СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложносокращённые слова и их употребление в речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Сложносокращённые слова.

 

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель (для учителя):

  • ознакомить учащихся со сложными и сложносокращенными словами;
  • развивать речевую, мыслительную деятельность;
  • научить образовывать сложные слова из данных корней;
  • находить корни; формировать навыки правильного написания слов с соединительными гласными о или е;
  • формировать навыки правильного употребления сложносокращенных слов в речи;
  • воспитывать интерес к предмету; обогащение, уточнение и активизация словарного запаса, совершенствование памяти и логического мышления; развитие и коррекция связной речи.

Цели как деятельность учеников.

  •  извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
  • договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.
  • устанавливать способы образования слов, опираясь на понятия производной и производящей основы.

Оборудование:

  • Компьютер,
  • Толковый словарь .
  • Словообразовательный словарь.
  • Ключевые слова урока – сложение, сложносокращенное слово, аббревиатура.
  • Карточки словообразовательные  Приложение 1.
  • Рабочий лист по теме «Словообразование»  Приложение 2.
  • Презентация к уроку  Приложение 3.

Просмотр содержимого документа
«Сложносокращённые слова и их употребление в речи»

Средняя общеобразовательная школа № 19





















«Сложносокращённые слова и их употребление в речи».

 Открытый урок по русскому языку в 6 кл.












Учитель: Наукеева А.Д.













г.Уральск, 2014 г.

Дата: 02.12.14 г.

Тема: Сложносокращённые слова.


Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель (для учителя):

  • ознакомить учащихся со сложными и сложносокращенными словами;

  • развивать речевую, мыслительную деятельность;

  • научить образовывать сложные слова из данных корней;

  • находить корни; формировать навыки правильного написания слов с соединительными гласными о или е;

  • формировать навыки правильного употребления сложносокращенных слов в речи;

  • воспитывать интерес к предмету; обогащение, уточнение и активизация словарного запаса, совершенствование памяти и логического мышления; развитие и коррекция связной речи.

Цели как деятельность учеников.

  • извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

  • договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.

  • устанавливать способы образования слов, опираясь на понятия производной и производящей основы.

Оборудование:

  • Компьютер,

  • Толковый словарь .

  • Словообразовательный словарь.

  • Ключевые слова урока – сложение, сложносокращенное слово, аббревиатура.

  • Карточки словообразовательные  Приложение 1.

  • Рабочий лист по теме «Словообразование»  Приложение 2.

  • Презентация к уроку  Приложение 3.

Формы работы на уроке: самостоятельная работа, фронтальная работа, словарная и лексическая работа; самопроверка, взаимопроверка, работа «консультантов». работа на компьютере, работа с учебником, работа в парах.

Методы работы: наглядный, словесный, поисковый, исследовательский.



Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Лингвистическая разминка с элементами проверки домашнего задания.



слайд 4

Прочитать выразительно предложенный текст, ответить на вопросы:

- Какое здесь спряталось слово, которое заслуживает нашего особого внимания? (дровосек)

- Почему выбрали именно это слово? (изучали на предыдущем уроке, сложное, образовано при помощи соединительных О – Е)

- Какие слова, похожие на данное слово, вы подобрали при выполнении д/з?

– Какой способ словообразования вы использовали? Докажите это.



Познавательные УУД

Анализировать, обобщать, делать выводы.






III. Формулирование темы и целей урока.


слайд 5

Предлагаю вашему вниманию новый вид слов.

- Что связывает эти слова с теми, которые изучали на предыдущем уроке? (выбрать на доске ключевое слово)

– В чём их особенность?

– Как вы думаете, каким способом оно образовано?

– Сформулируйте тему и цель урока. (Сложные слова. Как образуются сложные слова?)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.


IV. Актуализация и углубление изученного.


Проводится по предложенному плану с использованием презентации:

1. Приглашаются 6 человек (2 группы) для участия в поисковой деятельности.

Задание: Определить, как образуются слова «главврач», «медпункт»

(карточки 1. глав – ный – врач; 2. мед – ицинский – пункт)

слайд 6

Графическое изображение нового материала.


Беседа, проверяющая понимание.

– Что нового вы узнали? (О двух способах образования сложных слов.)

– Чем отличаются эти способы образования? (использование соединительных гласных о – е, без соединительных гласных.)

– Что общего в структуре слов, образованных сложением? (Есть два корня.)

– Изобразите в виде схем эти два способа словообразования.

Познавательные УУД

Извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать и передавать её в других формах (графические изображения, слова).




V. Развитие учебно­языковых умений.



Работа в рабочих листах (задание №1)– развивается умение образовывать сложные слова и правильно их писать, графически обозначать орфограмму­букву соединительного гласного в сложных словах, выделять корни. – взаимопроверка. слайд 7

В процессе устного разбора выясняется лексическое значение слов.



Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

Личностные результаты

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

2. Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.


VI. Постановка проблемного вопроса урока и открытие новых знаний.


слайд 8

1. Наблюдение над группой слов, появившихся сравнительно недавно (около 100 лет); отграничение известного и нового материала, формулирование вопросов на основе получения новой информации.

(Что обозначают эти слова? Как образуются? Как будут называться? – выбор ключевого слова - аббревиатура)

Работа в парах по учебнику на стр. 76. – наблюдение над произношением, образованием и значением новой группы слов.


2.! В это время 1 пара готовит индивидуальное задание по Толковому словарю : найти толкование слова «аббревиатура».

– Прочитайте ключевые слова урока, дайте название новой группе слов.

П. Учитель может ввести термин аббревиатура для сложносокращённых слов.

3. Чтение определения сложносокращённых слов в рамке.

4. Уточнение и углубление понимания материала с помощью вопросов после текста в рамке. Развитие умений читательской деятельности.

– Задайте вопросы к каждой части текста в рамке и составьте вопросный план.

1) Что такое сложносокращённые слова?

2) Как они образуются?

3) Как записываются?

4) Как определить род сложносокращённых слов?

слайд 9 – графическое восприятие нового материала.


Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Пользоваться разными видами и приёмами чтения, вычитывать все виды текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему).




VII. Первичное применение новых знаний, развитие учебно­языковых умений.


слайд 10

1.Работа в рабочих листах (задание №2)– развивается умение образовывать и писать сложносокращённые слова, правильно их произносить.

Выполняется устно, затем письменно под руководством учителя.

2. Работа в рабочих листах (задание №3)– творческая работа по редактированию текста заметки в газету (работа в парах).

3. Работа в рабочих листах (задание №4) – развивается умение определять род сложносокращённых слов и правильно сочетать их с прилагательными слайд 12

Выполняется в парах с последующей коллективной проверкой.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.



VIII. Итог урока.


1

– В каких случаях в речи лучше употреблять сложносокращённые слова (аббревиатуры), а в каких – составные собственные наименования?

– Как пишутся сложносокращённые слова?

2

Постановка проблемного вопроса к следующему уроку - слайд 13

(определять род сложносокращённых слов и правильно сочетать их с глаголами прошедшего времени)

3 Рефлексия – заполнить таблицу в рабочих листах (знал, узнал, хочу знать больше)

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.



IX. Домашнее задание.


1. Определение в рамке (рассказ по плану).

2. Задание на выбор: упр. 174, жизненная задача.

Учителю необходимо проверить, как понято задание (что нужно сделать и как будут выполнять). Ученики разбиваются на группы, назначается руководитель проекта, который докладывает учителю о ходе работы.