СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слуховой анализатор

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 8-х классов содержание  урока и рекомендации по выполнению домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Слуховой анализатор»

Урок № 55

Тема: Слуховой анализатор

Цель: познакомиться с особенностями строения наружного, среднего и внутреннего уха в связи и выполняемыми функциями; углубить представление о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Вопросы:

1. Что общего между зрительным и слуховым анализаторами?

2. Каково строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха?

3. Как звуковая волна преобразуется в наружном, среднем и внутреннем ухе?

4. Что происходит в слуховых рецепторах?

5. Как сохранить хороший слух?

II. Изучение нового материала

1. Значение слуха

Как и зрение, слух дает возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии. С помощью слуха животные обнаруживают добычу, спасаются от хищников, общаются. Важен слух и для человека, так как с этим анализатором связана членораздельная речь. Лишившиеся в раннем детстве слуха люди теряют способность произносить слова. Требуется длительная лечебная тренировка по специальной методике, чтобы глухой от рождения человек мог говорить.

2. Строение органа слуха

Как и любой другой анализатор, слуховой тоже состоит из трех частей: слухового рецептора, слухового нерва с его проводящими путями и слуховой зоны коры больших полушарий головного мозга, где происходят анализ и оценка звуковых раздражений.

В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо (рисунок 106 «Строение уха и вестибулярного аппарата» на странице 254 учебника).

3. Наружное ухо

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Покрытые кожей ушные раковины состоят из хряща. Они улавливают звуки и направляют их в слуховой проход. Он покрыт кожей и состоит из наружной хрящевой части и внутренней – костной. В глубине слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкое желтое веществ, называемое ушной серой. Она задерживает пыль и уничтожает микроорганизмы. Внутренний конец наружного слухового прохода затянут барабанной перепонкой, которая преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.

4. Среднее ухо

Среднее ухо представляет собой полость, заполненную воздухом. В ней имеются три слуховые косточки. Одна из них, молоточек, упирается в барабанную перепонку, вторая, стремечко, в перепонку овального окна, которое ведет во внутреннее ухо. Третья косточка, наковальня, находится между ними. Получается система костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивающая силу воздействия колебаний барабанной перепонки.

Полость среднего уха с помощью слуховой трубы сообщается с полостью глотки. При глотании вход в слуховую трубу открывается, и давление воздуха в среднем ухе становится равным атмосферному. Благодаря этому барабанная перепонка не выгибается в ту сторону, где давление меньше.

5. Внутреннее ухо

Внутреннее ухо отделено от среднего костной пластинкой с двумя отверстиями – овальным и круглым. Они также затянуты перепонками. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий из системы полостей и канальцев, расположенных в глубине височной кости. Внутри этого лабиринта, как в футляре, находится перепончатый лабиринт. В нем имеется два разных органа: орган слуха и орган равновесия – вестибулярный аппарат. Все полости лабиринта заполнены жидкостью.

Орган слуха находится в улитке. Ее спирально закрученный канал огибает горизонтальную ось в 2,5-2,75 оборота. Он разделен продольными перегородками на верхнюю, среднюю и нижнюю части.

Рецепторы слуха находятся в спиральном органе, расположенном в средней части канала. Наполняющая его жидкость изолирована от остальной: колебания передаются через тонкие мембраны.

Продольные колебания воздуха, несущие звук, вызывают механические колебания барабанной перепонки. С помощью слуховых косточек оно передается перепонке овального окна, а через нее – жидкости внутреннего уха (рисунок 107 «Движение жидкости внутри улитки» на странице 255 учебника). Эти колебания вызывают раздражения рецепторов спирального органа (рисунок 108 «Спиральный орган в улитке» на странице 256 учебника), возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга и здесь формируются в слуховые ощущения.

Каждое полушарие получает информацию от обоих ушей, благодаря чему становится возможным определять источник звука и его направление. Если звучащий предмет находится слева, то импульсы от левого уха приходят в мозг раньше, чем от правого. Эта набольшая разница во времени и позволяет не только определять направление, но и воспринимать звуковые источники из разных участков пространства. Такое звучание называется объемным или стереофоническим.

6. Гигиена органов слуха

Гигиена органов слуха начинается с ежедневного мытья ушей. В наружном слуховом проходе, ведущем от ушной раковины к барабанной перепонке, постоянно выделяется ушная сера. Она содержит смягчающие и противомикробные вещества. Накопление ушной серы может привести к закупорке наружного слухового прохода и ухудшению слуха. Чистить уши спичкой, булавкой и прочими твердыми предметами, чтобы удалить ушную серу, не рекомендуется.

Воспаление слизистой оболочки носа и горла приводит к тому, что слуховая труба заполняется слизью, и давление воздуха в среднем ухе не может сравняться с наружным давлением. При этом человек испытывает своеобразное ощущение – заложенность в ушах. При насморке очищать носовые ходы надо поочередно, чтобы через слуховые трубы потоки воздуха не прорывались в среднее ухо, когда выход воздуха наружу будет заблокирован.

Особенно опасно воспаление среднего уха. Оно сопровождается сильной болью и может привести к нарушению подвижности слуховых косточек, снижению слуха. Поражение слуховых рецепторов и слухового нерва может вести к глухоте.

Систематическое пребывание в шумной обстановке или кратковременное, но весьма интенсивное воздействие звука может привести к тугоухости. Длительное пребывание в среде, «загрязненной» избыточными звуками («звуковой шум»), ведет к повышению раздражительности, ухудшению сна, головным болям, повышению артериального давления.

III. Закрепление

Вопросы:

1. Каково значение слуха?

2. Каково различие в понятиях «орган слуха» и «слуховой анализатор»?

3. Как и куда передаются звуковые колебания от барабанной перепонки?

4. Какое влияние на орган слуха и центральную нервную систему может оказать громкая музыка?

IV. Обобщение

Вывод: Слух дает возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии. В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо. Слуховой анализатор состоит из трех частей: слуховых рецепторов, слуховых нервов, слуховой зоны коры больших полушарий.

V. Домашнее задание

1. Параграф 51 на странице 253-257 учебника.

2. Вопросы 1-4 на странице 257 учебника.

3. Словарь: наружное ухо, ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка, среднее ухо, слуховые косточки, слуховая труба, перепонка овального окна, перепонка круглого окна, внутреннее ухо, костный лабиринт, перепончатый лабиринт, улитка, рецепторы слуха, стереофоническое звучание, воспаление среднего уха, тугоухость.

4. Задание на странице 257 учебника.

Задание «Определение остроты слуха»

Приставьте к уху механические часы и отстраняйте их от себя до тех пор, пока не перестанете слышать их тиканье. В момент исчезновения звука измерьте расстояние (в см) между часами и ухом. Чем оно больше, тем лучше слуховая чувствительность. Теперь приближайте издалека часы к уху до появления едва заметного звука. Измерьте также расстояние. Вычислите среднюю цифру. Таким образом, найдите свою слуховую чувствительность.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!