СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реабилитация ребенка с КИ дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации.»

СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ

ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ


В настоящее время в качестве одного из наиболее перспективных направлений реабилитации детей с большими поте­рями слуха и их интеграции в среду слы­шащих можно рассматривать кохлеарную имплантацию (КИ).

Что такое кохлеарная имплантация?

Это операция, в процессе которой во внутреннее ухо пациента вводится сис­тема электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посред­ством электрической стимуляции сохра­нившихся волокон слухового нерва. КИ, по существу, является разновидностью слухопротезирования, однако в отличие от обычного слухового аппарата, кото­рый усиливает акустические сигналы, кохлеарный имплант преобразует их в электрические импульсы, стимулирую­щие слуховой нерв. Использование кохлеарного импланта основано на том, что при сенсоневральной тугоухости наибо­лее часто поражены рецепторы улитки (волосковые клетки), в то время как во­локна слухового нерва долгое время ос­таются сохранными. Поврежденные волосковые клетки не могут обеспечить преобразование акустического сигнала в электрические импульсы, необходимые для возникновения слуховых ощущений. Эту функцию и выполняет кох­леарный имплант, каждый канал/электрод передает информацию об определенном частотном диапазоне в соответствующую зону улитки, и стимуляция волокон слухового нерва приближается к работе нормально функционирующей улитки.

Данное оперативное вмешательство принципиально изменяет состояние слуха, которое максимально приближается к нормальному – ребенок с кохлеарным имплантом может ощущать звуки интенсивностью 30-40 дБ, что соответствует 1 степени тугоухости.

Через месяц после операции проводится включение речевого процессора и его первичная настройка. Далее проводится слухоречевая реабилитация.

Как известно, категория имплантированных дошкольников крайне разнородна:

  • оглохшие дети, овладевшие речью на полноценной слуховой основе и сохранившие её (или начавшие терять);

  • глухие от рождения или потерявшие слух ещё до овладения речью – на первом-втором году жизни, среди которых:

  • дети, имеющие к моменту проведения КИ уровень речевого развития близкий к возрастной норме, и произношение которых приближено к нормальному звучанию речи слышащих детей (благодаря ранней и интенсивной коррекционной работе, в том числе и по развитию их слухового восприятия со слуховыми аппаратами);

  • дети раннего возраста – до 2-3-х лет;

  • дошкольники, до КИ еще не владевшие речью или имеющие низкий уровень развития;

  • дошкольники с дополнительными отклонениями в развитии, т.е. имеющие, помимо снижения слуха, другие первичные нарушения (ЗПР, снижение интеллекта, зрения, ДЦП, аутистические расстройства и др.).

Сегодня очевидно, что чем в более раннем возрасте производится имплантация, тем лучше ее результаты. Боль­шинство специалистов считают, что кохлеарную имплантацию у детей жела­тельно проводить до 2 — 3 лет, сразу по­сле того, как у ребенка выявлена глухо­та, подобран слуховой аппарат и стало очевидным, что он не помогает.

Эффективность имплантации определяется многими факторами, в частности возрастом, в котором наступила тотальная потеря слуха, ее длительностью, способностью к обучению, интеллектуальными возможностями ребенка. Эти факторы могут воздействовать как раздельно, так и в сочетании друг с другом.

Само устройство помогает ребенку слышать, но понимание речи и восприятие окружающих звуков – более сложные процессы, которые включают также умение различать сигналы, выделять в них важные для узнавания признаки, узнавать изолированные слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума и др.

Реабилитация детей после кохлеарной имплантации – длительный и сложный процесс. Основной задачей такого типа работы является развитие восприятия слуховых сигналов с помощью импланта.

При отсутствии адекватного педагогического сопровождения долингвально оглохший ребенок не способен овладеть речью, несмотря на то, что с помощью кохлеарного импланта он будет слышать все звуки речи, в том числе и высокочастотные.

Основная работа с имплантированным ребенком в условиях детского сада ложится на плечи специалистов: сурдопедагога, логопеда, психолога. Только комплексная систематическая, целенаправленная работа определит будущий позитивный результат.

В реабилитации ранооглохших детей после КИ условно выделяется 4 этапа:

  1. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Этот период связан с развитием у ребенка начального интереса к звукам. У детей, не говоривших до имплантации, важно активизировать голосовую активность, произнесения звуков и слов по подражанию.

На первом этапе у детей с помощью КИ появляются:

- реакции на звуки разной громкости, на большом расстоянии, если внимание ребёнка привлечено к процессу слушания;

- дети начинают слышать звуки, которые не слышали в с\а, в том числе тихие и удалённые;

- появляются устойчивые реакции на звуки во всём частотном диапазоне.

Длительность этого этапа зависит от наличия у ребенка слухового опыта. При отсутствии такого опыта ребенок медленнее адаптируется к новым ощущениям. Ранооглохшего ребенка, использовавшего СА, нужно в определенной степени учить заново слушать с КИ.

Второй фактор, отрицательно влияющий на длительность начального этапа, - наличие у ребенка сопутствующих психических нарушений. К ним относятся нарушения зрительного внимания, задержка психического развития, эмоционально-волевая незрелость, нарушения коммуникативных навыков.

Третий фактор, влияющий на длительность начального этапа, наличие интенсивных занятий с сурдопедагогом. Особенно важную роль при этом играют родители, которые должны постоянно привлекать внимание ребенка на окружающие звуки в течение всего дня.

  1. Основной период развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. В этот период ребенок начинает понимать часто используемые слова и простые фразы. Наблюдаются выраженные проблемы слухоречевой памяти – ребенок слышит, но не понимает; он повторяет слово, но неправильно показывает предмет, обозначаемый словом, хотя оно ему знакомо, не может запомнить стихотворение. Это проявления несформированности слуховых центров мозга и процессов обработки звуковой и речевой информации – следствие того, что ребенок не слышал в раннем возрасте, в наиболее важный период для развития этих центров.

Необходимо у ребенка формировать умение различать и узнавать все звуки речи (фонематический слух). Также развиваем слуховой контроль собственной речи и формируем координацию между слухом и артикуляцией.

На втором этапе у ребёнка формируется:

- непроизвольное и произвольное слуховое внимание;

- развивается слуховая и слухоречевая память;

- способность запоминать разные окружающие звуки и часто слышимые слова и фразы.

3. Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи.

В этот период ребенок с КИ напоминает иностранца, который живет в другой стране и изучает язык. Он все слышит, но понимает только отдельные слова и часто используемые фразы по ситуации общения.

Главным, в этот период, является развитие системы родного языка. Большое внимание уделяется грамматике.

  1. Этап развития понимания связной речи и сложных текстов.

Этот период определяется дальнейшим накоплением словарного запаса, развитием грамматической системы и общих представлений об окружающем мире. Это более высокий уровень овладения родным языком.

Четвёртый этап речевого развития определяется:

  • дальнейшим накоплением словарного запаса;

  • развитием грамматической системы;

  • развитие общих представлений об окружающем мире.

Показателем его достижения является:

  • умение ребёнка понять прочитанный сложный текст;

  • умение пересказать прочитанное;

  • умение общаться с разными людьми с помощью речи.

При реабилитации ребенка с КИ дошкольного возраста подходят все методики, которые используются для развития слуха и речи у слабослышащих детей. Однако есть ряд особенностей:

  • ребенок с КИ, имплантированный в младшем возрасте, не нуждается в использовании глобального чтения, только в раннем овладении навыком аналитического чтения (послогового). Послоговое чтение используется, с одной стороны, для развития произносительной стороны речи. С другой стороны, оно послужит базой для формирования грамматической системы родного языка;

  • ребенок с КИ не нуждается в использовании сопряженной речи для развития произносительных навыков;

  • в ином соотношении слухозрительного и слухового восприятия речи (все упражнения вначале проводятся на слухозрительной основе, а после того, как ребёнок усвоил содержание упражнения и правильно его выполняет - переходить к работе на слух);

  • ребенок с КИ не нуждается в использовании дактильной формы речи не только как средства общения, но и как средства формирования произношения. Исключения составляют дети с выраженными двигательными нарушениями и центральными слуховыми расстройствами.

Условия эффективности слухоречевого развития ребенка после кохлеарной имплантации:

  • ребенок должен постоянно носить КИ, и процессор КИ должен быть исправен и хорошо настроен;

  • слухоречевое развитие ребенка должно осуществляться постоянно: на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, в естественных жизненных ситуациях;

  • особое значение имеет деятельная, активная позиция родителей, проявляющаяся в стремлении понять особенности нарушенного развития ребенка и желании овладеть необходимыми знаниями и умениями для оказания ему коррекционно-развивающей помощи.

 

Благополучное завершение запускающего этапа реабилитации означает, что дети с кохлеарными имплантами встали на путь естественной коммуникации и речи. Задача сурдопедагога – подобрать подходящий образовательный маршрут, поэтому важными ориентирами становятся степень сближения развития ребенка с возрастной нормой, перспективы дальнейшего сближения в разных условиях обучения:

  • группа детей, уже приблизившихся к возрастной норме и готовых к вхождению в общеобразовательную среду при минимальной специальной поддержке;

  • группа детей, еще не приблизившихся к возрастной норме, но имеющих возможность и перспективу благополучного дальнейшего развития и приближения к норме в обычной среде при постоянном наблюдении и сурдопедагогической поддержке;

  • группа детей, не приблизившихся к возрастной норме и не имеющих перспективы сближения с нормой в обычной среде даже при постоянном наблюдении и специальной сурдопедагогической поддержке.

Такая классификация помогает сурдопедагогу достаточно оперативно и без грубых ошибок выбирать оптимальные образовательные маршруты.

В дошкольном отделении в настоящее время имплантированные дети обучаются в группах для слабослышащих детей (5 воспитанников) и 1 посещает группу кратковременного пребывания. В основном, эта категория детей имеет комплексные нарушения развития, у которых, помимо снижения слуха, есть другие первичные нарушения (ЗПР, снижение интеллекта, зрения, ДЦП, аутистические расстройства и др.). Уровень развития имплантированных ранооглохших детей, имеющих только нарушение слуха, на данный момент не достиг возрастной нормы, поэтому их обучение продолжится в дошкольном отделении и начальном звене нашей школы.

В работе с имплантированными детьми с нарушением слуха применяем комплекты реабилитационных материалов: «Бегемотик Тоша» (сборник методических пособий), «Занимаемся с Ушариком» (рабочие тетради и методические рекомендации), «Учусь слушать...» (рабочие тетради и методические рекомендации), а также интерактивные настенные логопедические комплексы «Logo 7» и «Волшебный экран» и специализированные обучающие компьютерные программы «Мир звуков Отто», «Учимся говорить хорошо», «Я в мире звуков».