОСТОК — сложные имена прилагательные, образованные повторением слов, пишутся через дефис.

Ответ: 24.

Пояснение. Приведём верное объяснение: 1) НЕ ВЫПОЛНЕННОЕ (вовремя задание) — НЕ с причастием пишется раздельно, потому что есть зависимое слово. 2) ЧУГУННОЕ (литьё) — в прилагательном, образованном от суще-ствительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем. 3) ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса. 4) (кофе) ГОРЯЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется. 5) (повернули на) ЮГО-ВОСТОК — сложные имена существительные, образованные повторением слов и обозначающие стороны света, пишутся через дефис.   Ответ: 24.

Пояснение. Приведём верное объяснение:

1) НЕ ВЫПОЛНЕННОЕ (вовремя задание) — НЕ с причастием пишется раздельно, потому что есть зависимое слово.

2) ЧУГУННОЕ (литьё) — в прилагательном, образованном от суще-ствительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.

3) ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.

4) (кофе) ГОРЯЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.

5) (повернули на) ЮГО-ВОСТОК — сложные имена существительные, образованные повторением слов и обозначающие стороны света, пишутся через дефис.

 

Ответ: 24.

Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ПРОКОПАЕТ (траншею) — в безударном положении в окончании глагола пишется Е, потому что это глагол-исключение. 2) (ведёт себя) РАСКОВАННО  — в кратком прилагательном пишется -НН-. 3) ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса. 4) (хорошо) РИСУЕШЬ  — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется. 5) (кофе) ПО-ВОСТОЧНОМУ  — Наречия на -ОМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис. Ответ: 45.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРОКОПАЕТ (траншею) — в безударном положении в окончании глагола пишется Е, потому что это глагол-исключение.

2) (ведёт себя) РАСКОВАННО  — в кратком прилагательном пишется -НН-.

3) ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.

4) (хорошо) РИСУЕШЬ  — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.

5) (кофе) ПО-ВОСТОЧНОМУ  — Наречия на -ОМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.

Ответ: 45.

Приведём верное объяснение: 1) ПРОКОПАЕТ (траншею) — в безударном положении в окончании глагола пишется Е, потому что это глагол I спряжения. 2) (ведёт себя) РАСКОВАННО — в наречии пишется столько же -Н-, сколько в слове, от которого оно образовано. 3) ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения. 4) (хорошо) РИСУЕШЬ — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется. 5) (кофе) ПО-ВОСТОЧНОМУ — Наречия на -ОМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.   Ответ: 45.

Приведём верное объяснение:

1) ПРОКОПАЕТ (траншею) — в безударном положении в окончании глагола пишется Е, потому что это глагол I спряжения.

2) (ведёт себя) РАСКОВАННО — в наречии пишется столько же -Н-, сколько в слове, от которого оно образовано.

3) ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.

4) (хорошо) РИСУЕШЬ — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.

5) (кофе) ПО-ВОСТОЧНОМУ — Наречия на -ОМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.

 

Ответ: 45.

Синтаксический анализ. Замените словосочетание  «солдатские могилы» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью  управление . Напишите получившееся словосочетание. Ответ: могилы солдат. Синтаксический анализ. Замените словосочетание  «душевное превосходство» , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью  управление . Напишите получившееся словосочетание. Ответ: превосходство души.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание  «солдатские могилы» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью  управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: могилы солдат.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание  «душевное превосходство» , построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью  управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: превосходство души.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

СЛОЖНЫЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С РАЗНЫМИ

ВИДАМИ СВЯЗИ.

ВИД ПОДЧИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ ГЛАВНОЙ Последовательное Соподчинение Параллельное (неоднородное) Однородное «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию)». «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать]1, (в каком часу прибывает поезд из Тюмени)2, (чтобы успеть встретить товарища)3». «[Антон Павлович говорил о том]1, (что подкрепление вскорости прибудет)2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть)3». С разными видами подчинения (комбинированное) «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках)2, и подумала]1, (что теперь придется бросить учебу)3, (что ее надежды на новую жизнь не оправдались)4». с параллельным (неоднородным) и однородным подчинением:   […Х, (которое…),… Х], (что…), (что…).

ВИД ПОДЧИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ ГЛАВНОЙ

Последовательное

Соподчинение

Параллельное

(неоднородное)

Однородное

«[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию)».

«[Владимиру сегодня непременно надо было узнать]1, (в каком часу прибывает поезд из Тюмени)2, (чтобы успеть встретить товарища)3».

«[Антон Павлович говорил о том]1, (что подкрепление вскорости прибудет)2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть)3».

С разными видами подчинения (комбинированное)

«[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках)2, и подумала]1, (что теперь придется бросить учебу)3, (что ее надежды на новую жизнь не оправдались)4».

с параллельным (неоднородным) и однородным подчинением:

[…Х, (которое…),… Х], (что…), (что…).

Сложные предложения с разными видами связи — это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1, (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения)2, (где суетились люди)3 и (кипела работа)4)». Это сложноподчиненное предложение с последовательным  (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением:   […Х], (за которым …), (где…) и (…).

Сложные предложения с разными видами связи — это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

«[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1, (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения)2, (где суетились люди)3 и (кипела работа)4)».

Это сложноподчиненное предложение с последовательным

(П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением:

[…Х], (за которым …), (где…) и (…).

Укажите вид подчинения в следующем СПП когда? Когда живешь счастливо, не задумываешься о том, что где-то рядом с тобой есть глубоко несчастные люди и что только тогда счастье бывает полным, когда ты щедро оделяешь им окружающих. о чём? когда? 8

Укажите вид подчинения в следующем СПП

когда?

Когда живешь счастливо, не задумываешься о том, что где-то рядом с тобой есть глубоко несчастные люди и что только тогда счастье бывает полным, когда ты щедро оделяешь им окружающих.

о чём?

когда?

8

СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ СПП с различными видами подчинения: когда? о чём? когда? ( Когда …), [ ], ( что …), ( что …), ( когда …). параллельное подчинение (неоднородное) последовательное подчинение однородное подчинение 8

СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПП с различными видами подчинения:

когда?

о чём?

когда?

( Когда …), [ ], ( что …), ( что …), ( когда …).

параллельное

подчинение

(неоднородное)

последовательное

подчинение

однородное

подчинение

8

Сложные предложения с разными видами связи — это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. Например:

1) { Печален я}: [со мною друга нет ], кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи : бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть — это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

Расставьте знаки препинания. Разберите предложение синтаксически. [ ] [ , ___  Переулок был весь в садах и у заборов росли  липы бросавшие теперь при луне широкую тень так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках . (А. Чехов). ══ ════ ════ ___ , , , ] , ___ ___ ( ) ════ [ ] , и [ ], ( так что). Это сложное предложение с разными видами связи : сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть — сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

Расставьте знаки препинания.

Разберите предложение синтаксически.

[

]

[

,

___

Переулок был весь в садах и у заборов росли

липы бросавшие теперь при луне широкую тень так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках . (А. Чехов).

══

════

════

___

,

,

,

]

,

___

___

(

)

════

[ ] , и [ ], ( так что).

Это сложное предложение с разными видами связи : сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть — сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

Внимательно рассмотрите два предложения .Что у них общего? Чем они отличаются? Нужна ли запятая на стыке союзов ? Сделайте вывод  :  когда   в многочленных сложных предложениях между рядом оказавшимися союзами   ставится запятая , а когда – нет. Старик предупредил, что (?) если погода не улучшится, об охоте нечего и думать.  2. Старик предупредил, что (?) если погода не улучшится, то об охоте нечего и думать.

Внимательно рассмотрите два предложения .Что у них общего?

Чем они отличаются? Нужна ли запятая на стыке союзов ?

Сделайте вывод  :  когда   в многочленных сложных предложениях между рядом оказавшимися союзами   ставится запятая , а когда – нет.

  • Старик предупредил, что (?) если погода не улучшится, об охоте нечего и думать.

2. Старик предупредил, что (?) если погода не улучшится, то об охоте нечего и думать.

ДА! НЕТ   ! Условие   : Условие   : после придаточного   есть после придаточного   нет вторая часть составного союза (   то , так , тем   ). второй части составного союза (   то , так , тем   ). Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать. Старик предупредил, что если погода не улучшится, то об охоте нечего и думать

ДА!

НЕТ   !

Условие   :

Условие   :

после придаточного   есть

после придаточного   нет

вторая часть составного союза (   то , так , тем   ).

второй части составного союза (   то , так , тем   ).

Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать.

Старик предупредил, что если погода не улучшится, то об охоте нечего и думать

Запишите номера предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка 1.  Дерсу сообщил мне, что, когда начинают замерзать реки, все крупные пернатые хищники спускаются в низовья рек. (Арсеньев) 2. Ей все казалось, что, если надеяться, страстно желать, все обойдется. (Каверин) 3.  Вы действительно согласны с тем, что, когда вас ударят по правой щеке, то нужно подставить левую? (Погорелов) 4.  Чувствуется, что, когда он собирал материал к своей истории Пугачева и писал ее, он в этом случае оставался прежде всего поэтом.   (Маймин) 5. Но они не смущались, и, когда нашли лесную поляну с одинокой мраморной башней на ней, то начали взбираться на вершину великой мраморной башни  (А. Белый.). 6. Мама всегда говорила мне, что, если уж обещание дано, так нужно выполнить его обязательно. 3,5,6

Запишите номера предложений,

в которых допущена пунктуационная ошибка

1.  Дерсу сообщил мне, что, когда начинают замерзать реки, все крупные пернатые хищники спускаются в низовья рек. (Арсеньев)

2. Ей все казалось, что, если надеяться, страстно желать, все обойдется. (Каверин)

3.  Вы действительно согласны с тем, что, когда вас ударят по правой щеке, то нужно подставить левую? (Погорелов)

4.  Чувствуется, что, когда он собирал материал к своей истории Пугачева и писал ее, он в этом случае оставался прежде всего поэтом.   (Маймин)

5. Но они не смущались, и, когда нашли лесную поляну с одинокой мраморной башней на ней, то начали взбираться на вершину великой мраморной башни  (А. Белый.).

6. Мама всегда говорила мне, что, если уж обещание дано, так нужно выполнить его обязательно.

3,5,6

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Определите вид связи придаточного с главным, укажите соответствия:  а) последовательное подчинение  б) однородное подчинение  в) параллельное подчинение 1. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега. (А.Прокофьев) 2. Кто говорит, что на войне не страшно, тот  ничего не знает о войне. (Ю.Друнина) 3. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (А.Сурков) 4 . Туманам плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить. (А.Чуркин) 5. Слышу, как дубы ведут беседу, как лесной ручей бежит в овраг. (С.Маршак) 6. Шквал встряхивал дощатый дом, как встряхивают за плечи человека, чтобы заставить его опомниться. 7. Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что человечий род свою судьбу устроит на планете. (А.Сурков) 1- в 4 - а 2 – а 5 - б 7 - в 3 – а 6 - а

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Определите вид связи придаточного с главным, укажите соответствия:

а) последовательное подчинение

б) однородное подчинение

в) параллельное подчинение

1. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега. (А.Прокофьев)

2. Кто говорит, что на войне не страшно, тот

ничего не знает о войне. (Ю.Друнина)

3. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (А.Сурков)

4 . Туманам плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить. (А.Чуркин)

5. Слышу, как дубы ведут беседу, как лесной ручей бежит в овраг. (С.Маршак)

6. Шквал встряхивал дощатый дом, как встряхивают за плечи человека, чтобы заставить его опомниться.

7. Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что человечий род свою судьбу устроит на планете. (А.Сурков)

  • 1- в 4 - а
  • 2 – а 5 - б 7 - в
  • 3 – а 6 - а
ТЕСТ

ТЕСТ

Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер(-а) предложения(-ий). (1) Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. (2) В этом искусство живописца сродни работе писателя. (3) В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. (4) Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно.
  • Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. (2) В этом искусство живописца сродни работе писателя. (3) В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. (4) Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно.

2) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий). (1) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (2) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (3) Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потаенную жизнь леса. (4) Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.

2) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (2) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (3) Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потаенную жизнь леса. (4) Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.

3) Среди предложений найдите сложное(ые)  бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) предложения(-ий). (1) И вдруг… Волк присел на хвост, потер глаза: неужели правда? (2) Под елкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. (3) Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему невесть что показывают. «(4) Интересно, что он там увидел? – подумал Волк. – (5) Дай-ка и я погляжу».

3) Среди предложений найдите сложное(ые)  бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) И вдруг… Волк присел на хвост, потер глаза: неужели правда? (2) Под елкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. (3) Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему невесть что показывают. «(4) Интересно, что он там увидел? – подумал Волк. – (5) Дай-ка и я погляжу».

4) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий). (1) Лист бумаги. (2) Сожмите его и расправьте. (3) На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… (4) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать полеты в нужном направлении к нужному месту. (5) А что и говорить о «генетической памяти» - памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (6) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…

4) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Лист бумаги. (2) Сожмите его и расправьте. (3) На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… (4) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать полеты в нужном направлении к нужному месту. (5) А что и говорить о «генетической памяти» - памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (6) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…

5) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий). Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (2) Журналист признает, что состояние хозяйства страны и человеческого бытия губительным образом обернулось против крупных животных: лосей, оленей, бобров, кабанов. (3) Численность их, еще недавно повсюду значительная, местами упала почти до нуля. (4) Под угрозой полного истребления оказалось редкое, уникальное животное планеты – амурский тигр. (5) Причина всему – браконьерство. (6) И нет реальной силы его остановить: в человека-заступника грабитель выстрелит с такой же беспощадностью, с какой стреляет он и в животных.

5) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

  • Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит.

(2) Журналист признает, что состояние хозяйства страны и человеческого бытия губительным образом обернулось против крупных животных: лосей, оленей, бобров, кабанов. (3) Численность их, еще недавно повсюду значительная, местами упала почти до нуля. (4) Под угрозой полного истребления оказалось редкое, уникальное животное планеты – амурский тигр. (5) Причина всему – браконьерство. (6) И нет реальной силы его остановить: в человека-заступника грабитель выстрелит с такой же беспощадностью, с какой стреляет он и в животных.

Ответы: 1). 1 2). 4 3). 1 4). 3  5). 6  

Ответы:

1). 1

2). 4

3). 1

4). 3

5). 6  

Домашнее задание: Выполнить задание из файла: Заполнить таблицу; Исправить орфографические и речевые ошибки в тексте.

Домашнее задание:

Выполнить задание из файла:

  • Заполнить таблицу;
  • Исправить орфографические и речевые ошибки в тексте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!