СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слуховое чтение с листа.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс овладения навыками чтения с листа можно разделить на два этапа: чтения без инструмента (внутренне – слуховое чтение) и чтение за инструментом (чтение – игра).

Просмотр содержимого документа
«Слуховое чтение с листа.»

Слуховое чтение с листа.

Процесс овладения навыками чтения с листа можно разделить на два этапа: чтения без инструмента (внутренне – слуховое чтение) и чтение за инструментом (чтение – игра).

Каждый этап характеризуется присущими ему приемами работы. Методы работы одного этапа могут переплетаться с характерными приемами другого. У различных учащихся в силу индивидуального музыкального развития эта взаимосвязь проступает в самых разнообразных сочетаниях.

Можно выявить следующие специфические условия процесса чтения с листа:

  1. Распознавание «носителей» смысла – быстрое распознавание в записи главных носителей музыкального содержания – темы, мелодических и ритмических форм и интонаций, гармонических комплексов и оборотов, ладотональных сдвигов и т.п.

  2. Динамическое мышление – способность к быстрому переключению, выражающаяся в готовности к неожиданным музыкально – речевым ситуациям – резким смена лада, фактуры, ведущего ритма, размера, характера звучания.

  3. Безостановочное проигрывание – целостное и связное исполнение неизвестного или малознакомого произведения в темпе, соответствующем характеру музыкального содержания.

  4. Художественно – образное восприятие – переживание эмоционально – смыслового содержания музыки, обеспечивающее целостное и связное исполнение.

Распознавание носителей содержания обеспечивается целым рядом приемов беглого чтения:

  1. Предварительное прочтение глазами – зрительный обзор нотного текста, содержащий общий анализ и игру в уме.

  2. Относительное чтение – зрительное восприятие «нотной картины», а не отдельных нотных знаков, т.е. чтение по графическим контурам нотных головок (горизонталь), и изображению нотных групп (вертикаль); чтение с преобладание зрительного процесса (образа).

  3. Обобщенное чтение – опора при считывании нот на типовые формулы фортепианной фактуры и звучащие обороты музыкальной речи – гаммы, арпеджио, фигурации, виды аккомпанементов, стилевые фактурные формы, ритмоформулы, секвенции, кадансы и др.; чтение с преобладанием интеллектуального процесса.

  4. Смысловая группировка нот – слуховое восприятие нотной записи по целостной «звуковой картине» - группировка нот на уровне интервалов, аккордов, небольших мелодических построений; чтение с преобладанием слухового процесса (образа).

  5. Структурное чтение – удержание целостных структур, крупных единиц текста – фраз, предложений, повторяющихся построений; чтение с преобладанием структурно – синтаксического и эмоционально – образного восприятия.

  6. Упрощение фактуры – облегчение фактуры фортепианного изложения, не затрагивающее функционального баса и мелодической линии.

Условия безостановочного проигрывания и образного восприятия обеспечиваются приемами:

  1. Мысленное изложение – «забегание глазами вперед» исполняемого фрагмента и «фотографирование» его; принудительное чтение последующего фрагмента с помощью прикрывания бумагой сыгранного отрезка текста; ведет к зрительно – слухо – моторному опережению реально звучащего текста. Когда слышание музыкальной ткани опережает исполнение, руки выполняют то, что подсказывает слух; обеспечивает кратковременное запоминание последующего фрагмента, двигательную готовность и непрерывность исполнения, облегчает смысловую догадку о ближайшем продолжении.

  2. Игра «вслепую», не глядя на руки – ориентировка на клавиатуре без помощи центрального (прямого) зрения; обзор большей части нотного листа в условиях периферического (бокового) зрения; этот прием совершенствует аппликатурную технику и ускоряет слухо – двигательную реакцию на нотные знаки; основа для считывания нот, опережающего исполнения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!