СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложные слова. Занимательные задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения, представленные здесь, дадут детям возможность пополнить свой словарь наиболее употребительными сложными словами и обобщить знания о составе слова.

Просмотр содержимого документа
«Сложные слова. Занимательные задания.»

Сложные слова    Занимательные задания

Сложные слова

Занимательные задания

 Рифмовка Стихи весёлые читай, А для чего они- смекай!  Жил да был на свете пар, С виду был он сед и стар, Но с кипящею водой Он плясал, как молодой.  Он из чайников струился, Над кастрюлями клубился, Никаких полезных дел Делать вовсе не умел.

Рифмовка

Стихи весёлые читай,

А для чего они- смекай!

Жил да был на свете пар,

С виду был он сед и стар,

Но с кипящею водой

Он плясал, как молодой.

Он из чайников струился,

Над кастрюлями клубился,

Никаких полезных дел

Делать вовсе не умел.

 Рифмовка Жило-было слово ход В слове вы ход , в слове в ход , В слове ход ики стучало, И в по ход е вдаль шагало. Так и жили пар и ход .  Жили врозь они, но вот Вместе их соединили- По воде они поплыли. Паром ходит пар о ход , В паре ходят пар и ход .

Рифмовка

Жило-было слово ход

В слове вы ход , в слове в ход ,

В слове ход ики стучало,

И в по ход е вдаль шагало.

Так и жили пар и ход .

Жили врозь они, но вот

Вместе их соединили-

По воде они поплыли.

Паром ходит пар о ход ,

В паре ходят пар и ход .

 Запоминай-ка! (Класс)  На доске записана рифмовка.  Нужно запомнить как можно больше сложных слов. Затем текст закрывается, и дети пишут слова по памяти в течение 1 минуты. Затем выясняется кто больше слов записал.  Игру можно проводить в парах. Дети списывают слова с доски, обозначая корни и соединительные гласные. При этом соседи по парте советуются между собой. Игроки, закончившие работу, выходят к доске. Один из них отмечает корни и соединительные гласные в словах левого столбика, другой- в словах правого столбика.

Запоминай-ка!

(Класс)

На доске записана рифмовка.

Нужно запомнить как можно больше сложных слов. Затем текст закрывается, и дети пишут слова по памяти в течение 1 минуты. Затем выясняется кто больше слов записал.

Игру можно проводить в парах. Дети списывают слова с доски, обозначая корни и соединительные гласные. При этом соседи по парте советуются между собой. Игроки, закончившие работу, выходят к доске. Один из них отмечает корни и соединительные гласные в словах левого столбика, другой- в словах правого столбика.

 Запоминай-ка! ЛЕДОКОЛ, ДРОВОРУБ, ЗЕМЛЕМЕР, КНИГОЛЮБ, ВОДОПАД, СЕНОКОС, СНЕГОПАД, ПАРОВОЗ,    САДОВОД, СТАЛЕВАР,  САМОЛЁТ, САМОВАР,  ЗЕМЛЕКОП, ПТИЦЕВОД,  САМОСВАЛ, ПАРОХОД.

Запоминай-ка!

ЛЕДОКОЛ, ДРОВОРУБ,

ЗЕМЛЕМЕР, КНИГОЛЮБ,

ВОДОПАД, СЕНОКОС,

СНЕГОПАД, ПАРОВОЗ,

САДОВОД, СТАЛЕВАР,

САМОЛЁТ, САМОВАР,

ЗЕМЛЕКОП, ПТИЦЕВОД,

САМОСВАЛ, ПАРОХОД.

 Сложи слово (2 команды)  На доске для каждой команды в 2 столбика записаны части сложных слов в измененном порядке и без соединительной гласной.  Игроки должны соединить части сложных слов.

Сложи слово

(2 команды)

На доске для каждой команды в 2 столбика записаны части сложных слов в измененном порядке и без соединительной гласной.

Игроки должны соединить части сложных слов.

 Сложи слово  сам + лёт = ? сам+ вар = ?   тепло косилка масло рубка сено комбинат мясо лаз гром провод верх кол мясо ход поле комбинат везде отвод лёд вод

Сложи слово

сам + лёт = ? сам+ вар = ?

тепло косилка масло рубка

сено комбинат мясо лаз

гром провод верх кол

мясо ход поле комбинат

везде отвод лёд вод

 Кто самый внимательный? (2 команды)  На доске записаны простые и сложные слова, сходные по написанию.  Одна команда выписывает в тетради только простые слова, другая-сложные. Игроки, первыми закончившие работу, читают выписанные слова и отмечают их на доске: в простых отмечается одна основа и один корень, в сложных- два корня, две основы, подчеркивается соединительная гласная.

Кто самый внимательный?

(2 команды)

На доске записаны простые и сложные слова, сходные по написанию.

Одна команда выписывает в тетради только простые слова, другая-сложные. Игроки, первыми закончившие работу, читают выписанные слова и отмечают их на доске: в простых отмечается одна основа и один корень, в сложных- два корня, две основы, подчеркивается соединительная гласная.

 Кто самый внимательный?   ?    Прохожий, пешеход, грузовик, самосвал, грузоподъёмник, погрузка, земляника, землемер, землянка, подъехал, подъёмный, огнетушитель, переезд, путешествие, самовар, вертолёт.

Кто самый внимательный?

?

Прохожий, пешеход, грузовик, самосвал, грузоподъёмник, погрузка, земляника, землемер, землянка, подъехал, подъёмный, огнетушитель, переезд, путешествие, самовар, вертолёт.

 О или Е? (Класс-2 команды)  На доске записаны сложные слова с пропущенной соединительной гласной.  Команда «левых» выписывает слова с соединительной гласной Е, а «правые» выписывают слова с соединительной гласной О. Затем проводится взаимопроверка, выясняется, сколько ошибок допустила каждая команда, и определяется команда-победительница.

О или Е?

(Класс-2 команды)

На доске записаны сложные слова с пропущенной соединительной гласной.

Команда «левых» выписывает слова с соединительной гласной Е, а «правые» выписывают слова с соединительной гласной О. Затем проводится взаимопроверка, выясняется, сколько ошибок допустила каждая команда, и определяется команда-победительница.

 или  ?  Пыл…сос, лед…кол, стал…вар, пеш…ход, сен…косилка, масл…завод, тел…передача, земл…черпалка, сам…вар, тепл…воз, птиц…вод, сад…вод, мыш…ловка, дров…руб. бетон…мешалка, камн…дробилка, сен…уборка, дом…хозяйка.

или ?

Пыл…сос, лед…кол, стал…вар, пеш…ход, сен…косилка, масл…завод, тел…передача, земл…черпалка, сам…вар, тепл…воз, птиц…вод, сад…вод, мыш…ловка, дров…руб. бетон…мешалка, камн…дробилка, сен…уборка, дом…хозяйка.

 Кто больше? (Класс)  На доске записана рифмовка.  Нужно внимательно прочитать сложные прилагательные, объяснить их значение и запомнить. Затем текст закрывается и все пишут по памяти. В конце выясняется, кто больше всех записал сложных слов. Текст открывается, и дети проверяют написанное путем взаимопроверки.

Кто больше?

(Класс)

На доске записана рифмовка.

Нужно внимательно прочитать сложные прилагательные, объяснить их значение и запомнить. Затем текст закрывается и все пишут по памяти. В конце выясняется, кто больше всех записал сложных слов. Текст открывается, и дети проверяют написанное путем взаимопроверки.

 Кто больше? СТАРОМОДНЫЙ, ТОНКОНОГИЙ, БЫСТРОХОДНЫЙ, КРУТОРОГИЙ, СЕНОКОСНЫЙ, МНОГОМЕСТНЫЙ, МНОГОЗВЁЗДНЫЙ, РЕДКОЛЕСНЫЙ, МНОГОСЛОЙНЫЙ, ПЕШЕХОДНЫЙ, ЗЕМЛЕРОЙНЫЙ, ВСЕНАРОДНЫЙ.

Кто больше?

СТАРОМОДНЫЙ, ТОНКОНОГИЙ,

БЫСТРОХОДНЫЙ, КРУТОРОГИЙ,

СЕНОКОСНЫЙ, МНОГОМЕСТНЫЙ,

МНОГОЗВЁЗДНЫЙ, РЕДКОЛЕСНЫЙ,

МНОГОСЛОЙНЫЙ, ПЕШЕХОДНЫЙ,

ЗЕМЛЕРОЙНЫЙ, ВСЕНАРОДНЫЙ.

 Замени одним словом (Класс)  Ведущий диктует словосочетания.  Нужно заменить словосочетание одним словом и записать сложное слово. По окончании диктанта желающие читают записанные сложные слова. Те, кто не допустил ошибок, признаются победителями.

Замени одним словом

(Класс)

Ведущий диктует словосочетания.

Нужно заменить словосочетание одним словом и записать сложное слово. По окончании диктанта желающие читают записанные сложные слова. Те, кто не допустил ошибок, признаются победителями.

 Замени одним словом 1. Любитель книг. 2. Машина, которая возит молоко. 3. Рабочий, который варит сталь. 4. Машина, которая сама летает. 5. Человек, который разводит птиц. 6. Машина, которая косит траву для сена. 7. Человек, который пасёт свиней. 8.Человек, который разводит лес. 9. Человек, который делает масло. 10. Машинка, измельчает мясо.

Замени одним словом

1. Любитель книг.

2. Машина, которая возит молоко.

3. Рабочий, который варит сталь.

4. Машина, которая сама летает.

5. Человек, который разводит птиц.

6. Машина, которая косит траву для сена.

7. Человек, который пасёт свиней.

8.Человек, который разводит лес.

9. Человек, который делает масло.

10. Машинка, измельчает мясо.

 Проверка 1. Книголюб 2. Молоковоз 3. Сталевар 4. Самолёт 5. Птицевод 6. Сенокосилка 7. Свинопас 8. Лесовод 9. Маслодел 10. Мясорубка

Проверка

1. Книголюб

2. Молоковоз

3. Сталевар

4. Самолёт

5. Птицевод

6. Сенокосилка

7. Свинопас

8. Лесовод

9. Маслодел

10. Мясорубка


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!