Дата: 02.12.14 г.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Лингвистическая разминка с элементами проверки домашнего задания. | слайд 4 Прочитать выразительно предложенный текст, ответить на вопросы: - Какое здесь спряталось слово, которое заслуживает нашего особого внимания? (дровосек) - Почему выбрали именно это слово? (изучали на предыдущем уроке, сложное, образовано при помощи соединительных О – Е) - Какие слова, похожие на данное слово, вы подобрали при выполнении д/з? – Какой способ словообразования вы использовали? Докажите это. | Познавательные УУД Анализировать, обобщать, делать выводы.
|
III. Формулирование темы и целей урока. | слайд 5 Предлагаю вашему вниманию новый вид слов. - Что связывает эти слова с теми, которые изучали на предыдущем уроке? (выбрать на доске ключевое слово) – В чём их особенность? – Как вы думаете, каким способом оно образовано? – Сформулируйте тему и цель урока. (Сложные слова. Как образуются сложные слова?) | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему и цель урока. |
IV. Актуализация и углубление изученного. | Проводится по предложенному плану с использованием презентации: 1. Приглашаются 6 человек (2 группы) для участия в поисковой деятельности. Задание: Определить, как образуются слова «главврач», «медпункт» (карточки 1. глав – ный – врач; 2. мед – ицинский – пункт) слайд 6 Графическое изображение нового материала. Беседа, проверяющая понимание. – Что нового вы узнали? (О двух способах образования сложных слов.) – Чем отличаются эти способы образования? (использование соединительных гласных о – е, без соединительных гласных.) – Что общего в структуре слов, образованных сложением? (Есть два корня.) – Изобразите в виде схем эти два способа словообразования. | Познавательные УУД Извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать и передавать её в других формах (графические изображения, слова). |
V. Развитие учебноязыковых умений. | Работа в рабочих листах (задание №1)– развивается умение образовывать сложные слова и правильно их писать, графически обозначать орфограммубукву соединительного гласного в сложных словах, выделять корни. – взаимопроверка. слайд 7 В процессе устного разбора выясняется лексическое значение слов. | Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. Личностные результаты 1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. 2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция. |
VI. Постановка проблемного вопроса урока и открытие новых знаний. | слайд 8 1. Наблюдение над группой слов, появившихся сравнительно недавно (около 100 лет); отграничение известного и нового материала, формулирование вопросов на основе получения новой информации. (Что обозначают эти слова? Как образуются? Как будут называться? – выбор ключевого слова - аббревиатура) Работа в парах по учебнику на стр. 76. – наблюдение над произношением, образованием и значением новой группы слов. 2.! В это время 1 пара готовит индивидуальное задание по Толковому словарю : найти толкование слова «аббревиатура». – Прочитайте ключевые слова урока, дайте название новой группе слов. П. Учитель может ввести термин аббревиатура для сложносокращённых слов. 3. Чтение определения сложносокращённых слов в рамке. 4. Уточнение и углубление понимания материала с помощью вопросов после текста в рамке. Развитие умений читательской деятельности. – Задайте вопросы к каждой части текста в рамке и составьте вопросный план. 1) Что такое сложносокращённые слова? 2) Как они образуются? 3) Как записываются? 4) Как определить род сложносокращённых слов? слайд 9 – графическое восприятие нового материала. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 2. Пользоваться разными видами и приёмами чтения, вычитывать все виды текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему). |
VII. Первичное применение новых знаний, развитие учебноязыковых умений. | слайд 10 1.Работа в рабочих листах (задание №2)– развивается умение образовывать и писать сложносокращённые слова, правильно их произносить. Выполняется устно, затем письменно под руководством учителя. 2. Работа в рабочих листах (задание №3)– творческая работа по редактированию текста заметки в газету (работа в парах). 3. Работа в рабочих листах (задание №4) – развивается умение определять род сложносокращённых слов и правильно сочетать их с прилагательными слайд 12 Выполняется в парах с последующей коллективной проверкой. | Коммуникативные УУД 1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
VIII. Итог урока. | 1 – В каких случаях в речи лучше употреблять сложносокращённые слова (аббревиатуры), а в каких – составные собственные наименования? – Как пишутся сложносокращённые слова? 2 Постановка проблемного вопроса к следующему уроку - слайд 13 (определять род сложносокращённых слов и правильно сочетать их с глаголами прошедшего времени) 3 Рефлексия – заполнить таблицу в рабочих листах (знал, узнал, хочу знать больше) – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
IX. Домашнее задание. | 1. Определение в рамке (рассказ по плану). 2. Задание на выбор: упр. 174, жизненная задача. Учителю необходимо проверить, как понято задание (что нужно сделать и как будут выполнять). Ученики разбиваются на группы, назначается руководитель проекта, который докладывает учителю о ходе работы. | |