СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложности работы с женским и мужским голосом во время мутационного периода

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья написана на тему сложности и различие работы с женским и мужским голосом во время мутационного периода, и поможет разобраться в построении голосового аппарата в период мутации

Просмотр содержимого документа
«Сложности работы с женским и мужским голосом во время мутационного периода»

Сложности работы с женским и мужским голосом во время мутационного периода

В возрасте 11-13 лет, у подростков начинается половое созревание, что приводит к мутационному периоду (от лат. Mutatio-изменение, перемена), или еще этот процесс называют «ломка» голосового аппарата. В этот период происходит рост органов, которые участвуют в образовании звука: изменяется и увеличивается гортань (почти в 2 раза у мужского организма и на треть у женского) и растут голосовые складки, начиная колебаться вовремя звукоизвлечения полностью, а не краями. Мутация происходит у всех индивидуально, и чтобы четко увидеть различия процесса изменения голоса между мужским и женским голосом в пубертатный период, предлагаю рассмотреть их каждый по отдельности.

Мутация голоса у мальчиков.
Издавна, многие педагоги спорили, можно ли петь во время мутационного периода, и приходили к мнению, что нет, ведь голос может срываться, сипеть и болеть, но педагогическая практика показывает, что мальчикам в период мутации петь можно, и полезно при правильной работе педагога, так как развивается общее музыкального развитие, музыкальный кругозор, голосовой аппарат, и более быстро формируется взрослый, певческий голос. Доктор педагогических наук Н.А. Ветлугина утверждает, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание.

Проблемой является то, что большинство педагогов в детских школах искусств, это - женщины, и сталкиваясь с мутацией у мальчика, они теряются, ведь они не могут опереться на свой опыт, или же сравнить его с другими вокалистками.

Периоды мутации у мальчиков характеризуется определёнными признаками:
а) по изменениям звучания голоса;
б) по субъективным ощущениям поющих мальчиков.
в) При помощи врачебного смотра гортани (ларингоскопии).

Начинается мутация с избегания, или вовсе с потерей крайних высоких нот, которые раньше брались легко, звонко и ярко, в исполнении произведения замечаются отдельные новые нижние ноты, звучащие в малой октаве, что сначала пугает их. Появляется неловкость, фальшивость нот и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится индивидуальный тембр, возникают тусклые ноты, голос напрягается и грубеет, постепенно теряет лёгкость, звонкость и серебристость. Чистое интонирование становится фальшивым. Повышается голосовая усталость. При обращении к врачу может быть замечено лёгкое воспаление в виде покраснения слизистой оболочки гортани, и небольшого количества слизи на голосовых складках, вялость их смыкания.

Когда наступает средняя мутационная стадия, все вышеперечисленные явления увеличиваются в прогрессии. Укорачивается диапазон, появляются сильная охриплость, страх высоких нот, покраснение горла. При работе с минусовой фонограммой, обучающийся может отказываться петь из-за болезненных ощущений, что делает исполнение песни не только затруднительным, но и невозможным. Сила звучания резко падает. Значительное укорочение диапазона и резкое падение силы звука являются самыми характерными признаками этого периода. Поют очень тихо, в щедящем режиме.

Еще одним характерным признаком является переплетение двух голосов: своего детского со взрослым, делая скачки между ними, ведь в их диапазоне уже появляются низкие ноты в малой октаве, что можно считать началом становления взрослого голоса. При этих переходах голос начинает срываться, что вызывает «петушиные» выкрики. Конечно, срыв голоса у мальчиков может происходить и раньше, в разговорной речи, ведь становление голоса происходило и до средней мутационной стадии. При ларингоскопии можно заметить, что гортань начинает понемногу меняться: сильные покраснение слизистой оболочки гортани и воспаление голосовых складок, которые становятся розовыми и с обилием покрываются обильной слизью, иногда отёчными, в заднем отделе появляется не смыкание, где видна треугольная щель. В этот период резонаторные полости заметно отстают от скачков в росте гортани, но формирование их заканчивается после мутационного периода.

В третьей стадии постепенно набирается индивидуальный, активно-использующийся диапазон, увеличивающийся до октавы, которым вокалист будет пользоваться всю карьеру музыканта. Начинает обогащаться тембр и голос собственной окраской, которая будет присуща только ему самому. Боль в горле идет на спад, сипота и охриплость прекращается. Начинают активно использовать низкие ноты в малой октаве, которых мальчики боялись в начале мутационного периода. Голоса мальчиков еще слабоваты по силе и не определены до конца по тембру, иногда можно спутать баритон с тенором. Эти три периода длятся около полутора года, когда происходит активный рост и изменение формы хрящей гортани и увеличения массы голосовых мышц.

Педагог должен сам понимать и объяснить ребенку, что важно опираться не на эстетические качества и красоту голоса в мутационный период, а на физиологическую подготовку голоса ребенка во взрослом режиме. Особенно остро могут переносить этот период обучающиеся, участвующие в постоянной концертной деятельности и в сольных выступлениях, ведь собственное выступление может отличаться от им привычного, что обусловлено у него в организме перестройками тех органов, которые напрямую участвуют в голосообразовании. Важно не на вредя психике ребенка, объяснить, что это явление не навсегда, и что работая в щедящем режиме, вскоре голос приобретет ту индивидуальную окраску голоса, и тембр с новыми звучаниями, которые были утеряны в периоде мутации, главное обучающемуся не потерять мотивацию и желание продолжать заниматься эстрадным вокалом.

Работа в фальцетном режиме.

Мышцы, которые меньше всего участвуют в изменении, это мышцы, участвующие в производстве звуков фальцетного регистра. Фальцетный режим похож и у детей, и у женщин, и у мужчин. Мальчик, желающий повторить в домутационном периоде звук, совпадающий по тембру со звуком грудного режима мужчины, обречен на провал. Но взрослый мужчина, у которого хорошо развит музыкальных слух и координация, легко сможет повторить звук в фальцетном режиме. Можно сделать вывод на этом примере, что фальцет не мутирует, и им можно исполнять звуки, которые неподвластны в мутационный период. Важно не молчать, а заниматься в фальцетном режиме, постепенно перенося имеющиеся защитный механизмы на формирующуюся грудной регистр, но успешные занятия и хорошее звучания зависят от знания, чего нельзя делать. Важно знать, что очень опасным и сложным, даже взрослого голоса, является участок диапазона, где накладывается друг на друга по диапазону два регистровых механизма - грудной и фальцетный, то есть нижний тетрахорд первой октавы, ведь мутация затрагивает прежде всего этот участок диапазона. Следовательно, надо запомнить, что в мутационный период важно избегать нижний тетрахорда первой октавы. Это значит, что, после фальцетной нагрузки преимущественно в верхнем тетрахорде первой и в нижнем тетрахорде второй октавы (где и привык мальчик петь до мутации), работа должна идти преимущественно в малой октаве, на сколько позволяет голос! Главное, во время упражнений не прибегать к усилениям и не форсировать звук.
Мутационные изменения голоса девочек.
Педагогическая практика показывает, что к мутации мальчиков педагоги подходят очень серьезно, но совсем не беспокоятся о мутации женских голосов, считая, что у них мутация проходит плавно и незаметно, но это ошибочное мнение, ведь в организме у девочек происходит множество перестроек, которые существенно влияют на их вокальную работу.
Мутационный период, как правило, у девочек намного короче нежели у юношей, и признаки мутации не выражаются активно. Это связано с постепенным увеличением гортани, нежели у мальчиков, и может продолжать развивать до 30 лет. Существуют кризы, когда за охраной и гигиеной голоса нужно следить очень пристально: это кризис 12-15 лет, и кризис 23-25 лет. Процесс мутации голоса у девочек протекает мягко и довольно быстро. Порой перестройка незаметна не только окружающим, но и с самим растущим. Однако это не означает, что ничего не происходит! В первой перестройке гортань женского голоса увеличивается в два раза, что намного меньше, чем у юношей (на три четверти от исходного размера). У девочек интенсивно растут перстневидный, черпаловидный, и щитовидные хрящи.

Рост отдельных частей и органов в целом проходит неравномерно, и приводит к некоторым временным изменениям, которые стабилизируются со временем. К тому же происходит изменение структуры отдельных частей голосового аппарата: рост языка и окостенение хрящевых тканей. Голос понижается на терцию или кварту. При этом диапазон локального голоса становится меньше. Тембр приобретает собственный окрас: углубляется, сгущается, и «наливается соком». В некоторых случаях голос может обрести альтовый окрас. Который со временем исчезнет.

Женский организм, как и голосовой аппарат на протяжении всей жизни подчиняется менструальному циклу, ведь мутация голоса связана с половым созреванием и тесно связывает с появлением менструации у девушек. В данный период происходит гормональный всплеск, который изменяет процессы, проходящие в организме. Можно задаться вопросом: «Причём тут голос и занятия вокалом?». Ответ таков: в период менструации организм слаб, происходит изменение состава крови и другие изменения. В данный период может возникнуть покраснение и воспаление гортани, что в совмещении с мутации может привести к тяжелым последствиям, вплоть до потери голоса.

Что нужно помнить в период мутации голоса девочек?

У девочек рост организма происходит сложно и болезненно. Поэтому следует придерживаться нескольких правил, и первое из них: ни в коем случае нельзя перенапрягаться, как и в вокальном плане, так и в разговорном, бережное слежение за голосом, ведь любые сверх нагрузки могут только сильнее навредить. Внимательность – второе правило, которое нужно соблюдать, чтобы не навредить организму. Если чувствуете, что стоит отложить занятие вокалом на другой день, сильную утомляемость и усталость, а также срывы голоса, то нужно прислушаться к своему организму и свести нагрузки к минимуму. Важно чувствовать свой организм и слушать его. Отказаться от занятий вокалом в период менструации. В профессиональной среде практикуется больничный лист в этот период. Занятия вокалов лучше не забрасывать, а продолжать в разумной нагрузке. Несомненно, гигиена и охраны голосового аппарата в период мутации наиболее важный момент. Чтобы сохранить и приумножить свои вокальные возможности период мутации необходим щедящий режим работы.

Рассмотрев каждый период по отдельности, можно сделать выводы: у мальчиков мутация начинается с потери высоких нот и появления новых в малой октаве. Появляется неловкость, фальшивость нот, покашливание, охриплость и сипота при пении, голос начинает грубеть и напрягаться, из-за чего появляется утомляемость. В средней мутационной стадии может появится страх высоких нот, покраснение горла, падение силы голоса и тусклость тембра, что в последствии вызывает тихое пение. Вскоре голоса начинают переплетаться: свой еще детский и уже новый, взрослый и грубый, и эти скачи могут вызвать срыв голоса во время исполнения. В третьей стадии боль в горле снижается, осиплость идет на спад. Мальчики активно пользуются новым диапозоном, но еще работают над мышечной силой и дыханием. У девочек мутация короче, чем у юношей, потому что гортань растет постепенно, но увеличиваются перстневидный, черпаловидный, и щитовидные хрящи, язык и происходит окостенение хрящевых тканей. Но с половым созреванием, в отличии от юношей у девушек начинается менструальный цикл, и голосовой аппарат тоже подчиняется ему. В этот период организм слаб, потому что происходят гормональные всплески, изменяется состав крови, воспаляется гортань. Нельзя перенапрягаться и лучше всего работать в фальцетном режиме, ведь фальцет – не мутирует в следствии того, что эти мышцы меньше всего подвергаются изменениям.

Список использованных источников:
1. Особенности вокальной работы в период мутации голоса мальчиков и девочек
2. Вокальная работа с детьми, преимущественно с мальчиками, в мутационный период | Методическая разработка: | Образовательная социальная сеть