Класс: 7 ИОД
Предмет: русский язык
Дата 19.10.2023
Учитель: Ташкентбаева Е.А.
№ урока: 14
Тема: Сложные слова с соединительными гласными о и е.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель- изучить орфограмму правописания сложных слов с соединительными гласными о, е и сформировать умение правильно писать слова с данной орфограммой.
Задачи:
Образовательные:
1. изучить понятие сложных слов
2. изучить особенности словопроизводства сложных слов
Развивающие:
1. повторить способы образования сложных слов
2. развитие критического слушания
3. совершенствование видов речевой деятельности
Воспитательные:
1. развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету.
Оборудование: учебник Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Учебник по русскому языку для 7 класса.-М.: Просвещение, 2018, тетрадь.
Методы: создание ситуации занимательности, проблемной ситуации, рассказ, беседа, упражнения, рассуждения, предъявление требований, поощрение. Создание ситуации успеха. Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Планируемые результаты:
Предметные:
- актуализировать знания по фонетике, вспомнить порядок морфемного разбора, сформировать у учащегося навык нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные, используя алгоритм, делать выводы на основе наблюдения над языковым материалом;
Метапредметные
Личностные:
- развивать умения выказывать своё отношение к проблеме, уроку, выражать свои эмоции;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные:
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме;
- умение работать в паре с педагогом.
Познавательные:
- развивать умения извлекать информацию слов, текстов;
- представлять информацию в виде схемы;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- на основе анализа объектов делать выводы.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель: - Здравствуй!
- Мы начинаем урок русского языка.
- Сегодня на уроке твоя задача – быть внимательны, активным, уметь слушать, давать полные ответы на поставленные вопросы.
- Проверь, все ли готово к уроку.
Красиво писать - красоту творить.
Вот и мы начнем урок с красивого письма.
-Открой тетрадь и красиво напиши число, классная работа.
-Помним правила посадки.
2. Целенаправленное повторение ранее изученного.
Задание на повторение.
Догадайся, какое слово с приставкой пре- или при-соответствует каждому словосочетанию. Запиши его, объясни условия выбора гласных и – е в приставках.
Пуговицу к пальто, участок рядом со школой, чуть-чуть открыть, край у моря, гвоздь к стене, очень красивый, нарушитель закона, воздушное судно. (Пришили, пришкольный, приоткрыть, прибрежье, приколотили, прекрасный, преступник, самолёт).
Самолёт (вертолёт). Сложное слово
Самолёт
Соединит гласн.
-Какое из слов не подходит к нашему правилу?
-Что это за слово?
-давайте разберём его по составу
Что такое О?
3. Сообщение темы, цели и задач урока.
Значит, какова тема нашего урока?
- А теперь, опираясь на тему урока, сформулируйте его цель?
4.Изучение нового материала.
А) работа по усвоению правила, определения
Сложными словами называют слова, состоящие из 2-х корней, например: электровоз, пылесос, вертолет. Некоторые сложные слова имеют 3 корня, например: самолетостроение.
Сложные слова образуются из основ исходных слов (пар, возить- паровоз), из целых слов (диван-кровать, сороконожка)
При образовании сложных слов чаще всего используются соед. гласн. О и Е (иногда образуются без соединит гласных , например, трехметровый, пятиэтажный)
Работа над правилом:
Открой стр.66, прочитаем правило.
Рассмотрим сложные слова, данные в учебнике. Какая соединительная гласная используется после твердых согласных, а какая- после мягких согласных, шипящих и ц?
Обратим внимание на то, как выделяется орфограмма в словах с соединит. гласными:
Предшествующую согласную подчёркиваем 2-мя чертами, а соединит гласн 1-ой чертой
А Как же простые слова стали сложными? Послушай сказку:
Было это давным-давно,
В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Возле Грамматической речки
Жили-поживали слова и словечки.
Вместе ели, пили, веселились,
Никогда ничем и не гордились,
Не сорились и не зазнавались:
Простыми словами назывались.
Но однажды у Грамматической речки
Появились странные человечки:
Буквы О да Е - сбежали из алфавита,
Стали словам нашептывать сердито:
«Эх вы, простаки и простушки
Раскройте глазки, прочистите ушки!
Скажем вам не в обиду,
Уж очень вы простые с виду!
Репутация у вас простофилей.
Это теперь немодно,
Неприлично, неблагородно!»
И у Грамматической речки
Взбунтовались простые словечки.
Говорят:
«Не хотим быть простыми словами,
Пусть все шапки снимают перед нами,
Нас приветствуют издалека
Все поклонники русского языка!
Хотим быть словами сложными!
Такое превращение, не возможно ли?»
Только одного желания мало!
Как это сделать? Буква О подсказала:
«Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,
Времени не тратьте даром».
Птица полетела к слову ловить,
Луна покатилась к слову ходить,
Вода потекла к слову падать.
Но их ведь чем-то соединять надо!
Распадаются две половинки
Без скрепляющей золотой серединки.
Возмутители спокойствия О и Е
Решили словам помочь в беде:
«Будем мы между согласными
Соединительными гласными!»
Правда, О немного ленивой была,
Не много дела себе взяла:
После твердых согласных становиться решила.
А буква Е, подругу свою любя,
Согласилась остальное взять на себя.
После мягких согласных, шипящих и Ц
В сложных словах пусть всегда будет Е !
А после твердых пусть будет О -
Не перепутает их никто
А теперь постараемся сформулировать правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.
Б) закрепление материала, формирование умений
Выполним упражнение в учебнике.
Физкультминутка. (онлайн «Веселый крабик).
5. Закрепление материала.
Перепиши слова, вставляя соединительную гласную О или Е, выдели орфограмму.
Книг…(люб), огн…(тушитель), каш…(вар), стал…(вар), общ…(житие), сам…(свал), сорок…(ножка), пчел…(вод), дом…(сед), гром…(отвод), кин…(театр), птиц…(фабрика).
6. Итог урока.
- О чем говорили сегодня на уроке?
- Какова была цель урока? Мы её достигли?
7. Рефлексия.
Что тебе понравилось на уроке?
Что было самым сложным? Какое задание было самым простым?
8. Домашнее задание.
Разгадай кроссворд. Запиши отгадки в тетрадь через запятую. Подчеркнуть соединительную гласную.
1.Специалист по разведению садов
2.Локомотив с паровым двигателем
3.Канал для выхода дыма из трубы
4.Русская народная игра – пляска
5.Лес, поваленный бурей
9. Оценивание работы обучающегося на уроке.