Тема: Сложносокращённые слова.
Цели:
Обучающая: на основе сотрудничества формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;
Развивающая: развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и делать выводы; развивать речь учащихся;
Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, стимулировать интерес к чтению
УУД:
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям)
Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст, составляют собственные тексты делового стиля.
Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила здорового образа жизни
Регулятивные: обучающиеся ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Орфоэпическая разминка.
Словарная работа. Определить способ образования слов: краснота, выстрел, подпол, нахлебник, сладкоежка, шестиклассник (сделать морфемный анализ)
Лингвистическая загадка.
Может ли водоросль расти на суше?
– Ответ найдите в слове.
Закрепление пройденного материала.
– Сейчас я буду называть слова. Все они сложные. Если я не права – поднимите красную карточку, обоснуйте. Если права – зеленую.
Пешеход, человечество, многоэтажный, водопровод, электричество, книгопечатание, безопасность, благоустройство, автомобиль, направление.
Распределительный диктант (в две колонки распределить сложные и сложн6осокращенные слова) северо-запад, завуч, диван-кровать, КВН, кофеварка, атомоход, совбез, сексот, ВВЦ, МГУ, водопровод, ледокол, одноцветный, ТЮЗ.
Работа с теоретическим материалом.
– Что такое сложное слово?
– Чем сложносокращенное слово отличается от сложного?
– Послушайте отрывок из произведения «Республика ШКИД» и скажите, как образовываются сложносокращенные слова.
– Как зовут заведующего?
– Виктор Николаевич.
– А почему же вы его не сократили? Уж сокращать так сокращать. Как его фамилия?
– Сорокин, – моргая глазами, ответил Воробышек.
– Ну вот – Вик. Ник. Сор. Звучно и хорошо.
– И правда, дельно получилось.
– Ай да Цыган!
– И в самом деле, надо будет Викниксором величать
– Как определить род сложносокращенных слов?
4. Дать расшифровку аббревиатуры и определить род.
ГАИ, ТЮЗ, ГЭС, МГИМО, ЦРУ, ФСБ, ООН, МИД, ЦИК, КБ, НИИ, США, КНР,вуз.
5. Работа
6. Слово учителя «Из истории сложносокращенных слов».
7. Итог урока.
– Попробуйте расшифровать следующие сложносокращенные слова:
Ленгорметаллоремпромсоюз
Ленгоршвейтрикотажпромсоюз
Ростглавстанкоинструментснабсбыт
– Скажите, можно ли безоговорочно утверждать, что сложносокращенные слова портят нам язык? Обоснуйте свой ответ.
Домашнее задание: параграф 7, упр. 52, 51