Просмотр содержимого документа
«"Служба школьной медиации. Создание групп равных"»
Формирование «группы равных» из учащихся школы - потенциальных участников службы школьной медиации.
Педагог-психолог:
Туйманова Т.В
Нормативно-правовая база школьных служб медиации
- Указ Президента РФ №761 от 01.06.2012 о «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»,
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях Минобрнауки РФ №ВК – 54/07 от 18.11.2013 года
Школьная служба медиации - это команда взрослых и подростков, которая стремится:
- Разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом (через проведение восстановительных программ);
- Дать возможность существующим в школе сообществам понять друг-друга, исходя из личностных, а не ролевых отношений;
- Снизить уровень агрессивности в школьном сообществе;
- Способствовать уровню коммуникативных навыков подростков
Медиация – (посредничество)
- Альтернативный метод разрешения конфликта при участии третьей, беспристрастной, нейтральной стороны (медиатора), оказывающей содействие лицам, вовлеченным в спор и добровольно участвующим в процедуре медиации, с целью выработки взаимоприемлемого и жизнеспособного решения по его урегулированию на условиях взаимного уважения и принятия права каждой из сторон защищать свои интересы.
«Не учить, не лечить, не судить»
«Группа равных»
В «группу равных» входят учащиеся – волонтеры 8-11 классов, обладающие необходимыми личностными качествами и определенным уровнем развития коммуникативных навыков, изъявившие желание принимать участие в школьной медиации
Критерии отбора учащихся-волонтеров:
- Заинтересованность в посреднической деятельности школьной службы медиации;
- Личностные особенности учащихся, необходимые для осуществления волонтёрской деятельности.
Качества, которыми должен обладать учащийся-волонтер:
- Социально-общественной активностью;
- Быть терпимым к мнению другого человека, абстрагироваться от собственной позиции по предмету конфликта;
- Уметь слушать, не перебивая собеседника;
- Быть доброжелательным и уметь предполагать добрые намерения;
- Вести себя корректно в любой ситуации;
- Уметь вежливо и этично предупреждать участников программ медиации о возможности блокировки за нарушения процедуры;
- Быть сдержанным, контролировать свои движения, речь, мимику;
- Быть нейтральным и не позволять втягивать себя на позицию одной из сторон;
- Быть уверенным в себе.
Прием отбора будущих школьников-волонтеров: 1 этап
1. К кому из учащихся своего класса вы обращаетесь, если вы поругались, у вас плохое настроение или у вас что-то случилось?
2. У нас создается группа из учащихся, которая будет помогать сверстникам решать конфликты. Кому интересно познакомиться с этим поближе и больше об этом узнать ?
2-й этап отбора волонтеров
- В результате образуется два списка, на пересечении которых видны заинтересованные подростки, к которым обращаются одноклассники.
- Списки могут редактироваться специалистами школьной службы медиации исходя из личностных характеристик учащихся и других показателей.
3 этап Информирование родителей
- Родители дают свое письменное согласие на участие их ребенка в Школьной службе медиации
Программа обучающих занятий для волонтёров: 3-й этап
Цель: обучение волонтеров-посредников навыкам разрешения конфликтных ситуаций в рамках восстановительных программ Службы примирения.
Задачи:
- информировать участников группы о понятиях: « конфликт», «стили поведения в конфликтной ситуации», «Служба примирения», «посредник»;
- содействовать осознанию личностного ресурса для реализации посреднической деятельности;
- информировать участников об этапах разрешения конфликта;
- отработать практические навыки разрешения конфликтной ситуации.
- Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения;
- Участники тренинга: учащиеся, прошедшие отбор;
- Время проведения: пять дней по 1-1.5 часа в зависимости от количества участников.
Программа нашей школы
В программу входят:
- Выявления и обор кандидатов на роль волонтёров-посредников для работы в Службе примирения
- Ознакомление участников с особенностями посреднической деятельности.
- Обучение волонтеров-посредников навыкам разрешения конфликтных ситуаций в рамках Службы примирения
- Формирование умения работать в команде
- Отработка практических навыков разрешения конфликтной ситуации.
Что школьники могут сделать для развития службы медиации?
- Осваивать переговорные техники и восстановительные процедуры;
- Помогать друзьям, сверстникам (и родителям) в примирении;
- Рекомендовать друзьям обращаться в службу примирения;
- Начать осваивать новую профессию медиатор , получить уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности;
- Научить других, убеждать словами, а не силой;
- Выпуск рекламных буклетов и их распространение;
- Организация и проведение рекламных акций.
Чем служба может помочь школьному психологу?
В результате медиации у школьников может появиться стремление изменить свое поведение, обучиться недостающим навыкам (умение отказом ответить на сомнительное предложение, умение контролировать свою агрессию, планировать свое время). Со сформированным запросом он может прийти к школьному психологу
Чем может помочь психолог для поддержки службы примирения
Помочь медиаторам в освоении навыков коммуникации(проводить игры, тренинги, тестирование)
Спасибо за внимание!