СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сложности при прохождении педагогической практики у студентов-выпускников отделения «Хоровое дирижирование»»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация

 

В данной работе выявлены сложности, с которыми сталкиваются студенты-выпускники в своей музыкальной учебной практической деятельности; освящается решение педагогических задач и необходимых профессионально-психологических качеств будущего педагога-музыканта, руководителя творческого коллектива; прослеживается фиксация   всех технических навыков и установок, которые были приобретены в классе дирижирования и во время самостоятельной работы.

Анализируя данную статью, можно сказатьоважности решения таких вопросов:

1.Какими дирижёрскими техниками пользоваться для достижения качественной работы с детьми?

2.Зачем и почему автор избрал в произведении именно такие средства выразительности?

3.Каким образом с их помощью выражается художественная идея произведения и в чём она состоит?

4.Какие тонкости музыкальной работы с детьми студенты-выпускники должны знать, понимать и уметь воплощать в жизнь.

5.Как нужно продумать и правильно организовать свою практическую работу, чтобы она способствовала воспитанию нравственной и гармонически развитой личности ребёнка и была направлена на подъём его музыкальной культуры.

      Не менее важным является и тот факт, что именно музыка и хоровое пение оказывает своё облагораживающее влияние на детей в целом, поэтому задача студентов-выпускников – сделать всё возможное в своей будущей педагогической деятельности для достижения вышеперечисленного.

Просмотр содержимого документа
««Сложности при прохождении педагогической практики у студентов-выпускников отделения «Хоровое дирижирование»»»

ГРИЦЕПАНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Россия, г. Суджа, ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой»

ogouspo.sti@mail.ru






Аннотация


В данной работе выявлены сложности, с которыми сталкиваются студенты-выпускники в своей музыкальной учебной практической деятельности; освящается решение педагогических задач и необходимых профессионально-психологических качеств будущего педагога-музыканта, руководителя творческого коллектива; прослеживается фиксация всех технических навыков и установок, которые были приобретены в классе дирижирования и во время самостоятельной работы.

Анализируя данную статью, можно сказатьоважности решения таких вопросов:

1.Какими дирижёрскими техниками пользоваться для достижения качественной работы с детьми?

2.Зачем и почему автор избрал в произведении именно такие средства выразительности?

3.Каким образом с их помощью выражается художественная идея произведения и в чём она состоит?

4.Какие тонкости музыкальной работы с детьми студенты-выпускники должны знать, понимать и уметь воплощать в жизнь.

5.Как нужно продумать и правильно организовать свою практическую работу, чтобы она способствовала воспитанию нравственной и гармонически развитой личности ребёнка и была направлена на подъём его музыкальной культуры.

Не менее важным является и тот факт, что именно музыка и хоровое пение оказывает своё облагораживающее влияние на детей в целом, поэтому задача студентов-выпускников – сделать всё возможное в своей будущей педагогической деятельности для достижения вышеперечисленного.







«Сложности при прохождении педагогической практики у студентов-выпускников отделения «Хоровое дирижирование»»


Общей целью прохождения практики студентов отделения «Хоровое дирижирование» является изучение основ педагогической и учебно-методической работы в учебных заведениях, овладение навыками проведения занятий, приобретение опыта педагогической работы. Дисциплина учебная практика по педагогической работе является важной и основообразующей, определяет методы и способы выполнения профессиональных навыков, помогает использовать знания, умения и навыки, полученные во время учёбы. Она подготавливает студентов к будущей самостоятельной деятельности в качестве преподавателя и руководителя творческого коллектива.

Музыка в системе искусств занимает совершенно особое место. О ней говорится как о наиболее чувственном среди искусств. Это «воплощение цельности человека, единства в нём природы и духа». Музыка объединяет мысли и чувства миллионов людей. Обладая мощной силой непосредственного эмоционального воздействия, музыка на протяжении всего человечества всегда играла и продолжает играть значительную общественную и культурно-воспитательную роль.

Хоровое искусство сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути, создаёт настроение, украшает быт, воспитывает представление о красоте. Хоровое пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности, а в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало.На примерах музыки легче объяснить ребёнку то, что истинное произведение искусства всегда сообщает о чём-то таком, что непереводимо и постижимо в нашем целостном духовном опыте. Именно музыка способна помочь ребёнку почувствовать и понять, что суть художественного произведения – в его выразительности. Одна из форм музыкального воспитания – коллективное творчество, в данном случае – обучение хоровому пению. Оно развивает чувство ансамбля, память, внимание, кроме того, помогает исполнителям почувствовать себя артистами, когда они видят результат своей работы.

Вряд ли надо объяснять, кто такой дирижёр и какова его роль. Даже малоискушённый слушатель музыки хорошо знает, что без дирижёра не мoжет состояться ни оперный спектакль, ни концерт хора или оркестра. Известно также, что дирижёр, воздействуя на коллектив, является интерпретатором исполняемого произведения. Различное отношение к дирижёрскому исполнительству проявляется не только в теоретических спорах и высказываниях; это же характерно и для практики дирижирования: что ни дирижер – то своя «система».Подобное положение в значительной степени обусловливается спецификой этого вида искусства и в первую очередь тем, что «инструмент» дирижёра – любой творческий коллектив - может петь или играть самостоятельно. Дирижёр-исполнитель, воплощающий свои художественные замыслы не непосредственно на инструменте (или голосом), а с помощью других музыкантов. Иначе говоря, искусство дирижёра проявляется в руководстве музыкальным коллективом. Это непростая задача для педагога-музыканта, его деятельность затруднена тем, что каждый участник коллектива является творческой индивидуальностью, имеет свою манеру исполнения. Каждому музыканту свойственны собственные представления о том, как исполнять данное произведение, сложившееся в результате предшествующей практики с другими дирижёрами. Хормейстеру приходится наталкиваться не только на непонимание его музыкальных намерений со стороны исполнителей, но и на явные или скрытые случаи противодействия им. Таким образом перед дирижёром всегда стоит сложная задача - подчинить себе многообразие исполнительских индивидуальностей, темпераментов и направить творческие усилия коллектива в единое русло. А если это ещё и студент-практикант, который только начинает пробовать себя в роли будущего руководителя детского коллектива - это сложнее вдвойне, ведьруководство исполнением коллектива целиком покоится на творческой основе, что вызывает необходимость применения многообразных средств и методов воздействия на исполнителей.Здесь не может быть заранее предусмотренных приёмов. Не только к хору или ансамблю, но и к каждому его участнику необходим особый подход. А разные этапы репетиционной работы требуют применения различных по своему характеру и назначению форм воздействия и способов управления. Дажедеятельность дирижёра на репетиции отличается от деятельности на концерте.Какими же средствами руководитель передаёт коллективу свои исполнительские намерения?

Главнымв профессиональном обучении будущих педагогов-хормейстеров занимает дирижёрская подготовка.Освоению данной специализации помогают занятия в классах дирижирования, хорового пения, изучение курса хороведения и других дисциплин. В конечном итоге студент за годы своего обучения должен приобрести комплекс необходимыхзнаний, умений и навыковдля своей последующей профессиональной деятельности в качестве руководителя хорового коллектива. Знания, приобретённые за время учёбы, студенты-выпускники отделения «Хоровое дирижирование» применяют в классе «Учебной практики по педагогической работе». Данная дисциплина даёт им возможность ощутить себя в роли педагога-хормейстера, руководителя творческого коллектива (хора или ансамбля). Но это является определённой сложностью для студентов-выпускников, так как работа вклассе -это одно, а работа с коллективом – это совсем другое. И естественно, накладываются определённые сложности, которые постепенно решаются на протяжении всего периода прохождения практики (в репетиционный период с участниками вокального ансамбля).

В период подготовительной работы важными являются речь, личный исполнительский показ на инструменте или голосом и собственно дирижирование. В совокупности все эти компоненты дополняют друг друга, помогая хормейстеру объяснять певцам нюансы исполнения.Речевая форма общения будущего дирижёра с детским коллективом имеет большое значение во время репетиции. С помощью речи студент-практикантдолжен уметь разъяснить идею, структурные особенности, содержание и характер образов музыкального произведения. При этом всё этодолжнопомогатьисполнителям самим постараться найти нужные технические средства для пения или принять форму конкретных указаний, как именно нужно исполнять тот или иной музыкальный материал.В музыке не всё можно разъяснить словами; иногда это гораздо легче сделать, пропев фразу или исполнив её на инструменте. Речь и показ очень важны, но они являются только вспомогательными способами общения будущего дирижёpa с хором (ансамблем), поскольку применяются лишь до начала творческого процесса. Дирижёрское же руководство коллективом осуществляется исключительно с помощью мануальной техники. Именно она остаётся наиболее сложной для дирижерского искусства.

Сложностью для студентов-выпускников является также проблема - почему и каким образом движения рук оказывают воздействие на исполнителей и достижение в жесте выразительности в музыке.Но в комплексе средств дирижирования мануальная техника - не единственное средство, с помощью которого хормейстер воплощает содержание музыкального произведения. Полноценное художественное исполнение достигается путём кропотливой и напряжённой репетиционной работы.

Будущий дирижёр должен уметь в совершенстве владеть «речью жеста» и всё, что он хотел бы высказать словами,- «говорить» руками. Поэтому хорошее владение мануальной техникой помогает достичь качественного звучания музыки. Но то обстоятельство,что движения рук не дают непосредственно звукового результата, вносит определённые затруднения в оценку данного приёма, что также является сложным для дирижёрской практики выпускников. Между тем едва ли в каком другом виде музыкального исполнительства техническая сторона искусства привлекает такое внимание слушателей, как мануальная техника. Именно по движениям, внешней стороне дирижирования не только специалисты, но и рядовые слушатели пытаются оценить искусство дирижёра, делают его объектом своей критики. Вряд ли какой-либо слушатель, уходя с концерта пианиста или скрипача, станет обсуждать движения этого исполнителя. Он выскажет своё мнение об уровне его техники, но почти никогда не обратит внимание на технические приёмы в их внешнем, зримом облике. Движения же дирижёра приковывают к себе взор, так как он зрительно находится в фокусе исполнительского процесса и движениями своих рук руководит творческим процессом.

В дирижировании техника движения рук важна не просто сама по себе. Дирижёрское искусство на самом деле является следствием ряда важных творческих явлений. Основой их является авторский замысел, изложенный в партитуре. Нахождение наиболее выразительного сочетания исполнительских решений при раскрытии авторского замысла, осуществление творческой переработки нотных знаков в музыкальный образ и есть создание исполнительского плана, или, говоря более привычным языком, трактовки произведения, адекватной художественным намерениям автора.

Для студента-практиканта, работающего над хоровым произведением, это должно явиться фиксацией всех технических навыков и установок, которые он приобрёл в классе дирижирования и во время самостоятельной работы над изучением данного произведения. Анализируя хоровое произведение, необходимо ответить себе на главный вопрос - зачем и почему автор избрал в произведении именно те средства выразительности, а не иные? Каким образом с их помощью выражается художественная идея произведения и в чём она состоит? При этом важным условием качественного анализа особенностей дирижирования изучаемого произведения должно послужить осмысленное и выверенное применение избранных дирижерских приемов в процессе исполнения, а не просто автоматическое выполнение установок и указаний педагога.

Характер дирижёрского жеста в значительной степени зависит от характера и темпа музыки. В нём должны присутствовать такие свойства, как сила, пластичность, размах, темп. Все эти свойства имеют, однако, относительные характеристики. Сила и темп движений гибко следуют за характером музыки. Например, при ускорении темпа произведения амплитуда движений руки постепенно уменьшается, а при замедлении – увеличивается. Увеличение амплитуды движения и «веса» руки естественно также дляпередачи усиления звучности, а уменьшение объёма жеста естественно при diminuendo.Нужно помнить и о том, что в дирижировании участвуют все части руки: и кисть, и плечо, и предплечье, – дирижер при ускорении темпа переходит от движения всей рукой к кистевому движению. Соответственно при расширении темпа происходит обратный процесс.

Кисть – это наиболее выразительная часть дирижёрского аппарата. Кистям рук доступна передача любого штриха, от legato до staccato и marcato. Лёгкое и достаточно быстрое staccato требует мелких, острых кистевых движений. Для передачи более сильных жестов необходимо подключать предплечье.В медленной, спокойной музыке движение руки должно быть непрерывным, но с ясным ощущением «точки». В противном случае жест становится пассивным и аморфным.Большое значение для характера жеста имеет форма кисти. Она, как правило, видоизменяется в зависимости от характера штриха исполняемого произведения. При дирижировании спокойной, плавной музыки обычно используется округлая, «куполообразная» кисть. Музыка драматическая требует более твердой, имеющей тенденцию к сжатию в кулак, кисти.При staccato кисть приобретает приплюснутый вид и в зависимости от динамики и темпа произведения участвует в дирижёрском процессе полностью или частично. При минимальной силе звука и быстром темпе основная нагрузка падает,как правило, на движение сомкнутыми и выпрямленными крайними фалангами пальцев.

На характер жеста оказывает влияние и уровень дирижерской плоскости. Высота рук при дирижировании не остаётся раз и навсегда неизменной. На её положение действуют не только сила звучания, характер звуковедения, но и многое другое. Низкое положение дирижёрской плоскости предполагает насыщенное, густое звучание, штрих legato или marcato. Высоко поднятые руки уместны для дирижирования«прозрачных»,как бы парящих произведений. Но злоупотреблять этими двумя позициями, однако, не стоит. В большинстве случаев наиболее приемлемым является исходное среднее положение рук. Все остальные постановки должны употребляться эпизодически.

Все вышеперечисленные тонкости работы студенты-практиканты должны знать, понимать и уметь воплощать в жизнь.А их правильно организованная и тщательно продуманная учебная практическая работа будет способствовать воспитанию гармонически развитой личности, подъёму общей музыкальной культуры детей, формированию и развитию у них музыкально - эстетических взглядов и расширению знаний о мировой музыкальной культуре.

Исследования показывают, что именно музыка и пение способны стать главным фактором раскрытия и развития эмоционального мира ребёнка, оказывать своё облагораживающее влияние на него. Поэтому задача будущего педагога-музыканта – научить детей любить и понимать музыку, сформировать у них потребность в общении с ней. А воспитание у них любви к хоровому искусству – может быть, в этом и состоит высшая педагогическая стратегия, педагогическая мудрость: навыки должны созреть в процессе работы над эстетическим образом, а не над самими навыками! Не превращать навыки в цель, а понимать их и использовать только как средство создания образа. Это не ново, но на практике весьма трудно достижимо.










Список литературы


АбдуллинЭ.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш.пед.заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.

Гегель Г.Ф. Характер содержания в музыке. Воздействие музыки //Г.Ф.Гегель. Эстетика. – Т.3. – М., 1971.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.

Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М., 1995.

Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник. – М.: Академия, 2004. – С. 71.

Тютюнникова Т.Э. Высокая музыка и дети. – М., 2003. – С. 24-25.

Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен. – М., - 1994. – С. 12.

Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.

Мюнш Ш. Я. – дирижёр. – М., 1961, 1965, 1982.

Мусин И.А. Техника дирижирования. – Л., 1967.

Пазовский А.М. Записки дирижёра. – М., 1968.