Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Кафедра логопедии и психолингвистики
РЕФЕРАТ
по учебному предмету: «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения»
на тему: «Слуховой анализатор»
студентки 2 курса 272 группы
направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль подготовки «Логопедия»
факультета психолого-педагогического и специального образования
Колесниковой Анастасии Витальевны
Научный руководитель
профессор: О.А. Рагимова
Саратов 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..........................................3
1. Общие представления об анализаторах…………………………………….4
1.1. Понятие об анализаторах, их роль в познании окружающего мира………………………………………………………………………………...4
1.2. Возрастные особенности анализаторов…………………………….5
2. Слуховой анализатор………………………………………………………….6
2.1. Физиология органа слуха, и его функции……………………………6
2.2. Гигиена органа слуха………………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..........................................................11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....12
ВВЕДЕНИЕ
В сегодняшнем мире на человека постоянно действует огромный поток информации о процессах, происходящих в окружающем мире. Каждый её вид поступает в центральную нервную систему человека через специализированные органы чувств, доставку по нервным путям в определенный участок мозга, а также анализ этой информации и создание ощущения.
Первыми что, принимают на себя воздействие окружающей среды, являются рецепторы – специализированные клетки, которые мгновенно реагируют на раздражение. Затем анализаторы автоматически обеспечивают доставку этих раздражений в мозг, где проводится анализ и формируется целостная картина происходящего. Следовательно, анализаторы являются источниками представлений об окружающем нас мире.
Нам известно, что человек и животное познает мир по пяти каналам: осязание, слух, зрение, вкус, обоняние. Они дают способность видеть многообразную информацию об окружающем мире, которая представляет собой субъективные образы – ощущения, восприятия и представления памяти.
Ведь очевидно, что слуховой анализатор играет одну из ведущих и главной ролей в развитии и функционировании психики человека, в развитии его речи и мышления.
Нашу современную цивилизацию называют информационной. Коммуникация играет огромную роль в жизни каждого человека, поэтому нам интересно проследить механизм и специфику действия одного из важнейших «проводников» между объективностью мира реальности и субъективностью мира психики и сознания человека.
1. Общие представления об анализаторах
1.1. Понятие об анализаторах, их роль в познании окружающего мира
Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Всю информацию o происходящем в окружающей среде, мы получаем через органы чувств: глазами видим, ушами слышим, языком ощущаем вкус, носом чувствуем запахи, кожей — шероховатость, давление, температуру. Известно, что еще Аристотелем были описаны пять основных чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
Сам термин «анализатор» (разложение, расчленение) первым был введен И.П. Павловым в 1909 г. для обозначения совокупности образований, активность которых обеспечивает разложение и анализ в нервной системе раздражителей, воздействующих на организм.
Что же такое анализатор? Это такая система, которая обеспечивает восприятие некой информации, доставку ее по нервным путям в мозг и анализ этой информации в соответствующие структуры мозга. Другими словами можно сказать, что анализаторы - совокупность нервных образований, обеспечивающих осознание и оценку, действующих на организм, раздражителей.
Первыми принимают на себя воздействие окружающей среды рецепторы – это особые клетки, реагирующие на определенные раздражители, которые располагаются в органах чувств, в коже, слизистых оболочках. В них начинается анализ раздражений. Так, например, рецепторы органа зрения раздражаются светом, слуха – звуками. Импульсы, которые возникают в рецепторных клетках, передаются в мозг, который уже начинает анализировать доставленную информацию. А уже образы формируются сами в коре больших полушарий мозга. Именно данная система, которая отвечает за доставку и анализ какой-либо информации, называется анализатора.
Таким образом, можно сказать, что анализатор состоит из такого органа, воспринимающего раздражитель (например, для зрительного анализатора это глаз), и тех частей мозга, где этот вид информации обрабатывается. Информация доставляется в головной мозг по нервным окончаниям в виде нервных импульсов, и наши ощущения зависят от того, в какой отдел мозга приходят эти самые импульсы.
Может быть такое, что анализаторы дают неверное представление об окружающей действительности, которое называется иллюзиями. Причина их возникновения могут быть различными: внутренними и внешними, однако жизненный опыт и совместная работа всех анализаторов помогают человеку получить верную картину мира.
Глаза – орган зрения – можно сравнить c окном в окружающий мир. Примерно 70% всей информации мы получаем c помощью зрения, например o форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них и др. Зрительный анализатор контролирует двигательную и трудовую деятельность человека; благодаря зрению мы можем по книгам и экранам компьютеров изучать опыт, накопленный человечеством.
Слуховой анализатор обеспечивает восприятие звуковой информации, и ее обработку в центральных отделах коры головного мозга. Слушая и воспринимая звуки, человек узнает o том, что вокруг него происходит, общается c людьми, чувствует опасность, оценивает расстояния, наслаждается звуками.
Вестибулярный анализатор выполняет функцию регуляции положения тела и его отдельных частей в пространстве, т.е. является важной составляющей для равновесия. Его периферическая часть представлена рецепторами, расположенными во внутреннем ухе, а также большим количеством рецепторов, расположенных в сухожилиях мышц.
Обоняние обеспечивает нам восприятие запахов. Обонятельные рецепторные клетки расположены в слизистой оболочке верхней части носовой полости.
Вкусовой анализатор дает возможность человеку различить все вкусовые ощущения: соленость, кисловатость, горьковатость, сладковатость.
Тактильный анализатор обеспечивает осязание – комплекс ощущений, возникающий при раздражении нескольких видов рецепторов кожи, реагирующих на холод, тепло, давление, прикосновение и т.д.
Каждый участок тела содержит несколько видов рецепторов. Например, в ротовой полости находятся не только вкусовые рецепторы, но и терморецепторы, рецепторы боли. Поэтому обычно у нас возникают не отдельные ощущения, а целые комбинации ощущений. И все анализаторы работают не изолированно, а взаимодействуют друг c другом, как единая команда. Благодаря этому человек получает полную и реальную картину окружающего мира.
1.2. Возрастные особенности анализаторов
Анализаторы начинают функционировать в различные периоды развития человека. Так, например, вестибулярный анализатор развивается уже внутриутробно. У плода можно заметить рефлекторные акты, связанные с активностью этого анализатора (например, изменение положения конечностей при повороте). Кожный анализатор формируется примерно в тот же время. Первые реакции на раздражение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. А уже ближе к трем месяцам у младенца кожная чувствительность становится почти как у взрослого человека.
Вкусовой анализатор также созревает рано, уже реакции на его раздражения наблюдаются с 9-10-го дня жизни младенца. Тонкость дифференцировки основных пищевых веществ формируется на 3-4-м месяце жизни ребенка. До 6-летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражителям повышается и в школьном возрасте не отличается от чувствительности взрослого.
Обонятельный анализатор начинает функционировать c момента рождения. На 4-м месяце жизни ребенок начинает ощущать и различать множество запахов.
С рождения у младенца начинает функционировать и зрительный анализатор, ребенок способен воспринимать элементы видимых изображений. Интересно, что отдельные элементы изображения в раннем младенческом возрасте отождествляются с целостным предметом. Об этом свидетельствуют экспериментальные данные, показавшие, что младенцы, у которых вырабатывался условный рефлекс на целостную конфигурацию, реагировали также на ее компоненты, предъявляемые в отдельности, и только с 16 недель ребенок воспринимал целостную конфигурацию, она становилась эффективным стимулом условной реакции.
Благодаря созреванию внутрикоркового аппарата нейронов и их связей, анализ внешней информации становятся четким и дифференцированным. Период интенсивного созревания систем наиболее пластичен. Созревание коркового звена анализатора в значительной степени определяется поступающей информацией. Известно, что если лишить организм новорожденного притока сенсорной информации, то нервные клетки проекционной коры не развиваются; в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их синаптических контактов происходит наиболее интенсивно. Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте. Средствами его осуществления являются разнообразные предметы, окружающие ребенка, ярко окрашенные игрушки, привлечение внимания к их форме и цвету.
Функциональное созревание сенсорных систем не заканчивается в раннем детском возрасте. Помимо корковых отделов анализаторов в переработку поступающей информации вовлекаются и другие корковые зоны – ассоциативные отделы, участвующие в опознании стимулов, их классификации, выработке эталонов.
2. Слуховой анализатор
2.1. Физиология органа слуха, и его функции
Человека окружает поток звуков, прислушиваясь и анализируя их, он узнает о том, что вокруг него происходит, общается с людьми, чувствует опасность, оценивает расстояния, наслаждается музыкой. Звук – колебания воздуха. Ученые выяснили, что наш орган слуха улавливает колебания частотой 16- 20 тыс. в секунду.
Ухо – орган с двумя функциями, включающий в себя не только собственный орган слуха, который дает нам возможность слуховые ощущения, но и вестибулярный аппарат, служащий для поддержания баланса нашего тела. Слуховой анализатор состоит из трех частей: слухового рецептора, слухового нерва с его проводящими путями и слуховой зоны коры больших полушарий головного мозга, где происходят анализ и оценка звуковых раздражений. Само строение ухо также можно разделить на три части (Рисунок 1): наружное, среднее и внутреннее.
Наружное ухо включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход. Ушные раковины (у человека они неподвижны) состоят из хряща, которые приспособлены для улавливания звуков. Слуховой проход соединяет ушную раковину со средним ухом. Он не совсем прямой, а слегка изогнут. Наружное ухо отделено от среднего барабанной перепонкой, которая преобразует, звуковые волны в механические колебания и передает их в среднее ухо. В глубине ушного канала имеются волосы и кожные железы, выделяющие ушную серу, которая не дает проникнуть в слуховой проход пыли и мелким насекомым, защищая ухо от внешних раздражителей.
Рисунок 1
Строение уха и вестибулярного аппарата
Наружное ухо: 1 – ушная раковина; 2 – слуховой проход; 3 – барабанная перепонка. Среднее ухо: 4 – полость среднего уха; 5 – слуховая труба; косточки среднего уха: молоточек (а), наковальня (б), стремечко (в); внутреннее ухо: 6 – улитка; 7 – слуховой нерв. Вестибулярный аппарат: 8 –преддверие с мешочками; 9 – полукружные каналы.
Среднее ухо находится в толщине височной кости и представляет собой узкую полость, оно состоит из полости среднего уха, слуховых косточек и евстахиевой трубы.
Барабанная перепонка образует наружную стенку полости среднего уха, которая с помощью евстахиевой трубы соединяется с носоглоткой. Евстахиева труба позволяет уравнивать давление в полости среднего уха с атмосферным, что способствует звуковым колебаниям быть не искаженными.
Слуховых косточек всего три (Рисунок 2): молоточек, стремечко, наковальня, они являются самыми маленькими косточками нашего тела, их масса всего около 0,5 г. Эти косточки последовательно передают колебания барабанной перепонки во внутреннее ухо. Таким образом, получается, что система костных рычагов, которые примерно в 50 раз увеличивающая силу воздействия колебаний барабанной перепонки.
Рисунок 2
Слуховые косточки
1– головка молоточка; 2 – его шейка; 3 – рукоятка; 4 – передний отросток молоточка; 5 – наковальня; 6 – короткий отросток наковальни; 7 –длинный отросток наковальни; 8 – соединение наковальни со стремечком, 9 –стремечко.
Внутреннее ухо находится в полости пирамиды височной кости. Оно представляет собой сложную систему тонких изогнутых каналов и полостей, расположенных в толще височных костей. Внутри него заключен перепончатый лабиринт (Рисунок 3), имеющий орган слуха и орган равновесия – вестибулярный аппарат. Внутри перепончатого лабиринта находятся чувствительные приборы, воспринимающие колебания звуков.
Орган слуха находится в улитке, которая похожа внешне на речную улитку – прудовика, представляет собой спирально закрученный костный канал. Он разделён продольными перегородками на верхнюю, среднюю и нижнюю части. Одна из стенок перепончатой улитки (базальная мембрана) состоит из 24 тыс. упруго натянутых волоконец разной длины, каждое из которых отвечает за звук определенной высоты. На базальной мембране располагаются клетки с волосками на верхушке, это слуховые рецепторы. Над ними находится покровная мембрана. Каждому рецептору подходят окончания слухового нерва. Механические колебания барабанной перепонки вызывают продольные колебания воздуха, которые несут звук. Эти колебания вызывают раздражение рецепторов спирального органа, данные возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга и здесь формируется в слуховые ощущения.
Рисунок 3
Внутреннее ухо
1,2,5 – полукружные каналы; 3 – преддверие лабиринта; 4 – улитка
Механизме работы слухового анализатора. Когда поступает звуковой сигнал, столбик воздуха, заполняющий наружный слуховой проход, колеблется. Именно они улавливаются барабанной перепонкой и через молоточек, наковальню и стремечко передаются на овальное окно. Во время прохождения через систему звуковых косточек звуковые колебания усиливаются приблизительно в 40-50 раз и передаются на жидкость, заполняющую полости внутреннего уха. Через эту жидкость колебания воспринимаются рецепторами, причем, высокие звуки вызывают колебания более коротких волокон, а низкие – более длинных. В результате колебаний возбуждаются рецепторные клетки и сигнал по волокнам слухового нерва передаётся сначала в ядра нижних бугров четверохолмия, оттуда в слуховые ядра таламуса и наконец в височные доли коры больших полушарий, где и находится высший центр слуховой чувствительности.
Механизм восприятия звуковых колебаний можно показать в виде следующей схемы:
Звуковая волна - Колебания барабанной перепонки - Колебания слуховых косточек - Колебания мембраны овального окна - Колебания жидкости в улитке - Колебания волокон основной мембраны -Возбуждение рецепторных клеток кортиева органа - Передача нервного импульса по слуховому нерву - Височная доля коры больших полушарий (ощущения звука).
2.2. Гигиена органа слуха
Держать уши в чистоте каждого из нас, это один из важных навыков личной гигиены. Отоларингологи утверждают, что поддержание чистоты ушей является защитой от проникновения в них различных инфекций. Также, следует избегать переохлаждения, шума, попадания каких-либо веществ, ведь они также являются причиной ухудшения слуха.
В первую очередь, гигиена органа слуха должна начинается с ежедневного мытья ушей, это основа основ всех правил гигиены. В источниках литератур известно, что в наружном слуховом проходе выделяется ушная сера, которая содержит смягчающие и противомикробные вещества. Если ушная сера накопится, то слуховой проход может закупориться и образовать пробку, снижающую остроту и функцию слуха. Удалять такую пробку нужно очень осторожно, так как можно повредить барабанную перепонку, а лучше всего обратиться к врачу. Из носоглотки в полость среднего уха могут проникать различные виды возбудители, которые способны вызвать воспаление среднего уха – отит.
Конечно же, для удаления ушной серы не рекомендуется чистить уши спичкой, булавкой и прочими твёрдыми предметами. Но и при чистки ушных раковин специальными ватными палочками нужно быть внимательными и осторожными. Ведь любые неправильные действия могут способствовать образованию плотной серной пробки, что нарушит естественный процесс выделения серы.
К нарушению слуха могут привести механические травмы –ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей. Так же воспаление слизистой оболочки носа и горла может привести к тому, что слуховая труба заполнится слизью, и давление воздуха в среднем ухе не сравнится с наружным давлением. В этом случае больной человек испытывает и говорит о жалобах на заложенность в ушах. Как при любых правилах и требований отоларингологов написано, что при насморке очищать носовые ходы надо поочередно, для того, чтобы через слуховые трубы потоки воздуха не прорывались в среднее ухо, когда выход воздуха наружу будет заблокирован. Ведь, как известно, что полость носа и ротоглотки взаимосвязаны.
Воспаления среднего уха сопровождается такими симптомами, как сильной болью и может привести к нарушению подвижности слуховых косточек, следовательно, все это может привести и к снижению слуха. Поражение слуховых рецепторов и слухового нерва может вести к глухоте.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что следить за гигиеной ушей, это не только один из важных, а из самых обязанных навыков каждого из нас личной гигиены. Ведь насколько мы хорошо следим за чистотой наших ушей, настолько хорошо слышим. Каждое нарушение гигиены органа слуха может привести к глухоте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря нашей нервной системе человек непрерывно реагирует на изменения в окружающей обстановке. Всю информацию об окружающем мире мы получаем через определенный анализатор, обеспечивающий ее восприятие c помощью специализированных органов чувств, доставку по нервным путям в определенный участок мозга, а также анализ этой информации и создание ощущения. Различают зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, вестибулярный и тактильный анализаторы.
Органы чувств обеспечивают преобразование информационных сигналов, поступающих от специфического раздражителя, в форму, доступную для восприятия соответствующим рецептором.
Анализатор (орган чувств) – состоит из трех отделов: периферического, проводникового и центрального. Периферическое (воспринимающее) звено анализатора – рецепторы. В них происходит преобразование сигналов внешнего мира (свет, звук, температура, запах и др.) в нервные импульсы. В зависимости от способа взаимодействия рецептора c раздражителем разливают контактные (рецепторы кожи, вкусовые) и дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные) рецепторы. Проводниковое звено анализатора – нервные волокна. Они проводят возбуждение от рецептора до коры больших полушарий. Центральное (обрабатывающее) звено анализатора – участок коры больших полушарий. Нарушение функций одной из частей вызывает нарушение функций всего анализатора. Различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой и кожный анализаторы, а также двигательный и вестибулярный анализатор.
Слух даёт возможность воспринимать звуковую информацию на значительном расстоянии, а для человека слух важен ещё и потому, что даёт возможность воспринимать речь, т. е. общаться.
Сложная структура системы слухового анализатора, обусловлена многоступенчатым алгоритмом передачи сигнала в височный отдел мозга. Наружное ухо улавливает звуковые колебания и направляет их в среднее ухо. Система слуховых косточек передает звуковые колебания дальше - во внутреннее ухо. Колебания жидкости в улитке вызывают колебания базальной мембраны и касания волосковых клеток покровной мембраны, что приводит к раздражению соприкасающихся с ней рецепторов. Возникшее возбуждение передается в слуховую зону полушарий головного мозга, где происходит различие звука.
Иногда в наружном слуховом проходе скапливается слишком много ушной серы и образуется пробка, которая снижает остроту слуха. Поэтому необходимо следить за гигиеной слухового анализатора, держать уши в чистоте. К нарушению слуха могут привести механические травмы - ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей. Все это приводит к поражению слуха, который нарушает нормальное развитие речи и жизнь человека. При нарушении слуха ограничиваются возможности для овладения звучащей речью на основе слухового подражания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агаджанян Н. А. Основы физиологии человека: Учебник./ Агаджанян Н. А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И.– М.: Изд-во РУДН – 408 с.
2. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. -М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
3. Сапин М. Р. анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /М.Р.Сапин, З.Г.Брыксина. – М.: Издательский центр «академия» – 432с.
4. https://audionika.ru/info/nash-slukh/stroenie-funktsii-osobennosti-organa-slukha.html