СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Служебные части речи (тест)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Служебные части речи (тест)»

1. Найди соответствия:

а) даже, ни, ведь, всё-таки, уж

б) что за, как в) давай, пусть, пускай

г) вот, вон д) только, лишь, исключительно

1 модальные (ограничи­тельные) частицы

2 модальные (указатель­ные) частицы

3 модальные (восклица­тельные) частицы

4 формообразующие частицы

5 модальные (усилитель­ные) частицы


2. Укажи вопросительные частицы:

а) именно, как раз;

б) что за, как;

в) неужели, разве;

г) вряд ли, едва ли;

д) даже, же.


3. Выдели предложения с частицами.

а) Ведь выполнили мы эту сложную работу!

б) Может быть, он сумеет убедить его в неправильности вы­бранного решения.

в) Даже ночью светлы берёзы-самоцветы.

г) В огороде росли лишь самые необходимые овощи.

д) Что нужно сделать, чтобы вместе с вами отправиться в поход?

4. Найди соответствия:

а) вон, вот б) что за, как

в) давайте, пусть, да г) неужели, ли, разве д) только, лишь, исключительно

1 модальные (ограничительные) частицы

2 модальные (указательные) частицы

3 модальные (вопросительные) частицы

4 модальные (восклицательные) частицы

5 формообразующие частицы


5. Укажи усилительные частицы:

а) неужели, разве;

б) вряд ли, едва ли;

в) даже, ведь;

г) что за, как;

д) вон, вот.

6. Выдели предложения с частицами.

а) Пойдём сейчас же!

б) Давайте споём песню.

в) Ну, говори поскорее...

г) Урожай яблок был бы очень хороший.

д) Статья весьма интересная.

7. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом ц. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.

1. На ней то(же) платье, что и вчера.

2. Так(же), как и много лет назад...

3. Друзья то(же) приехали.

4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.

А. Слитное написание союза.

Б. Раздельное написание слов с частицей же.

8. Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы бы при местоимении что. В каком примере он употреблён?

1. Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.

2. Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.

9. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.

1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.

2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.

3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

А. Слитное написание союза.

Б. Раздельное написание частицы бы и местоимения что.

10. Укажите в тексте слово, не обладающее собственным значением, но придающее дополнительный оттенок значениям других слов или всему предложению.

Как кроток и отраден день лучистый... (К. Бальмонт).

1. Первое слово.

2. Второе слово.

3. Третье слово.

4. Четвёртое слово.

11. Укажите в тексте слово, создающее особую грамматическую форму, но лишённое самостоятельного грамматического значения.

Пусть не сабельным ударом пресечётся жизнь моя! (Д. Давыдов).

1. Слово моя — с указательным значением.

2. Слово пусть — формирующее значение повелительного наклонения.

3. Слово не — отрицание.

12. Какие дополнительные оттенки вносят частицы?

1. Неужели опоздал? Разве ты не знал? Ты ли это сделал?

2. Вот мой дом. Вон там гора.

3. Что за аромат! Куда уж тебе!

А. Оттенок указательности.

Б. Вопросительные.

В. Восклицательные: оттенок эмоциональности.

13. Определите по дополнительному оттенку, вносимому частицами в предложения, их разряд.

1. Она просила исполнять ваши желания, и только (Н. Лесков).

2. Матушка на другой же день отправилась к мачехе, поджидавшей её с особенным нетерпением (Е. Водовозова).

3. Он моря не боится (И. Бунин).

4. Нет ни звезды (И. Бунин).

А. Отрицательная частица. Б. Усилительная частица.

14. Какие формы глагола образованы с помощью частиц?

1. Мне опять пришли в голову её злосчастные слова: «Пусть умирает» (Е. Водовозова).

2. Вот бы с ними нам потанцевать бы под волынку и под бубен гулкий! (Н. Кончаловская).

А. Форма повелительного наклонения.

Б. Форма сослагательного (условного) наклонения.

15. В каждом столбике укажи союз:

а) то же; г) и так;

б) так что; д) также;

в) что же; е) так же.

16. В каждом ряду выдели сочинительный союз:

a) также, в то время как, так как;

б) что, если, не только ... но и;

в) то ... то, если, потому что.

17. Определи и отметь...

сравнительный союз: 1 если, будто, пока, пусть;

целевой : 2 ибо, чтобы, потому что, как;

условный: 3 едва, что, лишь только, если.

18. Найди соответствия:

а) однако, зато, но б) то ... то, не то ... не то, или

в) как ... так и, и, да (=и)

1 противительные союзы

2 соединительные союзы

3 разделительные союзы

19. Укажи ряд, в котором перечислены только союзы:

а) что, а, то ... то, ввиду;

б) раз, как скоро, с тем чтобы, так что;

в) зато, вследствие того что, несмотря на, из-за.

20. Выпиши номера пропусков, где необходимо поставить запятые.


а) Белый медведь бродит среди дрейфующих льдов 1_ как ле-

том _2 так и зимой.___________

б) В кроссе участвовали _1 не только юноши 2_ но и девушки.____

в) Для того 1_ чтобы хорошо разбираться в каком-либо техни-

ческом приборе _2 нужно знать основы физики.___________

г) В степи было тихо и пасмурно 1_ несмотря на то 2_ что солнце уже поднялось.___________

д) Мы опоздали _1 только оттого _2 что долго собирались._______

е) Он всё сделал так 1_ как ему сказали._____

ж) Он не смог прийти на праздник 1_ так _2 как накануне сильно простудился.___________

21. Раздельно пишутся слова в предложениях:

а) Слева от дороги то(же) были холмы.

б) Лес так(же) хорош, как и три года назад.

в) То(же) слово, да не так бы молвил.

г) Что(бы) осмотреть другие холмы, нам пришлось пройти пеш­ком дальше по долине.

д) Что(бы) вы нам пожелали перед отъездом?

е) Убранство других комнат так(же) не отличалось комфортом.

ж) Кругом всё было так(же) тихо, как накануне.

22. Укажи ряд, в котором перечислены только союзы:

а) вряд ли, же, потому что, зато;

б) хотя, если, пусть, раз;

в) но, либо, с тех пор как, благодаря.

23. Выпиши номера пропусков, где необходимо поставить запятые.

а) По мере того 1_ как приближался день нашего выступления _2

наше волнение _3 усиливалось.___________

б) Мы очень поздно вышли из дома _1 вследствие чего _2 не успели к открытию спартакиады.___________

в) Отряд остановился 1_ так _2 как впереди была отвесная скала.___________

г) Слышится _1 то шёпот _2 то осторожный шелест.___________

д) Судьба этих уникальных животных не может не волновать _1

не только ученых 2_ но и всех защитников 3_ и любителей при­роды. ___________

е) Для того _1 чтобы добраться до озера 2_ потребовалось нема­ло времени.___________

ж) Так _1 как брат вовремя не приобрёл билет 2_ он не смог при­сутствовать на матче.___________

24. Слитно пишутся слова в предложениях:

а) Брат сказал то(же), что не раз говорил отец.

б) Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не несло жаром.

в) Дальний горизонт был так(же) ясен, как днём.

г) Что(бы) нам успешно выступить на конкурсе, нужно долго и тщательно готовиться.

д) В комнате было тихо, во всём доме то(же) не было звуков.

е) «Необходимы так(же) водные процедуры», — сказал врач. ж)«Что(бы) вам посоветовать?» — спросил доктор.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!